Способ определения навигационных параметров и вертикали места
Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано в навигации морских, воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических и маркшейдерских работ. Цель изобретения - упрощение реализации способа при повышении его точности. В способе выходные параметры вырабатываются по сигналам акселерометров и датчиков углов качек не менее двух гироплатформ, в двухосном кардановом подвесе с трехстепенным гироскопом каждая, а управляющие сигналы гироскопов задаются так, чтобы обеспечить разную величину скоростной девиации у каждой стабилизированной гироплатформы и в то же время обеспечить отсутствие баллистических девиаций. Закон поведения скоростной девиации у гироплатформ задают из условия наименьшего влияния инструментальных погрешностей на точность выработки выходных параметров. 1 ил.
Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано преимущественно для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов, при геодезических и гравиметрических работах.
Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборного трехгранника, связанного с гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированного сигнала при помощи гироскопа и вычисление навигационных параметров и вертикали места на основе информации о составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника. Недостатком известного способа является необходимость использования в нем гироплатформы с двумя трехстепенными гироскопами и трехосным подвесом гироплатформы, что усложняет реализацию способа и не обеспечивает требуемой точности. Целью изобретения является упрощение реализации способа при повышении его точности. Цель достигается тем, что в известном способе дополнительно измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных не менее чем на одной дополнительной гироплатформе, сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций, а также из условия минимизации инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, при этом горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, или по углам разности наклона осей кинематических моментов гироскопов относительно плоскости горизонта гироплатформ с учетом величин скоростных девиаций гироплатформ, а вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, с использованием информации о горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости. Существенная особенность известного способа заключается в том, что исходной информацией для определения выходных параметров являются выработанные три проекции абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, моделирующего географический трехгранник Дарбу. Это значит, что в известном способе в том числе измеряется и формируется сигнал о вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости приборного трехгранника от азимутального гироскопа гироплатформы инерциальной системы. В известном способе гироплатформа включает в себя два трехстепенных гироскопа. Обязательной составной частью гироплатформы полуаналитической инерциальной системы является гироскоп, стабилизирующий гироплатформу в азимуте. Другой ее особенностью является то, что карданный подвес, связывающий стабилизированную гироплатформу с объектом, выполнен в виде трехосного карданного подвеса. При этом одно карданное кольцо азимутальное, обеспечивающее свободу вращения гироплатформы вокруг вертикальной оси, имеет неограниченный угол поворота. Для передачи электрических сигналов с неподвижной части прибора на гироплатформу и обратно на оси азимутального кольца монтируется специальная переходная контактная колонка, коллектор, кольца которого и контакты выполняются из золота, платины и иридия. При этом само азимутальное кольцо в значительной степени определяет конструктивы гироскопического модуля центрального прибора инерциальной системы. В предложенном способе выработка навигационных параметров и вертикали места обеспечиваются без использования сигналов об азимутальном направлении гироплатформы в пространстве от гироскопа, стабилизирующего гироплатформу в азимуте. В предложенном способе сигнал об азимутальном направлении гироплатформы в азимуте вырабатывается аналитически. Другими техническими результатами предложенного способа являются активное воздействие на влияние инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, а также уменьшение влияния случайных погрешностей на точность выработки навигационных параметров. Управляющие сигналы гироскопов задаются таким образом, чтобы обеспечить разную величину скоростной девиации у каждой стабилизированной гироплатформы и в то же время обеспечить отсутствие баллистической девиации. Неодинаковое значение скоростных девиаций позволяет по разности сигналов одноименных акселерометров или по разности сигналов одноименных датчиков углов двух или более гироплатформ определить горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу. По известным значениям горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу по сигналам акселерометров и по сигналам датчиков углов качек объекта относительно стабилизированной гироплатформы определяют выходные параметры. Задаваемые зависимости величин и их законов скоростных девиаций в каждой гироплатформе отражают влияние инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров. Из теоретического обоснования также следует, что в способе случайные инструментальные погрешности входящих гироплатформ уменьшаются за счет их осреднения. Предварительные конструктивные проработки дают основание полагать, что по сравнению с существующими или разрабатываемыми компактными инерционными системами объем гиромодуля может быть уменьшен в 5-6 раз при использовании одних и тех же гироскопов и акселерометров. Миниатюрное исполнение гиромодуля делает возможным использование его для буровых установок при разведке и добыче полезных ископаемых. Доукомплектование инерциальной системы по предлагаемому способу гравиметром позволит использовать его при гравиметрических работах. При этом в инерциальной системе миниатюризация гиромодуля осуществляется без ухудшения точностных параметров. На чертеже представлена функциональная блок-схема инерциональной системы для осуществления способа. Инерциальная система состоит из двух конструктивно идентичных стабилизированных гироплатформ 1 и 1' и блока 2 управления и выработки выходных параметров БУ ВВП. На каждой стабилизированной гироплатформе расположен один трехстепенной гироскоп 3 и 3'. При этом кинетический момент каждого гироскопа совпадает с направлением приборной вертикали данной стабилизированной гироплатформы. Гироскопы имеют датчики 4, 5 и 4', 5' моментов и датчики углов 6, 7 и 6, 7'. Кроме того, на каждой стабилизированной гироплатформе установлены акселерометры 8, 9 и 8', 9'. Оси чувствительности акселерометров на каждой гироплатформе ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы. Ось одного акселерометра параллельна внутренней оси 10 и 10' карданного подвеса гироплатформы. Наружная ось 11 и 11' карданного подвеса параллельна продольной оси объекта. Выходы датчиков 6, 7 и 6', 7' углов гироскопов 3 и 3' через посредство усилителей 12, 13 и 12'. 13' соединены с входами следящих двигателей 14, 15 и 14', 15', которые связаны с осями карданного подвеса. С этими же осями связаны датчики углов качек 16, 17 и 16', 17' относительно плоскости гироплатформы. Входы датчиков 4, 5 и 4', 5' момента гироскопов 3 и 3' соединены с соответствующими выходами блока 2 управления и выработки выходных параметров. Выходы акселерометров 8, 9 и 8', 9' и датчики углов качек 16, 17 и 16', 17' соединены с соответствующими входами БУВВП-2. Выходами БУВВП для потребителей являются К курс объекта, V путевая скорость,





















































































для первой гировертикали;








для второй гировертикали, где Mx1,My1,Mx2,My2 управляющие моменты гироскопов;
Н кинетический момент гироскопа;




















































cos





n1 и n2 заданные функции времени. Одновременно обеспечим отсутствие баллистических девиаций при произвольном пространственном движении объекта. Достаточным условием для выполнения этих требований является создание моментов вокруг осей прецессии гироскопов по законам, обеспечивающим












Уравнения движения гироплатформ в этом случае примут вид
p+










p+










p+










q+










где










m масса гироскопа. Имея ввиду, что
(





(-





где




Для случая, когда горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу







pпр=



qпр=





















































-











-











где



























Горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу



pпр=


Для объектов, где могут быть недопустимо большие вертикальные ускорения
pпр=






a









a









Система уравнений (2) характеризует поведение погрешностей выработки горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника






rпр=













-2


Навигационные параметры находятся по составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника



pпрcosKпр+qпрsinKпр= -

qпрcosKпр-pпрsinKпр=



rпр=






vЕ приборное значение восточной составляющей скорости объекта относительно Земли. Уравнения ошибок автономного определения курса объекта и широты места тогда запишутся







-(












где





Ошибка автономного определения скорости изменения долготы места будет:









Путевая скорость определяется как
v

Вертикаль места вырабатывается по показаниям датчиков углов качек
















Из (1) следует, что n1 и n2 характеризуют величину скоростной девиации. Из (2), (3) и (4), (5) следует, что параметры n1 и n2 воздействуют на влияние инструментальных погрешностей на точность выходных параметров. Это влияние зависит как от величин n1 и n2, так и от закона их изменения. Так, задаваясь, например, законом для n1 n01 + b1sin


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1