Виброизолирующая опора двигателя внутреннего сгорания
Использование: в машиностроении и виброизолирующая опора позволяет обеспечить надежную виброизоляцию объекта от воздействия внешних сил, регулировку характеристик в условиях эксплуатации и применение на различных объектах с иными значениями номинальной нагрузки на одну опору. Сущность изобретения: опора содержит упругий элемент 1 в виде замкнутой с круглыми витками спирали из стального троса, имеющий торообразную форму, две пары дисков-пластин 2,3 и 4,5 и регулируемое с возможностью замены устройство в качестве страхования и (или) дополнительного упругого элемента, состоящее из тарелок 7 и 8 с перфорацией A, а между ними упругий элемент 6. Болт 9 крепления опоры к объекту 10 удлиненный и с контргайкой 11 для обеспечения возможности изменения как зазора, так и для создания нагрузки на упругий элемент 6. Для замены элементов 6,7 и 8 на полке 12 фундамента выполнено отверстие C. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а более конкретно к усовершенствованию виброизолирующих опор для двигателей внутреннего сгорания и других механизмов, преимущественно, судового и транспортного назначения.
Известна спиральная тросовая виброизолирующая опора, содержащая упругий элемент, выполненный в виде отдельных равных отрезков троса, одни концы которых закреплены в специальных гнездах, расположенных по окружности одного (нижнего) диска, а вторые концы по окружности второго диска [1] Существенным недостатком такой опоры является то, что она рассчитана на небольшие номинальные нагрузки, не застрахована от чрезмерных нагрузок, например, от крена и дифферента судна. Известна также виброизолирующая опора, содержащая торообразный упругий элемент из троса, навитый по спирали и диски между которыми размещены витки троса [2] Особенностью такого амортизатора (опоры) является то, что упругий элемент из стального троса выполнен в виде дисков. Изготовление такого амортизатора технологически сложно. Такие амортизаторы (опоры) могут быть рассчитаны на небольшие номинальные нагрузки и не застрахованы от чрезмеpных нагрузок, а, следовательно, не могут быть использованы в качестве виброизолирующих опор на двигателях внутреннего сгорания и, особенно, транспортного назначения. Общим недостатком вышеописанных опор является невозможность регулировки жесткости и изменения номинальной нагрузки опоры в широких пределах в условиях эксплуатации объекта и применения для различных объектов, в которых виброизолирующие опоры имеют иное значение номинальной нагрузки. Для обеспечения технического результата, заключающегося в регулировании жесткости и изменении номинальной нагрузки опоры, виброизолирующая опора содержит упругий элемент в виде замкнутой с круглыми витками спирали из стального троса, имеющий торообразную форму, две пары (нижнюю и верхнюю) дисков-пластин, установленных и закрепленных на витках спирали с наружной и внутренней сторон в диаметрально противоположных точках его окружности, и регулируемое с возможностью замены в условиях эксплуатации устройство в качестве страховочного и (или) дополнительного упругого элемента, а также обеспечивающее возможность применения опоры на других объектах с иными значениями номинальной нагрузки. Это устройство состоит из упругого элемента, верхней и нижней перфорированных тарелок. Верхняя тарелка цилиндрической частью свободно входит в цилиндрическую часть верхнего диска, а нижняя тарелка с резьбовой цилиндрической поверхностью заворачивается в сквозное резьбовое отверстие нижнего диска. Заворачивание нижней тарелки производится торцевым ключом со специальными выступами, которые заходят в отверстия, предусмотренные в тарелки. Верхний крепежный болт крепления опоры к объекту удлиненный и с контргайкой для обеспечения возможности изменения как зазора между верхней тарелкой и торцевой поверхностью болта, так и для создания нагрузки на упругий элемент. Для замены упругого элемента, тарелок на полке фундамента агрегата выполнено отверстие диаметром, допускающим их свободный проход. На фиг. 1 изображен общий вид опоры, продольный разрез; на фиг. 2 вид сверху с частичным вырезом. Виброизолирующая опора содержит упругий элемент 1 в виде замкнутой с круглыми витками спирали из стального троса, имеющий торообразную форму, две пары дисков-пластин 2, 3 и 4, 5, установленных и закрепленных на витках спирали с наружной и внутренней сторон в диаметрально противоположных точках его окружности и регулируемое с возможностью замены в условиях эксплуатации устройство с качестве страховочного и(или) дополнительного упругого элемента. Страховочный и дополнительный упругий элемент состоит из упругого элемента 6 и перфорированных А тарелок 7 и 8. Тарелка 7 цилиндрической частью свободно входит в цилиндрическую часть G верхнего диска 2, а тарелка 8 с резьбовой цилиндрической поверхностью заворачивается в сквозное резьбовое отверстие В нижнего диска 4. Тарелка 8 заворачивается в отверстие В торцевым ключом, цапфы (выступы) которой заходят в отверстия D. Верхний крепежный болт 9 крепления опоры к объекту 10 (двигателю) удлиненный и с контргайкой 11 для обеспечения возможности изменения как зазора между верхней тарелкой 7 и торцевой поверхностью болта 9, так и для создания нагрузки на упругий элемент 6. Для замены упругого элемента 6, тарелок 7 и 8 на полке 12 фундамента агрегата, например, дизель-генератора, выполнено отверстие F с диаметром, допускающим свободный проход тарелок 7 и 8 с упругим элементом 6. Указанные особенности обеспечивают возможность замены элементов 6, 7, 8 с определенными характеристиками на аналогичные элементы с другими характеристиками. Изменение характеристик достигается, например, заменой упругого элемента 6 одной жесткости на другой, изменением диаметра перфорированных отверстий А их количества, расположения и т.д. Виброизолирующая опора обладает возможностью изменения номинальной нагрузки в широких пределах. Нижний предел номинальной нагрузки обеспечивает торообразный спиральный тросовой упругий (основной) элемент 1. При этом зазор между верхней тарелкой 7 и торцевой поверхностью болта 9 составляет 1-1,5 мм в зависимости от конкретного объекта и требований допустимых величин вибросмешения. В данном случае элементы 6, 7 и 8 выполняют только функцию страховки от перегрузок. Возможность изменения номинальной нагрузки виброизолирующей опоры до определенного его верхнего предела обеспечивается дополнительным упругим элементом 6 с перфорированными тарелками. При этом торец болта 9 упирается в тарелку 7 и зазор







Формула изобретения
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая торообразный упругий элемент из троса, навитый по спирали, и диски, между которыми размещены витки тросса, отличающаяся тем, что в средней части одного из дисков выполнены центральное отверстие и кольцевая проточка, в другом диске резьбовое отверстие, она снабжена перфорированными тарелками, одна из которых установлена в кольцевую проточку диска, на наружной поверхности другой тарелки нарезана резьба и она ввинчена в резьбовое отверстие другого диска, упругим элементом, размещенным между тарелками, болтом, ввернутым в центральное отверстие диска, и прижимными кольцами, установленными на внутренней поверхности каждого из дисков, а витки троса размещены между дисками и прижимными кольцами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2