Устройство для обнаружения взрывчатых веществ в контролируемых предметах, преимущественно в авиабагаже
Использование: анализ материалов радиационными методами с использованием нейтронов. Сущность изобретения: излучатели тепловых нейтронов выполнены в виде блоков с излучающей нейтроны поверхностью, обращенной в сторону блоков детектирования гамма-излучения, число которых равно числу излучателей. Это число определяется отношением наибольшей площади сечения одной из секций для размещения контролируемых предметов, выполненных из на грузонесущем органе средства транспортирования, к площади излучающей нейтроны поверхности блока излучателя. Каждый блок детектирования излучения и соответствующий ему блок излучателя расположены соосно в перпендикулярном к наибольшему по площади сечению секции для размещения контролируемых предметов направлении и по разные стороны секции. Блок детектирования излучения и блоки излучателей попарно размещены в продольном и поперечном направлениях грузонесущего органа средства транспортирования с возможностью перекрытия всей наибольшей площади сечения секции путем последовательного сканирования блоками детектирования этого сечения в процессе перемещения грузонесущего органа средства транспортирования. 6 ил.
Изобретение относится к анализу материалов радиационными методами измерением вторичной эмиссии с использованием нейтронов, а более конкретно к устройствам, предназначенным для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) среди содержимого различных контролируемых предметов, преимущественно авиабагажа (портфели, сумки, радио- и видеоаппаратура, баулы, чемоданы и т.п.) без их вскрытия.
Известно устройство для проверки авиабагажа на наличие ВВ [1] содержащее камеру из материала замедлителя нейтронов, источник быстрых нейтронов, блоки детектирования гамма-излучения, средство транспортирования багажа и аппаратуру обработки поступающей с блоков детектирования информации. Внутренние размеры камеры соответствуют предельному размеру багажа, который вводится (выводится) в камеру посредством ленточного транспортера. На стенке внутри камеры рядами размещены блоки детектирования в количестве, достаточном, чтобы перекрыть всю боковую площадь контролируемого багажа. Источник быстрых нейтронов инкапсулирован в стенке камеры между входом в нее и блоками детектирования. Быстрые нейтроны, генерируемые источником, в результате многократного рассеяния в стенках и замедления формируют внутри камеры после тепловых нейтронов. В результате взаимодействия тепловых нейтронов с азотом, содержащимся в ВВ, а также с азотом воздуха образуются гамма-кванты с энергией 10,8 МэВ, которые могут быть зарегистрированы блоками детектирования гамма-излучения. Учитывая значительное различие в плотностях ВВ и воздуха, а следовательно, и в количествах азота, содержащегося в единице объема, отдельными блоками детектирования может быть идентифицировано повышенное содержание азота, свидетельствующее о наличии в этом месте багажа ВВ. Однако описанное устройство не гарантирует одинаковую эффективность идентификации повышенного содержания азота каждым блоком детектирования, сканирующим ("просматривающим") соответствующий участок багажа. Причиной этого является размещение источника быстрых нейтронов перед массивом блоков детектирования, вследствие чего имеет место снижение плотности потока тепловых нейтронов в продольном направлении и по высоте камеры. Так как интенсивность генерации гамма-квантов с энергией 10,8 МэВ пропорциональна плотности потока тепловых нейтронов, то наиболее удаленные от источника блоки детектирования, сканирующие участки багажа с ВВ, зарегистрируют интенсивность гамма-излучения, величина которой может быть сравнима с соответствующей величиной интенсивности, зарегистрированной близкорасположенными к источнику блоками детектирования, от азота воздуха ("фоновое" значение). Указанное увеличивает вероятность ложных срабатываний устройства обнаружения ВВ. Кроме того, это устройство требует использования источника быстрых нейтронов с большим потоком нейтронов для компенсации снижения среднего значения плотности потока тепловых нейтронов в камере контроля из-за размещения источника перед массивом блоков детектирования. Применение же источника с большим потоком нейтронов увеличивает общую стоимость устройства по причине возрастания стоимости самого источника, а также стоимости усиленной радиационной защиты. Известно также устройство для проверки багажа авиапассажиров на наличие ВВ [2] содержащее расположенные в камере источник быстрых нейтронов калифорний-252, блоки детектирования гамма-излучения, транспортер для перемещения багажа, а также аппаратуру обработки поступающей с блоков детектирования информации, запрограммированную на принятие решения. При этом источник нейтронов расположен под транспортером, а блоки детектирования над ним. Это устройство позволяет определять лишь интегральное содержание азота в контролируемом багаже, поскольку каждый блок детектирования регистрирует гамма-кванты от различных участков багажа и объема камеры. Это не может исключить ошибок при интерпретации результатов измерений, так как регистрируемые эффекты от ВВ и других азотосодержащих предметов и изделий могут быть сравнимы. Так, например, 400 г пентрита (содержание азота в этом ВВ 18,3%) по количеству азота эквивалентно шерстяному свитеру весом около 600 г (содержание азота в шерсти 13%). Известное устройство [3] принятое за прототип, включает источники нейтронов, детекторы гамма-излучения, транспортное средство для перемещения предмета и устройство обработки поступающей с детекторов информации. При этом детекторы излучения расположены в одну линию поперек направлению транспортирования предметов с одной и другой стороны транспортного средства. Источники нейтронов также расположены с одной и другой стороны транспортного средства и в одну линию, параллельную линии расположения детекторов. Аппаратура обработки обеспечивает анализ серий сигналов, поступающих с каждого детектора в течение определенного интервала времени. С учетом непрерывного движения предмета на транспортере каждая серия сигналов несет информацию о содержании азота в участке багажа, сканируемом соответствующим детектором, длиной, равной v

















Р число ядер азота в 1 г азота, г-1;
S площадь поперечного сечения чувствительного элемента (сцинтиллятора) блока детектирования гамма-излучения, см2;

МВВ масса азота в ВВ, г;
М масса азота воздуха в объеме, где располагается контролируемый предмет или его часть, г;
а расстояние от центра ВВ до эффективного центра чувствительного элемента блока детектирования гамма-излучения, см;
b расстояние от центра объема, где располагается контролируемый предмет или его часть, до эффективного центра чувствительного элемента блока детектирования гамма-излучения, см. Выражения (3) (5) составлены при следующих предположениях; фоновая компонента при взаимодействии нейтронов с материалом сцинтиллятора и конструкционными материалами отсутствует (достигается применением соответствующих конструкционных материалов и принятием специальных мер по подавлению этой компоненты фона, что подтверждено исследованиями авторов на макете устройства); вся масса ВВ сосредоточена в его центре, а масса воздуха облучаемого объема в центре этого объема. Подставив (4) и (5) в (3), а (3) в (1), получаем условие, при выполнении которого возможна идентификация азотсодержащего вещества:
B





где B

Для успешного решения задачи по обнаружению ВВ необходимо измерить распределение азотосодержащих веществ в контролируемом предмете и тем самым получить информацию, позволяющую отличить компактное ВВ от других изделий и продуктов, занимающих значительно больший объем в сравнении с ВВ. Так, например, 200 г тетрила по содержанию азота эквивалентны 1300 г колбасы твердого копчения, 1700 г мяса, 400 г шерсти или 1700 г хлопчатобумажной ткани. Однако при объеме 200 г тетрила около 120 см3объемы перечисленных продуктов питания и материалов составляют 1600, 1900, 6500 и 3000 см3 соответственно. Принципиальным вопросом при создании технических средств для обнаружения ВВ является установление того минимального количества ВВ, которое должно быть идентифицировано. Очевидно, что за этот минимум целесообразно принять такое количество ВВ, которое в случае приведения его в действие представляло бы опасность для общества, т.е. могло бы нанести тяжкие телесные повреждения окружающим и причинить материальный ущерб. Нормированного значения этой величины в мировом сообществе пока не введено. Однако имеющийся у предприятия некоторый опыт работы по созданию подобных устройств, а также мнение специалистов ряда заинтересованных организаций, в том числе и зарубежных, позволяет принять в качестве ориентира 200 г ВВ (около 50 г азота) как минимальное количество, подлежащее идентификации. Используя условие (6), представляется возможным оценить плотность потока тепловых нейтрон и поток нейтронов применяемых источников в устройстве-прототипе при следующих исходных данных
Рпо 0,95; Рлт 0,01; Iпор 7,1;




сцинтиллятор детектора из йодистого натрия с размерами 75х75 мм;
S 44 см2;


nк

М 11 г (в предположении, что обучаемый одним источником нейтронов объем, сканируемый тремя детекторами 75х75 мм, составляет 100х270х400 мм, где высота 400 мм принята, исходя из предельных размеров багажа 400х600х900 мм);
а 43,8 см (соответствует расположению ВВ на продольной оси детектора и на максимальном удалении от эффективного центра сцинтиллятора);
b 23,8 см (соответствует расстоянию от центра облучаемого объема до эффективного центра сцинтиллятора). Результаты вычислений:
при t 1c



при t 0,1c



Принимая во внимание, что величина потока нейтронов источника Q, необходимая для создания единичной плотности тепловых нейтронов в точке, отстоящей от центра источника на 50 см, равна примерно 2

Q 2



Q 2



G

G

v скорость перемещения грузонесущего органа средства транспортирования, м/с;
tизм время измерения гамма-излучения, с;
tпер время перемещения багажа между двумя остановами средства транспортирования, с. Принимая v 0,1 м/с (аналогично скорости транспортера в устройстве-прототипе), а l 1 м, получаем производительность устройства с непрерывной подачей багажа, равную G 360 ед. багажа/ч, что может считаться приемлемым при осуществлении контроля багажа авиапассажиров широкофюзеляжного самолета типа ИЛ-86. При такой же производительности устройства, средство транспортирования которого делает остановы на время измерения, и принимая tпер 2с, имеем:



И наконец, несмотря на решимость руководителей авиакомпаний и государственных лидеров во всем мире принять все меры по созданию системы безопасности, которая могла бы помешать исполнению задуманного террористами преступления или была способна обнаружить ВВ, одним из главных препятствий является весьма высокая стоимость подобных устройств. Одной из дорогостоящих составляющих в этих установках являются источники нейтронов, в качестве которых наиболее предпочтителен калифорний-252. Кроме того, применение источников с большим потоком нейтронов требует увеличения толщины радиационной защиты, что также увеличивает стоимость устройства. Целью изобретения является снижение стоимости устройства для обнаружения ВВ в контролируемых предметах, преимущественно в авиабагаже, без их вскрытия, без снижения производительности процесса контроля. При осуществлении изобретения достигается технический результат, заключающийся в том, что без снижения производительности устройства снижается суммарная активность используемых в нем источников нейтронов и повышается вероятность идентификации ВВ. В известном устройстве, включающем излучатели тепловых нейтронов, блоки детектирования гамма-излучения, аппаратуру обработки поступающей с блоков детектирования гамма-излучения информации, средство транспортирования контролируемых предметов, содержащее грузонесущий орган и привод его перемещения, и радиационную защиту: излучатели тепловых нейтронов выполнены в виде блоков с излучающей нейтроны поверхностью, обращенной в сторону чувствительных элементов блоков детектирования гамма- излучения; число излучателей тепловых нейтронов равно числу блоков детектирования гамма-излучения и определяется отношением наибольшей площади сечения одной из секций для размещения контролируемых предметов, выполненных на грузонесущем органе средства транспортирования, к площади излучающей нейтроны поверхности блока излучателя тепловых нейтронов; каждый блок детектирования гамма-излучения и соответствующий ему блок излучателя тепловых нейтронов расположены соосно в перпендикулярном к наибольшему по площади сечению секции для размещения контролируемых предметов направления и по разные стороны секции; блоки детектирования гамма-излучения и блоки излучателей тепловых нейтронов попарно размещены в продольном и поперечном направлениях грузонесущего органа средства транспортирования с возможностью перекрытия всей наибольшей площади сечения секции для размещения контролируемых предметов путем последовательного сканирования блоками детектирования этого сечения в процессе перемещения грузонесущего органа средства транспортирования. Указанная совокупность отличительных от прототипа существенных признаков заявляемого изобретения позволяет осуществить следующее. Улучшить геометрическое разрешение устройства и снизить величину фона от азота воздуха за счет того, что каждый детектор регистрирует гамма-кванты от азота (в том числе и от азота воздуха), содержащегося только в объеме, расположенном непосредственно перед торцом чувствительной части детектора и где сформировано поле тепловых нейтронов напротив размещенным излучателем, а пары детектор-излучатель разнесены так, что не оказывают взаимного влияния друг на друга. Улучшение геометрического разрешения приводит к повышению вероятности идентификации ВВ, а снижение фона увеличивает информативность устройства, что позволяет использовать источник с меньшим потоком нейтронов. Использовать детекторы с большими размерами чувствительного элемента, площадь поперечного сечения которого S может быть сопоставима с площадью излучающей нейтроны поверхностью излучения. Поскольку детектор с большими размерами чувствительного элемента обладает большей величиной эффективности регистрации гамма-квантов




N

f площадь излучающей нейтроны поверхности 3 блока излучателя 2 тепловых нейтронов. Такое количество блоков излучателей тепловых нейтронов в устройстве гарантированно обеспечивает облучение потоком тепловых нейтронов всех участков контролируемого предмета, размещенного в секции, поскольку суммарная площадь излучающей нейтроны поверхности всех блоков излучателей тепловых нейтронов равна или превышает площадь горизонтального сечения секции. Блоки 2 излучателей тепловых нейтронов расположены под грузовой поверхностью средства 5 транспортирования, а блоки 4 детектирования гамма-излучения над ней. При этом расстояние между торцами чувствительных элементов блоков детектирования гамма-излучения и грузовой поверхностью средства транспортирования не меньше предельной ширины контролируемых предметов 6 (см. фиг.1). Излучающая нейтроны поверхность 3 каждого блока 2 излучателя тепловых нейтронов обращена в сторону чувствительного элемента блока 4 детектирования гамма-излучения, причем продольные оси их перпендикулярны грузовой поверхности средства транспортирования и совпадают. Блоки 2 излучателей тепловых нейтронов совместно с блоками 4 детектирования гамма-излучения размещены в продольном и поперечном направлениях грузовой поверхности средства 5 транспортирования и таким образом, чтобы в процессе перемещения грузовой поверхности средства транспортирования вся площадь горизонтального сечения каждой секции оказалась подвергнутой облучению потоком тепловых нейтронов. Два возможных варианта расположения блоков излучателей 2 изображены на фиг.4 и 5. Выбор варианта должен быть продиктован отсутствием взаимного влияния пар "Излучатель-детектор" друг на друга. Блок 2 излучателя тепловых нейтронов, конструкция которого заимствована из статьи В. И. Фоминых и О.А.Мигунькова "Направленный излучатель тепловых нейтронов "Прожектор". ("Исследования в области измерений ионизирующих излучений". Труды метрологических институтов СССР, вып. 166(226), "Энергия", Ленинградское отделение, 1974), содержит цилиндр 8 из материала замедлителя нейтронов с источником 9 быстрых нейтронов, размещенным по оси отражателя 10 нейтронов квадратного сечения, внутренняя поверхность которого близка к поверхности параболоида вращения. В качестве средства транспортирования может быть использована грузовая платформа в виде кругового кольца, на которой жестко закреплены поперечные вертикальные пластины 7, снабженная приводами вращения. Работа устройства осуществляется следующим образом. Багаж 6 загружается в одну из секций в начале транспортера, который осуществляет прерывистое движение с остановом на время измерения в положениях "поз.1, поз.2, поз.12" (см. например, фиг.4). В момент останова секции с багажом в положении "поз. 1" 1-й участок багажа (на фиг.4 условно показан квадратом в верхнем левом углу) оказывается в поле тепловых нейтронов, формируемом соответствующим блоком излучателя тепловых нейтронов. В результате взаимодействия тепловых нейтронов с азотом, содержащимся в ВВ (в случае его наличия в этом месте багажа), испускается вторичное гамма-излучение с энергией гамма-квантов 10,8 МэВ, которое регистрируется блоком детектирования гамма-излучения, расположенным напротив блока излучателя, облучающего этот участок багажа. После окончания измерения транспортер перемещает багаж в положение "поз.2", при котором облучению тепловыми нейтронами подвергается 2-й участок (в нижнем левом углу на фиг.4) и т.д. После прохождения багажом всех положений (на фиг.4-12) информация, поступившая со всех блоков детектирования гамма-излучения в накопитель аппаратуры, обрабатывается по специальному алгоритму, который обеспечивает принятие решения о наличии или отсутствии ВВ в контролируемом багаже. После перемещения багажа транспортером из последнего положения (поз.12 на фиг.4) багаж снимается. Возможность достижения технического результата при осуществлении изобретения подтверждается расчетно-экспериментальными оценками. Используя условие (6), оценим плотность потока тепловых нейтронов

Рпо 0,95; Рлт 0,01; Iпор 7,1;




МВВ 50 г; сцинтиллятор детектора из йодистого натрия размерами 150х100 мм; S 177 см2;










Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6