Система уплотнений роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания
Использование: система относится к технике, где используются уплотнения рабочих объемов роторно-поршневых двигателей. Система содержит расположенные в канавках каждого лопасти-поршня радиальные уплотнительные элементы, контактирующие с поверхностью рабочей камеры, торцевые уплотнительные элементы, установленные в пазах корпуса по обеим сторонам ротора и контактирующие с его торцевыми поверхностями, и дополнительные уплотнительные элементы, размещенные в канавках на стенках ротора по обеим сторонам от лопасти-поршня, контактирующие с боковыми стенками последнего и выполненные в виде П-образных пластин, верхняя перемычка которых расположена перпендикулярно плоскости вращения ротора, а их ножки направлены в сторону оси вращения ротора, при этом система дополнительно содержит секторные уплотнения и уплотнительные выступы, контактирующие с торцевыми уплотнительными элементами в корпусе, выполненные с внешней стороны секторных уплотнений, размещенных в лопасти-поршне, и имеющие длину в радиальном направлении, большую, чем половина величины смещения центра, образующего полутороидальную поверхность камеры, причем величины подбираются из условия, приведенного в тексте описания. 5 ил.
Изобретение относится к системам уплотнения рабочих объемов роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Известна система уплотнений роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащая расположенные в канавках каждой лопасти-поршня радиальные уплотнительные элементы, контактирующие с поверхностью рабочей камеры, торцовые уплотнительные элементы, установленные в пазах корпуса по обеим сторонам ротора и контактирующие с его торцовыми поверхностями, и дополнительные уплотнительные элементы, размещенные в канавках на стенках пазов ротора по обеим сторонам от лопасти-поршня, контактирующие с боковыми стенками последнего и выполненные в виде П-образных пластин, верхняя перемычка которых расположена перпендикулярно плоскости вращения ротора, а их ножки направлены в сторону оси вращения ротора. Известная система уплотнения имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что она не обеспечивает полную герметизацию рабочей камеры. Имеет место утечка заряда 10-15% камеры через переменные по величине зазоры между плоскостью торцового уплотнения, боковой поверхностью ножки П-образной пластины, стенкой лопасти-поршня и стенкой паза ротора. В известном устройстве нарушен принцип замкнутости различных типов уплотнений и непрерывности их контакта в течение всего рабочего цикла, т.е. неразрывности контактов уплотнительных элементов рабочих камер двигателя. Создание системы уплотнений с неразрывным контактом уплотнительных элементов для обеспечения герметичности рабочих камер в роторно-поршневом двигателе является задачей, на решение которой направлено изобретения. Сущность изобретения заключается в том, что в системе уплотнений роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащей расположенные в канавках каждой лопасти-поршня радиальные уплотнительные элементы, контактирующие с поверхностью рабочей камеры, торцовые уплотнительные элементы, установленные в пазах корпуса по обеим сторонам ротора и контактирующие с его торцовыми поверхностями, и дополнительные уплотнительные элементы, размещенные на стенках пазов ротора по обеим сторонам от лопасти-поршня, контактирующие с боковыми стенками последнего и выполненные в виде П-образных пластин, верхняя перемычка которых расположена перпендикулярно плоскости вращения ротора, а их ножки направлены в сторону оси вращения ротора, она дополнительно содержит секторные уплотнения и уплотнительные выступы, контактирующие с торцовыми уплотнитель- ными элементами в корпусе, выполненные с внешней стороны секторных уплотнений, размещенных в лопасти-поршне, и имеющие длину в радиальном направлении большую, чем половина величины смещения центра, образующего полутороидальную рабочую поверхность камеры, причем величины подбираются из условия





Нп ширина паза ротора;


iкам число камер сгорания в одной секции роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания. Для установки выступов 18, взаимодействующих с прямоугольными в поперечном сечении торцовыми уплотнительными элементами 13, в лопасти-поршне размещены секторные уплотнения 19, сбоку которых размещены выступы 18. Длина L выступов 18 в радиальном направлении больше одной четверти величины смещения центра е, образующего полутороидальную рабочую поверхность камеры. В корпусе 1 двигателя выполнены также впускной 20 и выпускной 21 каналы и установлена свеча 22 зажигания (или форсунка для впрыска топлива). Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом. При вращении вала 3 с ротором 4 и лопастями-поршнями 5 в рабочей камере 3 образуются полости изменяемых объемов, в которых протекают термодинамические процессы. Всасывание топливо-воздушного (или воздушного) заряда осуществляется через впускной канал 29 с последующим сжатием заряда в уменьшающейся по объему полости, заключенной между поверхностями рабочей камеры 2, ротора 4 и переднего торца лопасти-поршня 5. Сжатый заряд воспламеняется свечой зажигания 22 или впрыскивается топливо форсункой, что приводит к сгоранию топливовоздушной смеси, к повышению давления продуктов сгорания. Продукты сгорания воздействуют на задний торец лопасти-поршня 5, приводя во вращение ротор 4 и вал 3. Отработанные газы поступают в выпускной канал 21 и выводятся в атмосферу, после чего цикл повторяется. Причем рабочий цикл совершается за 360о поворота ротора во всех четырех камерах. Каждый такт совершается за 90о поворота ротора 4. Выполненные в лопастях-поршнях 5 секторные уплотнения 19, снабженные сбоку выступами 18, взаимодействуют последними с прямоугольными в поперечном сечении торцовыми уплотнительными элементами 13 и обеспечивают неразрывность контакта между ними. Выступы 18, выполненные в радиальном направлении длиной L больше половины величины смещения центра "е", образующего полутороидальную рабочую поверхность камеры, способствуют обеспечению неразрывности контакта торцовых уплотнений с уплотнениями, выполненными в канавках лопасти-поршня 5. Для устойчивости нахождения в канавке и надежности уплотнения оптимальными являются следующие соотношения соответствующих величин
L 0,25e; lo 0,5l; Ko 0,5К где L длина выступа 18 в радиальном направлении;
е величина смещения центра, образующего полутороидальную рабочую поверхность камеры;
lо длина выступа 18;
l ширина секторного уплотнения 19;
Ко толщина выступа 18;
К суммарная толщина секторного уплотнения 19 и выступа 18. Предлагаемое техническое решение обеспечивает герметичность рабочих объемов за счет уменьшения утечек через зазоры между плоскостью торцового уплотнения, боковой поверхностью ножки П-образной пластины, стенкой лопасти-поршня и стенкой паза ротора, обеспечивая неразрывность контакта дополнительных уплотнительных элементов и прямоугольных в поперечном сечении торцовых уплотнений в течение всего времени рабочего цикла, что в свою очередь повышает мощность, удельные мощностные и экономические показатели роторно-поршневого двигателя на 10-15%
Формула изобретения

где Rр - радиус ротора;
Rп - радиус поршня;

Hп - ширина паза ротора;

iкам - число камер сгорания в одной секции роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5