Пластичная смазка
Использование: в контактах металл-резина для снижения коэффициента трения. Сущность изобретения: пластичная смазка содержит, мас.%: литиевое мыло высшей жирной кислоты 10 - 17; дибутилфталат 4 - 7; глицерин 3 - 5; смесь нефтяного глубоко депарафинизированного масла и полиэтилсилоксановой жидкости (соотношение 1 : 0,9 - 1,6) - остальное. 2 табл.
Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для снижения коэффициента трения в контактах металл-резина и может быть использовано в железнодорожном транспорте, в частности, для смазывания тормозных цилиндров и воздухораспределителей тормозных систем подвижного состава железнодорожного транспорта, цилиндров пневмоприводов токоприемников электроподвижного состава и т.п.
Указанные и конструктивно подобные им пневматические узлы эксплуатируются в довольно жестких условиях, обусловленных тем, что воздух для работы забирается из окружающей среды, разнообразие же погодных условий даже во время одного пробега железнодорожного состава (например, Сочи-Воркута) вызывает необходимость использования в этих узлах трения смазок, работоспособных во всем интервале возможных изменений температуры и относительной влажности воздуха, т.е. в интервале от -60 до +50оС и 10 100 соответственно. Известны промышленно выпускаемые пластичные смазки, предназначенные для указанных узлов трения, которые обеспечивают возможность их эксплуатации при температурах от -60 до +50оС. К ним относятся: смазка ЖТ-72 (ТУ 38 101345-77) и смазка ЖТ-79Л (ТУ 32ЦТ 1176-83) [1] Смазка ЖТ-72 представляет собой полиэтилсилоксановую жидкость 132-24, загущенную комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот. Смазка содержит дифениламин (антиокислительную присадку) и пластификатор дибутилфталат. Как и все пластичные смазки на основе полиэтилсилоксановых жидкостей смазка ЖТ-72 имеет низкие противоизносные свойства, что вкупе с дефицитностью полиэтилсилоксановых жидкостей обусловило необходимсть ее замены более совершенной смазкой, которой и стала пластичная смазка ЖТ-79Л, принятая в качестве ближайшего аналога патентуемой смазки. Пластичная смазка ЖТ-79Л содержит, мас. литиевое мыло высшей жирной кислоты (стеарат лития) 12; дифениламин 0,5; дибутилфталат 11; смесь изопарафинового масла (ИПМ) и полиэтилсилоксановой жидкости 132-24 в соотношении 1,5 1 до 100. Опыт эксплуатации известных пластичных смазок указанного назначения выявил их недостатки, связанные с особенностями эксплуатации систем, для смазывания которых они предназначены. Так, воздух при заборе его в тормозную пневмосистему подвергается резкому сжатию до 0,9 МПа; в условиях высокой относительной влажности окружающего воздуха таковое сжатие его сопровождается выделением водного конденсата, который накапливается в тормозном оборудовании. Зимой при отрицательных температурах конденсат замерзает и образует на стенках цилиндров пневмоприводов "бляшки" льда. При перемещении поршня по цилиндру эти бляшки попадают под резиновую уплотнительную манжету, что приводит к нарушению герметичности тормозного прибора, перерасходу воздуха, а в наиболее тяжелых случаях к изменению времени торможения и длины тормозного пути, т.е. к нарушению безопасности движения поездов. Попытки устранить образование ледяных бляшек путем осушки забираемого в тормозную пневмосистему воздуха оказались не эффективными: ледяные бляшки все равно образовывались, только медленнее. Предлагаемая смазка при работе зимой предотвращает влияние образующегося в тормозных приборах льда на процесс торможения, что является новым техническим результатом. В соответствии с изобретением предлагается пластичная смазка, содержащая, мас. литиевое мыло высшей жирной кислоты 10-17; дибутилфталат 4-7; глицерин 3-5; смесь масла базового нефтяного глубоко депарафинированного и полиэтилсилоксановой жидкости в массовом соотношении 1: (0,9-1,6) до 100. Общими признаками заявленной пластичной смазки с ее ближайшим аналогом являются назначения объектов (что отражено в названии изобретения) и следующие признаки, характеризующие их состав; обе смазки загущены литиевым мылом высшей жирной кислоты и содержат дибутилфталат, дисперсионную среду обеих смазок можно охарактеризовать как смесь низкозастывающего углеводородного масла с полиэтилсилоксановой жидкостью. В отличие от ближайшего аналога в качестве дисперсионной среды пластичная смазка содержит смесь масла базового нефтяного глубоко депарафинированного и полиэтилсилоксановой жидкости в массовом соотношении 1:(0,9-1,6), дополнительно смазка содержит глицерин, отличается также заявленная пластичная смазка приведенным соотношением компонентов. Пластичная смазка в соответствии с изобретением может быть приготовлена общеизвестным для специалистов в области технологии пластичных смазок способом [2] В процессе приготовления пластичной смазки целесообразно использовать промышленно выпускаемые продукты: масло МВП (ГОСТ 1805-81) или масло АУ (ТУ 38 301-20-23-90), полиэтилсилоксановую жидкость марок 132-24 и 132-25 (ТУ 10345-82), оксид лития (ГОСТ 15171-78), стеариновую кислоту стеарин технический, ГОСТ 6484-77), дибутилфталат (ДБФ, ГОСТ 8728-77), глицерин (ГОСТ 6823-77). Смазка может также содержать помимо указанных необходимых компонентов различные функциональные добавки, не влияющие существенно на показатели, определяющие ее назначение или новые технические свойства; к таковым компонентам, в частности, относятся антиоксиданты, например дифениламин, антистарители резины, например Неозон Д, красители-маркеры и т.п. Сущность изобретения проиллюстрирована приведенными примерами. В реактор-мешалку с внешним обогревом загружают расчетное количество водного раствора оксида лития, жирных кислот и 1/3 положенной по рецептуре масляной основы. При перемешивании повышают температуру до расплавления омыляемого сырья, проводят омыление (окончание которого фиксируют по прекращению выпаривания воды), повышают температуру до расплавления мыла (обычно до 200 210оС), подают оставшуюся часть (2/3) масляной основы, охлаждают продукты до 120оС, вводят расчетное количество глицерина, охлаждают реактор до комнатной температуры, вводят расчетное количество дибутилфталата и гомогенизируют полученную пластичную смазку. В соответствии с приведенной технологией готовят ряд образцов пластичной смазки, рецептура приготовленных образцов приведена в табл.1. Там же приведена рецептура ближайшего аналога (1). Образцы смазок подвергают следующим испытаниям. 1. Способность смазки обеспечивать работоспособность оборудования при температуре до минус 60оС определяют по значению динамической вязкости при этой температуре по ГОСТ 7163-63. Смазку считают прошедшей испытание, если динамическая вязкость (V) не превышает 800 Па

Формула изобретения
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА, содержащая смесь углеводородного масла с полиэтилсилоксановой жидкостью, литиевое мыло высшей жирной кислоты и дибутилфталат, отличающаяся тем, что смазка в качестве углеводородного масла содержит нефтяное глубокодепарафинированное масло в массовом соотношении к полиэтилсилоксановой жидкости 1:0,9-1,6 и дополнительно смазка содержит глицерин при следующем соотношении компонентов, мас.%: Литиевое мыло высшей жирной кислоты - 10 - 17 Дибутилфталат - 4 - 7 Глицерин - 3 - 5 Смесь нефтяного глубокодепарафинированного масла и полиэтилсилоксановой жидкости в их массовом соотношении 1:0,9-1,6 - ОстальноеРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2