Электропривод преимущественно для транспортного средства
Использование: автономные транспортные средства, работающие на солнечной энергии. Сущность изобретения: в устройстве имеется коммутируемый преобразователь лучистой энергии в электрическую с приемником излучения в виде вращающегося диска, подразделенного на n преобразующих секторов. Система отражателей лучистой энергии поочередно облучает преобразующие сектора. Расположенная на роторе электродвигателя n-фазная якорная обмотка соединена с преобразующими секторами. Ротор кинематически связан с вращающимся диском. Отличительная особенность электропривода заключается во введении в него некоммутируемого преобразователя лучистой энергии в электрическую с приемником излучения в виде неподвижного диска, непрерывно воспринимающего излучение от системы отражателей. Индуктор электродвигателя расположен на его статоре и выполнен с обмоткой возбуждения, подключенной через реостат к неподвижному диску. В результате обеспечивается возможность регулирования числа оборотов электродвигателя и скорости транспортного средства в целом. При кратковременном прекращении или ослаблении солнечного излучения сектора вращающегося диска облучаются с помощью горелки и канистры с горючим. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к технике реализации электропривода для автономных транспортных средств, работающих на солнечной энергии.
Известен электропривод транспортного средства, выполненный на основе электродвигателя постоянного тока, питание которого осуществляется от аккумуляторной батареи, подзаряжаемой в дневное время от установленных на крыше транспортного средства солнечных элементов. Недостаток известного электропривода связан с необходимостью использования сложного и ненадежного в эксплуатации коллекторного узла. Наиболее близким к описываемому является электропривод, содержащий коммутируемый преобразователь лучистой энергии в электрическую с приемником излучения в виде вращающегося диска, подразделенного на преобразующие сектора, количество n которых равно или кратно трем, систему лучистой энергии, установленную с возможностью поочередного облучения преобразующих секторов, электродвигатель, n-фазная обмотка которого расположена на роторе, кинематически связанном с вращающимся диском, и соединена с преобразующими секторами, а на статоре расположен блок постоянных магнитов. Недостаток указанного устройства заключается в невозможности регулирования числа оборотов электродвигателя. Кроме того, имеются трудности в эксплуатации при кратковременном прекращении или ослаблении солнечного излучения. Задачей изобретения является обеспечение возможности регулирования числа оборотов электродвигателя и скорости транспортного средства в целом, а также исключение перебоев в работе электропривода при прекращении или ослаблении солнечного излучения. Поставленная задача решается тем, что электропривод, содержащий коммутируемый преобразователь лучистой энергии в электрическую с приемником излучения в виде вращающегося диска, подразделенного на преобразующие сектора, количество n которых равно или кратно трем, систему отражателей лучистой энергии, установленную с возможностью поочередного облучения преобразующих секторов, электродвигатель, n-фазная якорная обмотка которого расположена на роторе, кинематически связанном с вращающимся диском, и соединена с преобразующими секторами, отличающийся тем, что он снабжен некоммутируемым преобразователем лучистой энергии в электрическую с приемником излучения в виде неподвижного диска, размещенного с возможностью непрерывного восприятия излучения от системы отражателей лучистой энергии, а индуктор электродвигателя расположен на его статоре и выполнен с обмоткой возбуждения, подключенной через реостат к неподвижному диску, при этом система отражателей лучистой энергии выполнена складывающейся, шарнирно укрепленной на корпусе электродвигателя с возможностью фиксирования в развернутом и свернутом положениях. Решению поставленной задачи способствует также введение в электропривод резервного источника питания, выполненного в виде горелки и установленного с возможностью поочередного облучения преобразующих секторов вращающегося диска и непрерывного восприятия излучения неподвижным диском. На чертеже представлена электрическая схема предлагаемого электропривода. Электропривод работает следующим образом. Подлежащая преобразованию лучистая энергия воспринимается приемником светового или теплового излучения, выполненным в виде диска 1, подразделенного на n, предпочтительно 6, отдельных секторов 2. Эти сектора поочередно облучаются потоком лучистой энергии, направленным на поверхность диска фокусирующей оптической системой (системой отражателей) 3. Плоскость диска 1 сдвинута вперед или назад относительно фокальной плоскости для получения теплового или светового пятна 4 требуемой величины, ось этого пятна смещена относительно оси диска 1. Форма и размеры активных поверхностей секторов 2 диска 1 и размеры пятна 4 выбираются так, чтобы при вращении диска 1 на фазных обмотках 5 n-фазного бесколлекторного электродвигателя, присоединенных к секторам диска, создавалась трехфазная система токов, обеспечивающая вращение ротора 6 электродвигателя. При вращении ротора 6 он поворачивает механически или с помощью следящей системы связанный с ним диск 1 относительно неподвижного пятна 4, осуществляя перемещение пятна 4 по поверхности диска 1. В устройстве предусмотрен дополнительно внутренний диск 8, облучаемый независимо от положения пятна 4 относительно секторов 2. На диске 8 также имеется приемник излучения, ток которого подается на обмотку 7 возбуждения и регулируется, например, с помощью реостата 9. В результате обеспечивается возможность регулирования скорости транспортного средства. Условно показанные на чертеже небольшой дугой фокусирующие поверхности отражатели излучения для сколько-нибудь существенной величины тяги транспортного средства фактически занимают немало места. Действительно, для установки с отражателем радиусом r, коэффициентом использования площади круга Кисп, коэффициентом отражения Котр, коэффициентом преобразования энергии Кпр, коэффициентом полезного действия двигателя












Формула изобретения
1. ЭЛЕКТРОПРИВОД ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий коммутируемый преобразователь лучистой энергии в электрическую с приемником излучения в виде вращающегося диска, подразделенного на преобразующие сектора, количество n которых равно или кратно трем, систему отражателей лучистой энергии, установленную с возможностью поочередного облучения преобразующих секторов, электродвигатель, n-фазная якорная обмотка которого расположена на роторе, кинематически связанном с вращающимся диском, и соединена с преобразующими секторами, отличающийся тем, что он снабжен некоммутируемым преобразователем лучистой энергии в электрическую с приемником излучения в виде неподвижного диска, размещенного с возможностью непрерывного восприятия излучения от системы отражателей лучистой энергии, а индуктор электродвигателя расположен на его статоре и выполнен с обмоткой возбуждения, подключенной через реостат к неподвижному диску, при этом система отражателей лучистой энергии выполнена складывающейся, шарнирно укрепленной на корпусе электродвигателя с возможностью фиксирования в развернутом и свернутом положениях. 2. Электропривод по п.1, отличающийся тем, что в него введен резервный источник излучения, выполненный в виде горелки и установленный с возможностью поочередного облучения преобразующих секторов вращающегося диска и непрерывного восприятия излучения неподвижным диском.РИСУНКИ
Рисунок 1