Стабилизированная в плоскости горизонта гироплатформа
Использование: гидроскопия. Сущность: устройство содержит гироплатформу с трехстепенным (или двумя двухстепенными) гироскопами с датчиками углов и датчиками моментов, первый и второй акселерометры горизонтальных каналов, блок приема информации о скорости объекта, блок управления, карданный подвес гороплатформы выполнен двухстепенным, на гироплатформе установлен датчик абсолютной угловой скорости. 1 ил.
Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических устройств.
Известна стабилизированная в плоскости горизонта гироплатформа, чувствительный элемент которой имеет гиросферу с тремя степенями свободы, плавающую в поддерживающей жидкости [1] Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является стабилизированная в плоскости горизонта платформа, содержащая трехстепенной гироскоп с датчиками углов и датчиками момента по осям рамок, установленный на гироплатформе, первый и второй акселерометры горизонтальных каналов, установленные на гироплатформе, карданный подвес гироплатформы, снабженный следящими двигателями по осям подвеса, блок приема информации о скорости объекта, а также блок управления и выработки выходных параметров и второй входы которого соединены с первым и вторым акселерометрами соответственно, третий вход с выходом блока приема информации о скорости объекта, только для случая косвенной стабилизации, четвертый и пятый входы с выходами датчиков углов соответственно первого и второго следящих двигателей, установленных по осям карданова подвеса, остальные входы блока управления и выработки выходных параметров, число которых соответствует числу датчиков углов гироскопа, соединены с выходами соответствующих датчиков углов гироскопа, выходы блока управления и выработки выходных параметров по сигналам управления, число которых соответствует числу датчиков момента гироскопов, соединены с соответствующими датчиками момента. Карданный подвес, связывающий стабилизированную гироплатформу с объектом, выполнен в виде трехосного карданного подвеса. При этом одно карданное кольцо азимутальное, обеспечивающее свободу вращения гироплатформы вокруг вертикальной оси, имеет неограниченный угол поворота. Для передачи электрических сигналов с неподвижной части прибора на гироплатформу и обратно на оси азимутального кольца монтируется специальная пароходная контактная колонка, кольца которой и контакты выполняются из золота, платины и иридия. При этом само азимутальное кольцо в значительной степени определяет конструктивы гироскопического модуля центрального прибора гироскопической навигационной системы. Цель изобретения сокращение массогабаритных характеристик гироплатформы, ее упрощение, повышение надежности при сохранении точностных характеристик. Достигается это тем, что в стабилизированной в плоскости горизонта гироплатформе, содержащей трехстепенной гироскоп с датчиками углов и датчиками моментов по осям рамок или два двухстепенных гироскопа с датчиками углов и датчиками моментов по осям рамок, установленные на гиростабилизированной платформе, первый и второй акселерометры горизонтальных каналов, установленные на гиростабилизированной платформе, причем карданный подвес гиростабилизированной платформы снабжен следящими двигателями по осям подвеса, блок приема информации о скорости объекта, а также блок управления и выработки выходных параметров, первый и второй входы которого соединены с первым и вторым акселерометрами соответственно, третий вход с выходом блока приема информации о скорости, только для случая косвенной стабилизации, четвертый и пятый входы с выходами датчиков углов соответственно первого и второго следящих двигателей, установленных по осям карданова подвеса, остальные входы блока управления, число которых соответствует числу датчиков углов гироскопов, соединены с выходами соответствующих датчиков углов гироскопов, выходы блока управления и выработки выходных параметров по сигналам управления, число которых соответствует числу датчиков момента гироскопа, соединены с соответствующими датчиками момента, карданов подвес гироплатформы выполнен двухосным и дополнительно на гироплатформе установлен датчик абсолютной угловой скорости, ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости гироплатформы, при этом дополнительный вход блока управления и выработки выходных параметров соединен с выходом датчика абсолютной угловой скорости. На чертеже представлена функциональная схема стабилизированной в плоскости горизонта гироплафтормы. Стабилизированная в плоскости горизонта гироплатформа 1 содержит блок 2 управления и выработки выходных параметров. На гироплатформе 1 расположены трехстепенной гироскоп 4 с датчиками момента 5 и 6 и датчиками углов 7 и 8, два акселерометра 9 и 10, оси чувствительности которых ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы, датчик абсолютной угловой скорости 11, выход которого связан с входом блока 2 управления и выработки выходных параметров, выходы акселерометров 9 и 10, датчиков углов следящих двигателей 14 и 15, датчиков углов 7 и 8 трехстепенного гироскопа 4 и блока приема информации о скорости объекта 3 соединены с блоком управления и выработки выходных параметров 2, выходы которого соединены со следящими двигателями стабилизации 12 и 13 и с датчиками момента 5 и 6 трехстепенного гироскопа 4. Стабилизированная в плоскости горизонта гироплатформа функционирует следующим образом. Ось кинетического момента Н в исходном положении ортогональна плоскости чертежа, так что оси подвеса гироскопа 4 и ось Н, когда нет наклона объекта относительно плоскости горизонта, составляют ортогональный трехгранник. Оси чувствительности акселерометров 9 и 10 ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы 1, при этом ось одного из акселерометров параллельна внутренней оси карданова подвеса гироплатформы 1. Гироплатформа 1 с помощью следящих двигателей 12 и 13 по сигналам рассогласования датчиков углов 7 и 8 гироскопа 4 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 4. Кожух гироскопа 4 вместе с гироплатформой 1 приводится в горизонт и удерживается в горизонте с помощью моментов, накладываемых через датчики моментов 5 и 6 гироскопа 4 токами управления по сигналам, вырабатываемым в блоке 2 управления и выработки выходных параметров. Эти токи управления соответствуют горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу, повернутого на угол К курс объекта относительно географического трехгранника Дарбу. В свою очередь сигналы, по которым вырабатываются токи управления гироскопа 4, вырабатываются в блоке 2 управления и выработки выходных параметров в результате обработки величин горизонтальных составляющих кажущихся ускорений вершин трехгранника Дарбу, измеренных акселерометрами 9 и 10, используя величину вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу. Следует отметить, что гироплатформа 1 может быть построена только на двухстепенных гироскопах. Для оценки влияния инструментальных погрешностей обозначим исходную систему координат трехгранник Дарбу, повернутый на угол К относительно географического трехгранника

. С гироплатформой 1 свяжем систему координат приборный трехгранник XYZ, которая образуется из системы координат 

поворотом вокруг оси
на угол
и затем поворотом вокруг оси СY на угол
. Составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника 

обозначим соответственно р, q, r. Тогда сигналы управления гироскопом 4, вычисляемые в блоке 2 и подаваемые на входы датчиков момента 5 и 6 будут иметь следующий вид:
y и
-
x. При этом S оператор Лапласа
x p +
x
y q +
y
z r +
z, где
x,
y,
z погрешности определения составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника 

ax и
ay показания акселерометров 9 и 10, причем
ax=
+rp-
2o
ay= -p+rq+
o
, где
о частота Шуллера;
суть ошибки вертикали места. Поскольку 
y=
+r
+
q
x=
-r
+
p где 
р и 
q дрейфы гироскопа 4, уравнения ошибок выработки горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника 

и вертикали места будут
+
sin 

E+
2o
0
-
sin 

N+
2o

Z
cos
(1)
N-
sin 
-

qN-

E-
sin 
+
-
pE где
cosK +
sinK
cosK
sinK
N
ycosK
xsinK
E
xcosK +
ysinK
угловая скорость Земли;
широта места. Из системы уравнений (1) следует, что установившееся значение ошибки вертикали места определяются

Возьмем

рЕ 
qN 0,01 o/час инструментальная погрешность определения вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости трехгранника 


z 
r, где 
r дрейф датчика абсолютной угловой скорости 11. Примем 
r 0,1 о/час. Тогда ошибка вертикали места будет, имея в виду
о 4,5 1/час.
1/час
=60o порядка 5 угл.сек. Таким образом, предлагаемая стабилизированная в горизонте гироплатформа может обеспечивать высокоточную непосредственную и косвенную стабилизацию объектов в плоскости горизонта, а также служить чувствительным элементом для выработки навигационных параметров, поскольку в соответствии с системой уравнений (1) и при наличии датчика абсолютной угловой скорости 11 вырабатывает необходимые для этого три составляющие абсолютной угловой скорости приборного трехгранника. Указанные возможности предлагаемая стабилизированная в плоскости гироплатформа обеспечивает при существенном уменьшении массогабаритных характеристик. Информация, поступающая в блок приема информации о скорости объекта, может иметь различный физический смысл, например, скорость объекта от лага или информация о текущих координатах объекта от радио или спутниковых систем. Ограниченное время устройство может работать без вступления информации о скорости объекта. Особую ценность предлагаемое изобретение представляет для гравиметрических устройств при непосредственной установке гравиметрических чувствительных элементов на стабилизированной в плоскости горизонта гироплатформе или при косвенной стабилизации этих элементов по данным угла бортовой качки
и килевой качки
, поскольку обеспечивается автономная высокоточная стабилизация в двухосном карданном подвесе, не требующая внешней информации о курсе объекта.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.07.2007
Извещение опубликовано: 20.07.2007 БИ: 20/2007

















