Мартенситный двигатель
Использование: в машиностроении, в частности в тепловых двигателях, и может быть использовано в качестве привода различных механизмов. Сущность изобретения: мартенситный двигатель содержит мартенситные приводы в виде системы элементов 1 из материала с термомеханической памятью формы, расположенных рядами и образующих вместе с каркасами 2 и 3 телескопически связанные одна с другой секции, расположенные в корпусе 4. При этом одна из последних секций каждой пары приводов неподвижно закреплена, а другая связана через передающий орган 5 с гибкой связью 6, охватывающей шкивы 7 и 8 и шкивы 9 и 10 на общем валу 11 один по часовой стрелке, а другой против часовой стрелки; емкость 12 с охлаждающей жидкостью, связанную с мартенситными приводами через отводящие патрубки 13 и насосы 14, подающие патрубки 15, ключевые элементы, связанные с блоком управления, имеющим связь с насосами 14, приводами и концевыми выключателями, при этом каждый мартенситный привод имеет пружинный привод 21, закрепленный на штанге, а оси передающих шкивов 7 и 8 перпендикулярны плоскости, проходящей через ось общего вала 11, опирающегося на опоры 23. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к тепловым двигателям, в которых для получения работы используются тепловые деформации твердых рабочих элементов из материала с термомеханической памятью формы, и может быть реализован в качестве двигателя различных механизмов, использующих энергию различных тепловых источников.
Известны мартенситные двигатели, содержащие систему шкивов, обернутые вокруг шкивов силовые элементы из материала с термомеханической памятью формы, емкости с охлаждающей и нагревающей жидкостями [1] Недостатками известных технических решений являются невозможность создания значительных и стабильных по величине крутящих моментов на валу, низкая мощность и неуправляемость их параметрами в процессе работы. Кроме того, мартенситные приводы двигателя имеют значительные размеры. Уменьшение габаритов приводов приводят к уменьшению величины их хода, снижению скорости вращения вала и снимаемой мощности. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для преобразования тепла в механическую энергию, содержащее основание с зонами нагрева и охлаждения и установленный на основании посредством опор с возможностью переменного перемещения через зоны нагрева и охлаждения корпус, на котором посредством шарниров установлены группы термочувствительных рабочих секций, причем все секции каждой группы последовательно связаны между собой, а крайние секции каждой группы с одной стороны закреплены на корпусе, а с другой связаны посредством передачи со звеном отбора мощности путем компактного размещения в ограничительном объеме большого числа термочувствительных секций, корпус выполнен в виде двух параллельных обойм, закрепленных на общем центральном стержне перпендикулярно последнему, шарнирно размещенных на обоймах, а секции каждой группы расположены параллельно стержням в плоскостях, проходящих через ось стержня [2] Недостатком прототипа является сложность регулирования параметров (скорости вращения, крутящего момента и т.д.) двигателя из-за того, что в зонах нагрева и охлаждения не предусмотрена возможность быстрой смены режима нагрева или охлаждения. Кроме того, неэффективна система охлаждения приводов, что также снижает мощность двигателя. Попытки увеличить длину силовых элементов путем использования в рабочих секциях термочувствительных элементов значительной длины и количества самих секций с целью получения значительной величины хода и, следовательно, скорости вращения вала, а также генерируемого усилия приводят к увеличению габаритов привода, а также усложняют решение проблемы охлаждения, так как рабочие секции расположены радиально. Целью изобретения является повышение эффективности работы и передающих усилий. Поставленная цель достигается тем, что в мартенситном двигателе, содержащем корпус с размещенными в нем по меньшей мере двумя термомеханическими приводами, соединенными с валом отбора мощности посредством механической связи, средства подвода тепла и охлаждения приводов, термомеханические приводы выполнены мартенситными, средства подвода тепла выполнены в виде источника тока с элементами программируемой коммутации, средство охлаждения выполнено в виде магистрали с насосом, заполненной охладителем и подключенной к приводам, а механическая связь в виде гибкой ленты, охватывающей передающие и направляющие шкивы и закрепленной концами на двух приводах, размещенных с возможностью работы в противофазе, передающие шкивы установлены соосно с валом и связаны с последним через муфты обгона, направляющие шкивы установлены в корпусе с возможностью вращения, причем оси направляющих шкивов перпендикулярны оси вала. Другое отличие состоит в том, что для повышения передающих усилий двигатель снабжен по меньшей мере двумя дополнительными приводами, установленными с возможностью работы в противофазе, и направляющими шкивами, гибкая лента выполнена зубчатой, замкнутой и соединена как с основными, так и с дополнительными приводами, все шкивы также выполнены зубчатыми. На фиг. 1 изображена общая схема мартенситного двигателя; на фиг. 2 мартенситный двигатель с возможностью изменять направление вращения вала; на фиг. 3 разрез зубчатого шкива. Мартенситный двигатель содержит корпус 1 с размещенными в нем по меньшей мере двумя термомеханическими приводами 2 и 3, соединенными с валом 4 отбора мощности посредством механической связи 5, средства подвода тепла и охлаждения приводов 2 и 3, термомеханические приводы 2 и 3 выполнены мартенситными, средства подвода тепла выполнены в виде источника тока с элементами программируемой коммутации, выполненными в виде блока управления 6 и ключевых элементов 7 и 8, средство охлаждения выполнено в виде магистрали 9 и 10 с насосом 11 и емкостью 12, заполненной охладителем и подключенной к приводам 2 и 3, а механическая связь в виде гибкой ленты 5, охватывающей передающие 13 и 14 и направляющие шкивы 15, и закрепленной концами на двух приводах 2 и 3, размещенных с возможностью работы в притивофазе, передающие шкивы 13 и 14 установлены соосно с валом 4 и связаны с последним через муфты обгона 16, направляющие шкивы 15 установлены в корпусе с возможностью вращения, причем оси направляющих шкивов 15 перпендикулярны оси вала 4. Мартенситный двигатель для повышения передающих усилий снабжен по меньшей мере двумя дополнительными приводами 17 и 18, установленными с возможностью работы в противофазе, и направляющими шкивами 19, гибкая лента 5 выполнена зубчатой, замкнутой и соединена как с основными 2 и 3, так и с дополнительными 17 и 18 приводами, все шкивы 13, 14, 15, 19 также выполнены зубчатыми. Блок управления 8 связан с концевыми элементами 20 и 21, обеспечивающими подачу сигнала на блок управления 8 о начале или окончании цикла работы соответствующего привода. Может реализовываться и другой вариант. Шкивы 15 левой и 19 правой ветвей могут быть расположены соответственно на общих осях 22, а также сами приводы рядом и параллельно друг другу, так как гибкая связь 5 позволяет это сделать, т.е. расположить ее ветви параллельно друг другу. Тогда для вращения вала 4 достаточно будет перевести, например, соединительную планку (не показана) на штанге 23 каждого привода с ползуна 24 одной ветви на ползун 25 другой ветви. Соединительные планки могут быть шарнирно соединены со штангой приводов, а напротив каждого ползуна 24 и 25 можно расположить электромагнит и переключать соединительные планки простым переключением электромагнитов. Мартенситный двигатель работает следующим образом. При подаче питания на блок управления 8 он вырабатывает сигнал на включение времени, необходимого для нагрева силовых элементов привода 2 до температуры конца обратного мартенситного превращения (Ак), и подогрева силовых элементов привода 3 до температуры Мк<Т<А. Нагреваясь, силовые элементы привода 2 в результате проявления эффекта термомеханической памяти начинают генерировать усилия и за собой гибкую связь 5 с усилием Ро на величину хода привода







Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3