Энергетическая установка
Использование: судостроение, в энергетических установках с двигателем с внешним подводом тепла, предназначенных для использования на транспортных средствах, в том числе на судах. Сущность изобретения: энергетическая установка содержит двигатель 1 с внешним подводом тепла и соединенный с ним через систему тепловых труб 14 тепловой аккумулятор, состоящий из теплопоглощающих 5 и теплопередающих 6 элементов, газовых полостей с теплоносителем, корпуса с тепловой изоляцией 7 и системой разогрева. Теплопоглощающие элементы 5 теплового аккумулятора выполнены из материала с термоупругими мартенситными превращениями в рабочем диапазоне температур, при этом в теле этих элементов образованы каналы 15 для перехода греющего материала с теплоносителя из полости испарительной зоны тепловых труб 14, причем поверхности полостей выложены материалом с капиллярно-пористой структурой, пропитанным теплоносителем тепловой трубы. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в энергетических установках с двигателем с внешним подводом тепла (ДВПТ), предназначенных для использования на транспортных средствах, в том числе на судах.
Известны энергетические установки (ЭУ) транспортных средства (ТС), содержащие двигатель Стирлинга, соединенный системой тепловых труб с тепловым аккумулятором, заполненным веществом-наполнителем, аккумулирующим тепло в виде теплоты плавления, и систему разогрева [1] Однако в таких ЭУ ТА имеют малое быстродействие, низкие удельные характеристики теплопоглощения и др. Наиболее близкой к предлагаемой по своим техническим признакам, т.е. прототипом предлагаемого изобретения, является энергетическая установка транспортного средства, содержащая двигатель Стирлинга, имеющий нагреватель, камеру горения, системы подачи горючего и окислителя, холодильник выпускных газов, соединенный трубопроводом с забортным пространством, тепловую трубу с испарительной, транспортной и конденсационной зонами, тепловой аккумулятор, имеющий газовую и теплоаккумулирующие полости, при этом камера горения соединена трубопроводом с холодильником выпускных газов через газовую полость теплового аккумулятора, испарительная зона тепловой трубы встроена в теплоаккумулирующую полость теплового аккумулятора, а нагреватель двигателя установлен в конденсационной зоне тепловой трубы. В данной ЭУ ТА обладает недостаточной удельной энергоемкостью, малым быстродействием процесса теплопоглощения, а также не обеспечивает требуемой многоцикловости и нетоксичности процессов. Предлагаемое техническое решение направлено на увеличение удельной энергоемкости, снижение времени процесса теплопоглощения, а также обеспечение многоцикловости и нетоксичности процессов в тепловом аккумуляторе. Для этого в энергетической установке, содержащей двигатель Стирлинга, соединенный системой тепловых труб с тепловым аккумулятором, состоящим из теплопоглощающих и теплопередающих элементов, газовых полостей с теплоносителем, корпуса с тепловой изоляцией и системой разогрева, теплопоглощающие элементы теплового аккумулятора выполнены из материала с теплоупругими мартенситными превращениями (ТУМП) в рабочем диапазоне температур, причем в теле этих элементов образованы каналы для прохода греющего указанный материал теплоносителя из полости испарительной зоны тепловых труб, при этом поверхности полостей выложены материалом с капиллярно-пористой структурой, пропитанным теплоносителем тепловой трубы. Существенными отличительными признаками данного решения, направленными на достижение технического результата, являются: выполнение теплопоглощающих элементов теплового аккумулятора из материала, обладающего в рабочем диапазоне температур свойством термоупругого мартенсивного превращения; наличие в теле теплопоглощающих элементов каналов для прохода греющего теплоносителя; наличие полостей для испарительной зоны тепловых труб; выкладка поверхностей полостей испарительной зоны тепловых труб материалом с капиллярно-пористой структурой и пропитка этого материала теплоносителем тепловой трубы; выполнение теплопоглощающих элементов из твердотельного нетоксичного пожаробезопасного материала на основе никелида титана с широким рабочим диапазоном температур, например от 73 до 1273К при узком (избирательном) температурном гистерезисе, например в диапазоне 15-40о, быстродействии процессов теплопоглощения (тепловыделения) порядка 10 Гц и многоцикловости не менее 100000 циклов; наличие теплопроводных элементов, например металлической проволоки, с теплопроводностью, превышающей теплопроводность теплоаккумулирующего материала, контактирующих с испарительной частью системы тепловых труб. Выполнение теплопоглощающих элементов теплового аккумулятора из материала, обладающего в рабочем диапазоне температур свойством термоупругого мартенситного превращения, например на основе никелида титана, позволяет увеличить удельную энергоемкость материала теплового аккумулятора до 100-200 кВт


Формула изобретения
1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, содержащая двигатель с внешним подводом тепла, соединенный системой тепловых труб с тепловым аккумулятором, состоящим из теплопоглощающих и теплопередающих элементов, газовых полостей, корпуса с тепловой изоляцией и системы разогрева, отличающаяся тем, что теплопоглощающие элементы аккумулятора выполнены из материала с термоупругими фазовыми переходами в рабочем диапазоне температур, при этом испарительная зона тепловой трубы размещена в газовой полости подвода тепла, а нагреватель двигателя с внешним подводом тепла установлен в конденсационной полости тепловой трубы. 2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что теплопоглощающие элементы выполнены из твердотельного нетоксичного пожаробезопасного материала на основе никелида титана. 3. Установка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что в материале теплопоглощающих элементов, обладающем свойством термоупругого мартенситного превращения, установлены теплопроводные элементы. 4. Установка по п. 3, отличающаяся тем, что теплопроводные элементы выполнены в виде металлической проволоки с теплопроводностью, превышающей теплопроводность теплоаккумулирующего материала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2