Тоннелепроходческая машина
Использование: сооружение тоннелей преимущественно в крепких породах. Сущность изобретения: тоннелепроходческая машина включает передний и задний щиты, механизм трансформирования разрушенной и горной исполнительным органом породы и распорные механизмы, выполненные в виде башмаков. Последние соединены с основными и дополнительными гидроцилиндрами распора и укстановлены с возможностью перемещения в окнах, выполненных в заднем щите симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось заднего щита. Верхние части башмаков связаны между собой основными гидроцилиндрами распора, штоки которых шарнирно соединены с одним башмаком, а корпус с другим. Нижняя часть каждого из распорных башмаков соединена со штоками дополнительных гидроцилиндров распора, корпуса которых соединены с нижней частью заднего щита. Дополнительные гидроцилиндры распора соединены с нижней частью заднего щита и установлены наклонно к вертикальной плоскости симметрии заднего щита. Между последним и корпусом каждого из дополнительных гидроцилиндров распора установлены упругие элементы, выполненные в виде накладок из упругого материала, закрепленных на заднем щите. 3 ил.
Изобретение относится к горнопроходческой технике, в частности к тоннелепроходческим машинам, и может использоваться при сооружении тоннелей преимущественно в крепких породах.
Известна тоннелепроходческая машина, включающая передний щит с установленным в нем роторным исполнительным органом, задний щит, гидроцилиндры подачи, соединяющие передний и задний щит, и механизм транспортирования разрушенной исполнительным органом породы, выполненный в виде ленточного конвейера. В заднем щите установлены щитовые гидроцилиндры и распорный механизм, выполненный в виде двух распорных башмаков, нижние части каждого из которых шарнирно соединены с корпусом заднего щита, а верхние соединены между собой гидроцилиндрами распора. Распорные башмаки расположены в окнах, выполненных по боках корпуса заднего щита [1] Описанная конструкция позволяет проходить выработки в крепких устойчивых породах. Однако эффективность распора при использовании описанного технического решения недостаточна, так как распорные башмаки при распоре поворачиваются вокруг шарниров, соединяющих распорные башмаки с корпусом заднего щита. В результате этого усилие распора неравномерно распределяется по рабочей поверхности распорных башмаков, при изменении диаметра выработки (например, в результате работы копиров-шарошек при проходке криволинейных участков тоннеля) или смещении заднего щита тоннелепроходческой машины относительно оси выработки рабочие поверхности распорных башмаков прилегают к породе только частично. В результате резко ограничивается величина распорного усилия, особенно при сооружении выработок в слабоустойчивых, склонных к вывалам породах. Кроме того, в распоре машины в выработке участвуют только распорные башмаки, рабочие поверхности которых ограничены, в результате чего распорное усилие также ограничено, поскольку удельные давления на рабочих поверхностях распорных башмаков не должны превышать максимально допустимых для данной конкретной породы (а из-за неравномерного распределения нагрузки допустимые напряжения снижаются в 1,5-2 раза), в противном случае возможны вывалы породы из стенок выработки. Наиболее близким по совокупности признаков и назначению является тоннелепроходческая машина, включающая передний щит с установленным в нем исполнительным органом, соединенный с передним щитом гидроцилиндрами подачи задний щит, щитовые цилиндры, установленные в заднем щите, и механизм транспортирования разрушенной исполнительным органом породы, выполненный в виде ленточного конвейера. В заднем щите установлен распорный механизм, выполненный в виде двух распорных башмаков, соединенных с основными и дополнительными гидроцилиндрами, при этом башмаки установлены с возможностью перемещения в окнах, выполненных в заднем щите симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось заднего щита. Верхние части башмаков связаны между собой основными распорными гидроцилиндрами, штоки которых шарнирно соединены с одним башмаком, а корпуса с другим. Нижние части распорных башмаков аналогичным образом связаны между собой дополнительными гидроцилиндрами [2] Благодаря тому, что и верхние и нижние части распорных башмаков соединены между собой гидроцилиндрами и не связаны непосредственно с корпусом заднего щита, как в предыдущем техническом решении, распорные башмаки имеют возможность самоустанавливаться при распоре, и независимо от положения тоннелепроходческой машины и колебаний диаметра выработки усилия распора равномерно распределяются по рабочим поверхностям распорных башмаков, что позволяет повысить эффективность распора. Однако эффективность распора при использовании описанного технического решения недостаточна, особенно в слабоустойчивых породах, так как распор обеспечивается только за счет прижатия к стенкам выработки распорных башмаков, рабочие поверхности которых ограничены. Поверхность корпуса заднего щита не используется для создания распора при работе тоннелепроходческой машины. Целью изобретения является повышение эффективности распора. Достигается это тем, что в тоннелепроходческой машине, включающей передний щит с установленным в нем исполнительным органом, соединенный с передним щитом гидроцилиндрами подачи задний щит, щитовые гидроцилиндры, установленные в заднем щите, механизм транспортирования разрушенной исполнительным органом породы и распорный механизм, выполненный в виде двух башмаков, соединенных с основными и дополнительными гидроцилиндрами распора, башмаки установлены с возможностью перемещения в окнах, выполненных в заднем щите симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось заднего щита, и верхние части башмаков связаны между собой основными гидроцилиндрами распора, штоки которых шарнирно соединены с одним башмаком, а корпуса с другим, нижняя часть каждого из распорных башмаков шарнирно соединена со штоками дополнительных гидроцилиндров, корпуса которых соединены с нижней частью заднего щита, при этом дополнительные гидроцилиндры установлены наклонно к вертикальной плоскости симметрии заднего щита, и между задним щитом и корпусом каждого из дополнительных гидроцилиндров распора установлены упругие элементы, выполненные в виде накладок из упругого материала, закрепленных на заднем щите. Отличительными от прототипа признаками являются: нижняя часть каждого из распорных башмаков шарнирно соединены со штоками дополнительных гидроцилиндров, что позволяет распорным башмакам в процессе распора самоустанавливаться, прижимаясь всей поверхностью равномерно к стенкам выработки, независимо от положения заднего щита и от степени обработки стенок выработки; корпуса дополнительных гидроцилиндров шарнирно соединены с нижней частью заднего щита, позволяя увеличить усилие распора заднего щита, особенно в слабоустойчивых породах; дополнительные гидроцилиндры установлены наклонно к вертикальной плоскости симметрии заднего щита, позволяя равномерно распределить усилия по всей поверхности распорных башмаков и нижней части заднего щита, уменьшить удельное давление на породу, увеличить усилия прижатия распорных башмаков к породе и соответственно повысить эффективность распора; между задним щитом и корпусом каждого из дополнительных гидроцилиндров установлены упругие элементы, выполненные в виде накладок из упругого материала, закрепленных на заднем щите, что позволяет обеспечить равномерное выдвижение распорных башмаков независимо от крепости пород. На фиг.1 показан продольный разрез тоннелепроходческой машины; на фиг.2 сечение по А-А на фиг.1; на фиг.3 схематическое изображение процесса распора заднего щита в выработке. Тоннелепроходческая машина включает передний щит 1 с установленным в нем роторным исполнительным органом 2 и задний щит 3. Передний щит 1 соединен с задним щитом 3 гидроцилиндрами подачи 4. В заднем щите 3 установлены щитовые гидроцилиндры 5. В заднем щите 3 также выполнены окна 6 и 7 и установлен распорный механизм. Распорный механизм выполнен в виде распорных башмаков 8 и 9, установленных с возможностью перемещения в окнах 6 и 7. Верхние части распорных башмаков 8 и 9 соединены между собой гидроцилиндрами 10, корпуса 11 которых посредством шарниров 12 соединены с распорным башмаком 8, а штоки 13 посредством шарниров 14 с распорным башмаком 9. Нижние части распорных башмаков 8, 9 соединены с нижней частью заднего щита 3 дополнительными гидроцилиндрами 15 и 16. При этом штоки 17 и 18 дополнительных гидроцилиндров 15 и 16 шарнирами 19 и 20 соединены с нижними частями соответственно распорных башмаков 8 и 9, а корпуса 21 и 22 шарнирами 23 и 24 с нижней частью заднего щита 3. Шарниры 23 и 24 соединения корпусов 21 и 22 гидроцилиндров 15 и 16 с нижней частью заднего щита 3 смещены по отношению к шарнирам 19 и 20 к центру заднего щита 3 таким образом, что гидроцилиндры 15 и 16 расположены наклонно, под углом

Формула изобретения
ТОННЕЛЕПРОХОДЧЕСКАЯ МАШИНА, включающая передний щит с установленным в нем исполнительным органом, соединенный с передним щитом гидроцилиндрами подачи задний щит, щитовые гидроцилиндры, установленные в заднем щите, механизм транспортирования разрушенной исполнительным органом породы и распорные механизмы, выполненные в виде башмаков, соединенных с основными и дополнительными гидроцидиндрами распора, причем башмаки установлены с возможностью перемещения в окнах, выполненных в заднем щите симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось заднего щита, и верхние части башмаков связаны между собой основными гидроцилиндрами распора, штоки которых шарнирно соединены с одним башмаком, а корпуса с другим, отличающаяся тем, что нижняя часть каждого из распорных башмаков шарнирно соединена со штоками дополнительных гидроцилиндров распора, корпуса которых соединены с нижней частью заднего щита, при этом дополнительные гидроцилиндры распора установлены наклонно к вертикальной плоскости симметрии заднего щита и между задним щитом и корпусом каждого из дополнительных гидроцилиндров распора установлены упругие элементы, выполненные в виде накладок из упругого материала, закрепленных на заднем щите.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3