Виброизолирующая опора двигателя внутреннего сгорания
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: виброизолирующая опора двигателя внутреннего сгорания содержит упругий элемент в виде замкнутой торообразной спирали, две пары металлических дисков, установленных на витках спирали в диаметрально противоположных точках окружности витков спирали. Стакан охватывает спираль с радиальным зозором, величина которого выбрана в пределах 0,5.0,7 от заданной величины вертикальной статической деформации спирали при номинальной нагрузке. Расстояние от торца стакана до поперечной плоскости симметрии торообразной спирали выбрано из условия h 0,5R где R радиус витка спирали. Внутренняя поверхность каждого наружного диска выполнена профилированной, поперечное сечение которой представляет собой гиперболу. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а более конкретно к усовершенствованию виброизолирующих опор двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для снижения шума и вибрации дизелей и других механизмов судовых и стационарных энергетических установок.
Известна виброизолирующая опора, содержащая упругий элемент, выполненный из стального троса, и имеющий форму спирали, две пары металлических пластин c поперечными канавками на внутренних поверхностях для обхвата и фиксирования витков спирали с двух диаметрально противоположных сторон. При этом верхняя подвижная пара пластин служит опорой двигателя, а нижняя неподвижная опорой фундаментной рамы [1] Недостатком такой опоры является то, что обладая требуемой жесткостью в вертикальном направлении, она не обладает необходимой горизонтальной жесткостью, т. е. жесткостью в продольном и поперечном направлениях. Указанное обстоятельство является одной из основных причин, ограничивающих широкое практическое использование таких виброизолирующих опор в судовых и транспортных дизелях. Известна виброизолирующая опора [2] содержащая упругий элемент, выполненный из стального троса в виде замкнутой спирали, имеющей форму тора, витки этой спирали имеют прямоугольную форму, а металлические пластины выполнены в виде дисков. Изготовление такого амортизатора технологически сложно. Эта сложность связана с изготовлением упругого элемента с прямоугольной формой витков спирали, особенно из троса большого диаметра. Такие амортизаторы (опоры) могут быть рассчитаны на небольшие номинальные нагрузки, а следовательно, не могут быть использованы в качестве виброизолирующих опор на двигателях внутреннего сгорания и, особенно, транспортного назначения. Эти амортизаторы, также как и вышеописанная опора не обладает необходимой жесткостью в горизонтальном (продольном и поперечном) направлении. Известна виброизолирующая опора ДВС [3] содержащая упругий элемент, выполненный в виде спирали из стального троса, и две пары металлических пластин, установленных на витках спирали с наружной и внутренней сторон в диаметрально противоположных точках окружности спирали, при этом в каждой паре металлических пластин, внутренние пластины выполнены в поперечном сечении либо Г-образной формы, и установлены так, что их вертикальные полки параллельны для образования замкнутой полости, либо одна из пластин Т-образной, а вторая П-образной формы и установлены так, что их вертикальные полки параллельны, а вертикальная полка первой расположена между вертикальными полками П-образной пластины для образования замкнутых полостей, в которых установлены дополнительные упругие элементы для гашения боковых возмущающих сил. Для ограничения перемещения упругого элемента в продольном направлении такая виброизолирующая опора снабжена специальными механическими ограничителями, установленными на торцах внутренних металлических пластин. Существенным недостатком такой опоры является ее конструктивная сложность, обусловленная наличием двух видов упругих элементов, сложностью профиля внутренних пластин и дополнительными ограничителями продольных перемещений. При этом для гашения вертикальных возмущающих сил предназначен основной упругий элемент, выполненный в виде спирали из стального троса, для гашения боковых возмущающих сил, т.е. сдвиговых перемещений витков спирали используется дополнительный упругий элемент, установленный в полостях, образованных между вертикальными полками внутренних пластин, а для ограничения перемещения в продольном направлении специальные механические ограничители. Изобретение направлено на упрощение известных виброизолирующих опор двигателей внутреннего сгорания. Это достигается тем, что в опоре, содержащей упругий элемент в виде замкнутой спирали из стального троса, имеющей форму тора, две пары металлических пластин-дисков, установленных на витках спирали с наружной и внутренней сторон в диаметрально противоположных точках окружности витков, со стороны верхней подвижной пары пластин-дисков, опора закрыта металлическим стаканом, а образующие внутренних поверхностей верхней и нижней наружных металлических пластин-дисков профилированы и имеют гиперболическую форму. Причем между цилиндрическими стенками стакана и наружным диаметром окружности упругого элемента установлен зазор, величина которого равна 0,5-0,7 от величины вертикальной составляющей статической деформации упругого элемента при номинальной нагрузке, которая определяется расчетным или экспериментальным путем исходя из массы виброизолируемого объекта (двигателя), диаметра стального троса, числа витков спирали, количества опор и условий эксплуатации объекта. При этом высота металлического стакана выбрана исходя из того, что плоскость открытого торца стакана, установленного на опоре, находится ниже плоскости центральной горизонтальной оси спирали упругого элемента на величину h




Формула изобретения
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая упругий элемент в виде замкнутой торообразной спирали из стального троса и две пары металлических дисков, установленных на витках спирали с наружной и внутренней сторон в диаметрально противоположных точках окружности витков спирали, отличающаяся тем, что она снабжена установленным на одной из наружных дисков металлическим стаканом, охватывающим торообразную спираль с радиальным зазором, величина которого выбрана в пределах 0,5 0,7 заданной величины вертикальной статической деформации торообразной спирали при номинальной нагрузке, расстояние от торца стакана до поперечной плоскости симметрии торообразной спирали выбрано из условия h 0,5R, где R радиус витка спирали, а внутренняя поверхность каждого наружного диска выполнена профилированной и ее поперечное сечение представляет собой гиперболу.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2