Уплотнение лопасти роторной машины
Авторы патента:
Сущность изобретения: уплотнительные пластины размещены в пазу лопасти и поджаты упругим элементом. Комплект пластин содержит профилированные элементы, размещенные в сопрягаемой детали соединения с образованием пространства, в котором расположен упругий элемент. Элементы выполнены клиновидными и/или имеют клиновидные участки и установлены с возможностью плотного контакта каждого с прилегающими элементами. Упругий элемент выполнен в виде разрезного пружинного кольца. 1 з.п.ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям уплотнений для роторных машин, например двигателей внутреннего сгорания (ДВС), компрессоров, насосов лопастного типа.
Известно радиальное уплотнение роторного ДВС, содержащее уплотнительную и две опорные пластины, а также экспандер, прижимающий опорные пластины к статору, которые по косой линии взаимодействует с уплотнительной пластиной (Бениович В. С. и др. Роторно-поршневые двигатели. М.: Машиностроение, 1968). Недостаток уплотнения заключается в том, что оно не обеспечивает уплотнения всех поверхностей трения лопасти роторнолопастного ДВС. Известно уплотнение лопасти с качающимися роторами, содержащее уплотнительные пластины, которые помещены в паз лопасти и соприкасаются друг с другом своими боковыми и торцовыми поверхностями, одновременно прижатые к поверхности трения пружинными элементами (патент Англии N 1358632, кл. F 01 C 9/00, 1974). Недостатком этой конструкции является невысокие эффективность и надежность уплотнения. Низкая эффективность объясняется тем, что при работе и износе уплотнений между торцовыми поверхностями уплотнительных пластин начинают появляться зазоры. Через обращенный к камере сгорания промежуток между уплотнительными пластинами одного ряда газ сначала попадает в паз лопасти под уплотнительные пластины, а затем выходит через другой промежуток на противоположную сторону этого ряда уплотнительных пластин. Так происходит, пока газ не пройдет все ряды уплотнительных пластин, находящихся в пазу лопасти, и не попадет в соседнюю камеру сгорания. Невысокая надежность объясняется тем, что пружины вставлены в пазы, прорезанные в каждой уплотнительной пластине, которые являются концентраторами напряжений. Целью изобретения является повышение эффективности и надежности уплотнения. Эффективность уплотнения достигается за счет того, что уплотнительные элементы выполнены клиновидными и при работе с помощью пружинного элемента компенсируют свой износ, исключая появление между собой и в местах соприкосновения с поверхностями трения каких-либо зазоров. Надежность уплотнения обеспечивается тем, что применяется малое количество элементов уплотнения, в частности пружинных элементов. Все это обеспечивает снижение потерь рабочего тела в рабочей камере роторной машины, а также дает возможность применения меньшего количества рядов уплотнения в лопасти, что уменьшает потери на трение и упрощает конструкцию. Поставленная цель достигается тем, что в конструкции уплотнения содержатся по меньшей мере четыре профилированных уплотнительных элемента, которые размещены в посадочном месте лопасти с образованием пространства, в котором находится пружинный элемент, плотно поджимающий уплотнительные элементы как друг к другу, так и к уплотняемым поверхностям. Уплотнительные элементы выполнены клиновидными или имеют клиновидные участки и в процессе работы постоянно компенсирует свой износ. Возможно выполнение упругого элемента в виде разрезного пружинного кольца. На фиг. 1 показан боковой разрез части роторной машины; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - изображение взаимодействия пружины с боковыми уплотнительными пластинами; на фиг. 4 - уплотнение лопасти в неизношенном состоянии; на фиг. 5-7 - работа уплотнения при его износе; на фиг. 8 и 9 - роторы объемной машины с лопастями; на фиг. 10 - сечение Б-Б на фиг. 8; на фиг. 11 - сечение В-В на фиг. 9; на фиг. 12 - боковой разрез роторной машины в сборе; на фиг. 13 - сечение Г-Г на фиг. 12; на фиг. 14 - скорректированная фиг. 4 с изображением упругого элемента и посадочного места уплотнения. Уплотнение лопасти роторной машины содержит четыре уплотнительные пластины и одну пружину. Пластины имеют клиновидную форму. Величины углов наклона их скошенных сторон рассчитываются с учетом коэффициентов трения материалов, из которых изготовлены уплотнительные и пружинный элементы, а также статор и ротор роторной машины. Пластины изготавливаются из износостойкого, а при необходимости из жаропрочного материала. Уплотнение лопасти 1 ротора 2 роторной машины (фиг. 1 и 2) содержит пружину 3 в виде разрезного кольца, помещенного в прорезь 4 лопасти 1, две боковые уплотнительные пластины 5 и 6, одну опорную 7 и одну верхнюю уплотнительную 8 пластины . Пружина 3 в виде кольца выполнена из пружинного материала, наружная радиальная и боковые поверхности которого шлифованы. Уплотнительные 5, 6, 8 и опорная 7 пластины выполнены из износостойкого материала с малым коэффициентом трения. Пластины 5-8 отшлифованы по всем поверхностям. Пружина 3 установлена в прорези 4 лопасти 1 так, что ее разрезная часть находится между точками L и M (фиг. 4). На фиг.3-7 пружина 3 показана в виде сплошной окружности. На фиг. 4-7 контур лопасти, скрытый пластинами, показан пунктиром. С пружинным кольцом непосредственно соприкасаются своими торцами пластины 5-7, а пластина 8 опирается на пластины 5 и 7 и не соприкасается с пружиной 3 (фиг. 2 и 4). Пластина 8 служит для уплотнения верхней поверхности трения лопасти 1 о статор 9 (фиг. 2). Пластина 5 необходима для уплотнения как боковой поверхности трения лопасти 1 о статор 9, так и поверхности трения лопасти 1 ротора 2 о другой ротор 10 (фиг. 2, 3 и 5). Пластина 6 служит для уплотнения другой боковой поверхности трения лопасти 1 о статор 9. Опорная пластина 7 нужна для устранения зазоров между уплотнительными пластинами 5, 6 и 8 при их износе по поверхности трения (фиг. 5-7). Для изготовления уплотнительных и опорной пластин сначала необходимо выполнить графическое построение их форм. Уплотнительная пластина 6 может иметь форму треугольника или трапеции (фиг. 4 и 2). В зависимости от размеров лопасти 1 и формы сечения статора 9 (фиг. 2) выбираются размеры АВ, ВС, CD, DЕ, FA (фиг. 4). Внутри фигуры, образованной линиями AB, BC, CD, DA, проводится окружность I (показана пунктиром) с таким диаметром, чтобы прямые линии а-а и б-б, проведенные к ней по касательной через точки В и С, составили между собой угол




Формула изобретения
1. УПЛОТНЕНИЕ ЛОПАСТИ РОТОРНОЙ МАШИНЫ, содержащее по меньшей мере один комплект уплотнительных пластин, размещенных в пазу лопасти и поджатых посредством упругого элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности и надежности путем компенсации износа элементов, комплект включает по меньшей мере четыре профилированных элемента, размещенных в сопрягаемой детали соединения с образованием пространства, в котором возможно размещение как минимум одного упругого элемента, при этом элементы выполнены клиновидными и/или имеют клиновидные участки и расположены с возможностью плотного контакта каждого с прилегающими элементами, а также с частями места установки. 2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что упругий элемент выполнен в виде разрезного пружинного кольца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14
Похожие патенты:
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания с контактной системой уплотнения
Роторный двигатель внутреннего сгорания // 2013598
Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано для увеличения его литровой мощности и снижения удельного расхода топлива
Роторная машина // 2013589
Уплотнение // 2012824
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям уплотнений для гидравлических, пневматических двигателей, насосов, расходомеров
Роторно-поршневой двигатель журилова в. // 1814689
Роторная машина // 1809857
Роторная машина // 1788305
Радиальное уплотнение роторного двигателя // 1788304
Радиальное уплотнение роторного двигателя // 1788303
Система уплотнения // 2116463
Изобретение относится к машиностроению, в частности к объемным роторно-поршневым машинам, в особенности к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания с планетарным движением ротора-поршня, и может быть использовано в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания по заявке N 93006289/06, опубликованной 30.04.95 (бюл
Изобретение относится к энергетическому оборудованию и может быть использовано в транспортной технике
Уплотнение роторно-поршневого двигателя // 2151881
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для роторно-поршневых двигателей
Роторная машина // 2155880
Изобретение относится к области энергетического машиностроения
Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромоторам внутреннего зацепления, предназначенным для гидропривода рабочих органов различных машин
Насос (варианты) // 2205980
Изобретение относится к насосам, таким как гидравлический насос, и особенно к насосу, который поддерживает сбалансированные аксиальные усилия на насосном механизме даже в случае высоких входных и выходных давлений
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания
Роторно-пластинчатый двигатель // 2220302
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания