Способ комплектования топливопроводов высокого давления для топливной аппаратуры дизеля и устройство для его осуществления
Использование: в двигателестроении, в частности при комплектовании топливной аппаратуры дизеля. Сущность изобретения: изменяют пропускную способность выбракованных топливопроводов путем изменения осевого полжения вводимого в них дополнительного элемента, при этом дополнительный элемент выполнен в виде последовательно концентрично расположенных в головке топливопровода со стороны форсунки резьбового колодца и седла, а также установленной в резьбовом колодце вставки с отверстиями. В зависимости от положения вставки относительно седла пропускная способность топливопровода может быть увеличена или уменьшена. 2 с. и з. п. ф - лы, 3 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при комплектовании топливной аппаратуры дизеля.
Известен способ комплектования топливопроводов высокого давления для топливной аппаратуры дизеля, включающий проверку их пропускной способности в составе эталонного комплекта топливной аппаратуры, распределение по группам гидравлического единообразия, выбраковку и изменение пропускной способности выбракованных топливопроводов [1] Недостатком способа [1] является отсутствие четких рекомендаций по изменению пропускной способности выбракованных топливопроводов, что снижает эффективность их комплектования для топливной аппаратуры дизеля (завышенный объем отбраковки при дефиците необходимых топливопроводов-вынужденное нарушение требуемого сочетания групп гидравлического единообразия, увеличение затрат времени на комплектование). Известно устройство комплектования топливопроводов высокого давления для топливной аппаратуры дизеля, содержащее размещенный в канале топливопровода дополнительный элемент с регулируемой гидравлической характеристикой [2] Дополнительный элемент в известном устройстве выполнен в виде проволоки, а регулирование гидравлической характеристики топливопровода достигают путем изменения диаметра проволоки в пределах отношения ее диаметра к диаметру канала топливопровода не более 0,5. Недостатком известного устройства [2] является ограниченность возможности изменения гидравлической характеристики топливопровода для получения необходимой его пропускной способности вследствие того, что снижение объема канала топливопровода при установке в него проволоки (вытеснителя), способствующее увеличению пропускной способности, одновременно сопровождается уменьшением проходного сечения и увеличением местного гидравлического сопротивления топливопровода, что снижает его пропускную способность и нивелирует достигаемый положительный эффект. Отсутствие фиксации проволоки может приводить к ее выпаданию и утере при разборке, а также к попаданию проволоки в штуцер насоса высокого давления. Кроме того, весьма трудоемок при комплектовании индивидуальный подбор диаметра проволоки под конкретный топливопровод для точного обеспечения его гидравлической характеристики. Технической задачей изобретения является повышение эффективности и расширение возможностей при комплектовании топливопроводов топливной аппаратуры дизелей. Решение указанной технической задачи достигается тем, что в известном способе комплектования топливопроводов высокого давления для топливной аппаратуры дизеля, включающем проверку их пропускной способности в составе эталонного комплекта топливной аппаратуры, распределение по группам гидравлического единообразия, выбраковку и изменение пропускной способности выбракованных топливопроводов, согласно изобретению изменение пропускной способности выбракованных топливопроводов производят путем введения в выбракованные топливопроводы дополнительного элемента, изменения его осевого положения в канале топливопровода от исходного, соответствующего прохождению прямой волны давления без отражения от дополнительного элемента, до необходимого, обеспечивающего требуемую величину пропускной способности, причем увеличение волнового сопротивления дополнительного элемента обеспечивают в направлении от форсунки к насосу при сохранении лимитирующего проходного сечения дополнительного элемента, равного сечению канала топливопровода. Решение поставленной технической задачи достигается также тем, что в известном устройстве комплектования топливопроводов высокого давления для топливной аппаратуры дизеля, содержащем размещенный в канале топливопровода дополнительный элемент с регулируемой гидравлической характеристикой, согласно изобретению дополнительный элемент выполнен в виде последовательно концентрично расположенных в головке топливопровода со стороны форсунки резьбового колодца, седла и размещенной в резьбовом колодце вставки, снабженной дросселем, выполненным в виде соосного с резьбой усеченного конуса с меньшим основанием со стороны канала топливопровода, сквозным осевым отверстием, по диаметру равным диаметру канала топливопровода, поперечным шлицем на торце, обращенном к форсунке, и по меньшей мере двумя расположенными на конусе наклонными отверстиями с наклоном осей под острым углом к направлению движения отраженной от форсунки волны, причем сквозное осевое отверстие сообщено с полостью резьбового колодца через наклонные отверстия, а суммарная площадь наклонных отверстий выполнена не менее площади проходного сечения канала топливопровода. Решение поставленной технической задачи достигается также тем, что в устройстве согласно изобретению резьбовой колодец снабжен кольцевой канавкой, размещенной в конце колодца соосно с ним. Кроме того, вставка дополнительно снабжена резьбой основного шага с числом витков не более 6, выполненной в сквозном осевом отверстии со стороны торца, обращенного к форсунке. Кроме того, вставка дополнительно снабжена разгонным конусом с наклоном образующей к основанию в пределах 8-10оС и высотой 10-15 диаметров канала топливопровода, размещенным в сквозном осевом отверстии со стороны торца вставки, обращенного к насосу. На фиг. 1 представлен разрез головки топливопровода с устройством для осуществления способа; на фиг. 2 то же, с признаками устройства по вариантам; на фиг. 3 график изменения пропускной способности от положения дополнительного элемента в головке топливопровода. Устройство для осуществления способа комплектования топливопроводов высокого давления содержит размещенный в канале 1 топливопровода 2 дополнительный элемент с регулируемой гидравлической характеристикой, который в виде последовательно концентрично расположенных в головке 3 топливопровода 2 со стороны форсунки (не показана) резьбового колодца 4, седла 5 и размещенной в резьбовом колодце 4 вставки 6, снабженной дросселем, выполненным в виде соосного с резьбой усеченного конуса 7 с меньшим основанием 8 со стороны канала 1 топливопровода 2, сквозным осевым отверстием 9, по диаметру равным диаметру канала 1 топливопровода 2, поперечным шлицем 10 на торце 11, обращенном к форсунке, и по меньшей мере двумя расположенными на конусе 7 наклонными отверстиями 12 с наклоном осей под острым углом к направлению движения отраженной от форсунки волны, причем сквозное осевое отверстие 9 сообщено с полостью 13 резьбового колодца 4 через наклонные отверстия 12, а суммарная площадь наклонных отверстий 12 выполнена не менее площади проходного сечения канала 1 топливопровода 2. Кроме того, в устройстве резьбовой колодец 4 снабжен кольцевой канавкой 14 (фиг. 2), размещенной в конце колодца 4 соосно с ним. Вставка 6 дополнительно снабжена резьбой 15 (фиг. 2) основного шага с числом витков не более 6, выполненной в сквозном осевом отверстии 9 со стороны торца 11, обращенного к форсунке. Вставка 6 дополнительно снабжена разгонным конусом 16 (фиг. 2) с наклоном образующей к основанию в пределах 8-10о и высотой 10-15 диаметров канала 1 топливопровода 2, размещенным в сквозном осевом отверстии 9 со стороны торца 17, обращенного к насосу (не показан). Способ комплектования топливопроводов высокого давления осуществляют следующим образом. Проверяют пропускную способность топливопроводов в составе эталонного комплекта топливной аппаратуры от секции эталонного насоса с эталонной форсункой. Далее осуществляют распределение их по группам гидравлического единообразия и выбраковку экземпляров, не соответствующих регламентированному диапазону величин пропускной способности. Затем изменяют пропускную способность выбракованных топливопроводов путем регулирования вводимого в топливопровод дополнительного элемента. Для этого дообрабатывают головку 3 топливопровода 2, присоединяемую к форсунке, и ввинчивают в нее вставку 6 до упора конуса 7 дросселя в седло 5, что соответствует исходному положению дополнительного элемента. Затем вновь проверяют пропускную способность топливопровода и вывинчивают при помощи поперечного шлица 10 вставку 6, контролируя изменение пропускной способности вплоть до получения требуемой величины. При этом обеспечивают увеличение волнового сопротивления дополнительного элемента в направлении от форсунки к насосу при сохранении лимитирующего проходного сечения у дополнительного элемента, равного сечению канала 1 топливопровода 2, вследствие подключения увеличивающегося по мере вывинчивания вставки 6 объема полости 13 перед входом в канал 1 и конструктивного выполнения сквозного осевого 9 и наклонных 12 отверстий. График изменения пропускной способности от подъема вставки 6 относительно седла 5 имеет две ветви и максимум (фиг. 3). При этом на левой ветви графика пропускная способность топливопровода возрастает от Qo до Q1, после чего падает вплоть до величины Q2, соответствующей положению упора вставки в корпус форсунки. Следовательно, устройство позволяет увеличивать пропускную способность в Q1/Qo раз или уменьшать ее в Q2/Qo раз в зависимости от регулируемого положения вставки относительно седла. Использование в устройстве кольцевой канавки, а также резьбы в сквозном осевом отверстии со стороны торца, обращенного к форсунке, и разгонного конуса со стороны торца, обращенного к насосу, позволяет расширить возможности изменения пропускной способности топливопровода. При комплектовании топливной аппаратуры дизеля Д-240 проверка четырех топливопроводов на секции эталонного насоса с эталонной форсункой показала на номинальном режиме разброс цикловых подач: 74, 71, 76 и 80 мм3/цикл. что при допускаемых пределах 73-77 мм3/цикл привело к отбраковке экземпляров топливопроводов с пропускной способностью 71 и 80 мм3/цикл. Оснащение отбракованных топливопроводов вставкой позволяет при соответствующей регулировке положения вставки относительно седла получить пропускную способность в пределах допуска. При этом для топливопровода с исходным показателем 71 мм 3/цикл вставка ввинчивалась на меньшую величину, чем для топливопровода с исходным показателем 80 мм3/цикл. Изобретение позволяет повысить эффективность комплектования топливопроводов и расширить возможности при комплектовании за счет снижения объема отбраковки вследствие использования дополнительного элемента (вставки), корректирующего гидравлическую характеристику топливопровода. Дообработка топливопровода для включения дополнительного элемента не представляет технологической сложности и нетрудоемка, поэтому при ремонте ввиду дефицитности топливопроводов трудозатраты на дообработку оправданы. По предварительным данным дообработка топливопроводов дает возможность снизить объем отбраковки
Формула изобретения
1. Способ комплектования топливопроводов высокого давления для топливной аппаратуры дизеля, включающий проверку их пропускной способности в составе эталонного комплекта топливной аппаратуры, распределение по группам гидравлического единообразия, выбраковку и изменение пропускной способности выбракованных топливопроводов, отличающийся тем, что изменение пропускной способности выбракованных топливопроводов производят путем введения в каждый из выбракованных топливопроводов дополнительного элемента, изменения его осевого положения в канале топливопровода от исходного, соответствующего прохождению прямой волны давления без отражения от дополнительного элемента, до необходимого, обеспечивающего требуемую величину пропускной способности, причем увеличение волнового сопротивления дополнительного элемента обеспечивают в направлении от форсунки к насосу при сохранении лимитирующего проходного сечения дополнительного элемента, равного сечению канала топливопровода. 2. Устройство для комплектования топливопроводов высокого давления для топливной аппаратуры дизеля, содержащее размещенный в канале выбракованного топливопровода дополнительный элемент с регулируемой гидравлической характеристикой, отличающееся тем, что дополнительный элемент выполнен в виде последовательно концентрично расположенных в головке выбракованного топливопровода со стороны форсунки разьбового колодца, седла и размещенной в резьбовом колодце вставки, снабженной дросселем, выполненным в виде соосного с резьбой усеченного конуса с меньшим основанием со стороны канала выбракованного топливопровода, сквозным осевым отверстием, по диаметру равным диаметру канала выбракованного топливопровода, поперечным шлицем на торце, обращенном к форсунке, и по меньшей мере двумя расположенными на конусе наклонными отверстиями с наклоном осей под острым углом к направлению движения отраженной от форсунки волны, причем сквозное осевое отверстие сообщено с полостью резьбового колодца через наклонные отверстия, суммарная площадь наклонных отверстий выполнена не менее площади проходного сечения канала выбракованного топливопровода, а колодец снабжен кольцевой канавкой, размещенной в конце колодка соосно с ним. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что вставка дополнительно снабжена резьбой основного шага с числом витков не более шести, выполненной в сквозном осевом отверстии со стороны торца, обращенного к форсунке. 4. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что вставка дополнительно снабжена разгонным конусом с наклоном образующей к основанию в пределах 8 - 10o и высотой 10 - 15 диаметров канала топливопровода, размещенным в сквозном осевом отверстии со стороны торца вставки, обращенного к насосу.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3