Присадка к смазочным маслам
Сущность изобретения: присадка к смазочным маслам содержит, мас. молибденово-кислый аммоний 10 20, синтетические жирные кислоты фракции C10-C22 до 100. 5 ил. 5 табл.
Изобретение относится к составам смазочных материалов, а также использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифpикционных и противоизносных свойств масел двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части машин.
В литературе имеются данные о том, что введение в масло жирных кислот улучшает его антифрикционные и противоизносные свойства. Однако в свободном состоянии они увеличивают коррозионную активность масла [1] Кроме того, низкомолекулярные жирные кислоты вызывают корродирующее действие вследствие их высокой кислотности [2] Известна антифрикционная маслорастворимая присадка на основе ненасыщенной жирной кислоты природного происхождения для двигателей внутреннего сгорания [3] Недостатком данной присадки является то, что при высоких нагрузках снижаются трибологические свойства моторного масла с ее введением. Наиболее близким к предлагаемому является известный состав противоизносной присадки [4] на основе олеиновой кислоты жирной кислоты фракции С18 природного происхождения, и олеата меди соли металла переменной валентности, при следующих соотношениях компонентов, мас. Олеат одновалентной меди 25.60 Олеиновая кислота до 100 Недостатком данной присадки является то, что выделяющаяся в процессе трения металлическая медь, а также ее соли являются катализаторами окислительных процессов в масле, что ухудшает его антиокислительные свойства, термическую стабильность и усиливает коррозионную активность, особенно для цветных металлов. Это делает невозможным длительно использовать масло и резко сокращает срок его службы. Целью изобретения является улучшение антифрикционных и противоизносных свойств товарных минеральных масел. Поставленная цель достигается тем, что в присадке к минеральным маслам, содержащей жирную кислоту фракции С18 природного происхождения и соединение металла переменной валентности в качестве жирной кислоты используют синтетические жирные кислоты фракций С10-С22, а в качестве соединения металла переменной валентности используют молибденово-кислый аммоний при следующих соотношениях, мас. Молибденово-кислый аммоний 10-20 Синтетические жирные кислоты до 100 Данная смазочная композиция соответствует критерию "новизна", так как имеет отличие от прототипа. Таким отличием является то, что в качестве жирной кислоты присадка содержит синтетические жирные кислоты фракций С10-С22, а в качестве металла переменной валентности содержит молибденово-кислый аммоний. Замена жирной кислоты фракции С17 природного происхождения на синтетические жирные кислоты позволяет существенно улучшить антифрикционные и противоизносные свойства присадки и, следовательно, базового товарного масла. Это достигается тем, что используют высокомолекулярные фракции С18-С22. Повышенная стабильность к окислению и пониженная по сравнению с жирными кислотами природного происхождения коррозионная активность позволяют использовать в качестве компонента среднемолекулярные синтетические жирные кислоты фракции С10-С17. Таким образом, применение синтетических жирных кислот фракций С10-С22 расширяет сырьевое обеспечение производства присадки. Замена олеата одновалентной меди молибденово-кислым аммонием позволяет снизить коррозионную активность присадки и смазочного масла в целом. Это достигается нейтрализацией синтетической жирной кислоты и образованием нового соединения молибдена за счет того, что в качестве соединения, имеющего в себе нейтрализующую группу NH4+ и молибден используют молибденово-кислый аммоний. Применение синтетических жирных кислот фракций С10-С22 и молибденово-кислого аммония для улучшения трибохарактеристик присадки и товарного масла в целом и снижения их коррозионной активности ранее неизвестно и эти свойства не вытекают из свойств как синтетических жирных кислот фракций С10-С22, так и молибденово-кислого аммония. Следовательно, имеет место появление у нового объекта нового свойства в результате добавления к известному объекту известной части. Это обстоятельство свидетельствует о соответствии предлагаемого технического решения критерию "изобретательский уровень". Применение синтетических жирных кислот фракционного состава от С10 до С22 обусловлено тем, что именно они обеспечивают лучшие антифрикционные и противоизносные свойства присадки в широком диапазоне нагрузок (фиг. 1-4, кривые 4-6). Использование синтетических жирных кислот фракционного состава С7-С9 и менее приводит к резкому снижению трибологических характеристик (фиг. 1-4). Высокомолекулярные синтетические жирные кислоты (С22) приводят к ухудшению вязкостно-температурных характеристик масла в связи с ростом температуры плавления кислоты. Граничные пункты соотношения компонентов присадки в пределах 10-20% для молибденово-кислого аммония обусловлены тем, что введение менее 10% ведет к ухудшению антифрикционных и противоизносных свойств присадки, а добавление более 20% экономически нецелесообразно, так как увеличивает стоимость присадки при несущественном изменении ее трибологических свойств (табл. 1). Трибологические свойства образцов смазочной композиции оценивали на четырехшариковой машине трения в соответствии с ГОСТом 9490-75. Время испытания каждого образца 120 мин при следующем режиме нагружения (табл. 2). Антифрикционные свойства определяли по изменению температуры смазочной композиции, генерируемой в зоне трения в соответствии с выражением Т Тmax То, где Т приращение температуры; Тmax максимальная температура, генерированная в зоне трения; То температура в начале испытания. Противоизносные свойства определяли по диаметру пятна износа d в соответствии с ГОСТом 9490-75. Уровень коррозионной активности определяли в соответствии с ГОСТом 20502-75 (метод Б) на приборе АП-1 по изменению массы пластинок. В качестве материала, подвергавшегося испытанию, использовали фрагмент сталеалюминиевого вкладыша двигателя ЗМЗ-53. Примеры составов по табл. 3 готовили следующим образом. Синтетические жирные кислоты различных фракций нагревали до 110-120оС, а затем вводили молибденово-кислый аммоний и перемешивали в течение 30-40 мин. Образцы присадки (табл. 3) вводили в базовое масло М-8-В1 в количестве 1 мас. Растворимость хорошая. Выпадения в осадок не наблюдалось. Результаты лабораторных испытаний показали (табл. 1), что предлагаемый состав присадки, состоящий из синтетических жирных кислот фракций С10-С22 и молибденово-кислого аммония, при нагрузках до 490 Н включительно позволяет улучшить антифрикционные свойства базового масла в 1,35-1,44 раза, а противоизносные свойства в 1,60-1,78 раза (для примеров 2). Для оценки работы предлагаемой смазочной композиции при повышенных нагрузках проводили испытания на четырехшариковой машине трения на режимах, представленных в табл. 4. Результаты испытаний (для примеров 2) при нагрузках до 784 Н показали (табл. 5), что наблюдается также устойчивое улучшение антифрикционных (в 1,37-1,44 раза) и противоизносных (в 1,98-2,07 раза) свойств по отношению к минеральному маслу М-8-В1 (базовый вариант). На фиг. 1-3 представлены результаты этих испытаний. Для сравнения эффективности предлагаемого технического решения на фиг. 1-3 представлены результаты испытаний присадки [3] Оценка уровня коррозионной активности масла М-8-В1 показала, что дополнительное введение присадки на основе синтетических жирных кислот фракций С10-С22 и молибденово-кислого аммония ведет к ее снижению. При этом коррозионная активность композиции предлагаемого технического решения снизилась по отношению к маслу М-8-В1 без добавки в 1,52 раза (фиг. 5).
Формула изобретения
Синтетические жирные кислоты фракции C10 C22 - До 100
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Похожие патенты:
Пластичная смазка // 2048507
Смазка // 2048506
Рабочая жидкость для электрооборудования // 2047654
Изобретение относится к рабочим жидкостям для электрооборудования и может быть использовано особенно эффективно, в частности в системах охлаждения погружного электрооборудования, для трансформаторов ручных переносных приборов, например, сварочных аппаратов и т.п
Пластичная смазка // 2047653
Изобретение относится к пластичным смазкам общего назначения, предназначенным для узлов трения машин и механизмов, работающих в интервале температур от -40 до +120оС, в частности, для узлов трения текстильного технологического оборудования
Смазочное масло для холодильных машин // 2047652
Изобретение относится к составам смазочных масел, являющихся смесью высокомолекулярных соединений и применяющихся в холодильных машинах, в частности для холодильных агрегатов, работающих на фторуглеводородных агентах и конкретно на 1,1,1,2-тетрафторэтане (R-134A)
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым для механической обработки металлов, например при резании, шлифовании, хонинговании черных и цветных металлов
Изобретение относится к составу металлоплакирующей присадки к смазочным композициям
Изобретение относится к концентратам синтетических смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), используемым для механической обработки металлов, например, при токарных работах, как органическая основа полировально-шлифовальных паст, смываемых водными растворами технических моющих средств (ТМС), а также может найти применение в операциях штамповки, волочения и других, для обмазки форм железобетонных изделий, как сырье для получения ряда продуктов промышленного назначения
Смазочная композиция // 2043395
Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к пластичным смазкам для высокоскоростных и тяжелонагруженных подшипников качения
Индустриальное масло // 2042711
Изобретение относится к производству индустриальных легированных масел, в частности масел для смазывания редукторов и различных видов передач, работающих при наличии ударных нагрузок, а также в циркуляционных системах для смазки различных механизмов, работающих при повышенных нагрузках
Изобретение относится к составам для приготовления эмульсии смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при обработке металлов резанием
Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих жидкостей, применяемых при механической обработке металлов резанием, в частности при изготовлении деталей подшипников (роликов, колец) из стали ШХ-15
Изобретение относится к составам присадок, улучшающих противоизносные свойства масляных смазочно-охлаждающих жидкостей