Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания
Сущность изобретения: устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания с двухстадийной очисткой, содержащее корпус, имеющий впускной патрубок, размещенный в корпусе, первый каталитический блок, выполненные в виде труб и связанные между собой через камеру, источник подачи воздуха и выпускной патрубок, сообщенный с вторым блоком, снабжено дополнительным корпусом с торцовыми стенками и тангенциальным перепускным окном, выполненным на его боковой поверхности, второй каталитический блок установлен в дополнительном корпусе, частично размещенном в камере, и связан с последней через перепускное окно, впускной патрубок установлен на корпусе тангенциально, на боковых поверхностях корпуса каталитических блоков выполнены тангенциальные щелевые отверстия, блоки установлены в корпусах с зазором, причем внутренние стенки корпусов, внутренние и наружные поверхности труб блоков снабжены каталитическим покрытием, источник подачи воздуха выполнен в виде центрального сопла с сетчатым колпаком, закрепленным на одной из торцовых стенок дополнительного корпуса, а выпускной патрубок размещен на другой торцовой стенке, при этом щелевые отверстия первого каталитического блока выполнены в направлении противоположном направлению впускного патрубка, и отношение суммарной площади тангенциальных щелевых отверстий первого и второго каталитического блока к поперечному сечению труб составляет 0,2 0,05. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к очистке выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания.
Известно устройство для нейтрализации выхлопных газов, выполненное в виде корпуса, снабженного входным и выходным патрубками, причем внутри корпуса смонтирован цилиндрический сотовый реактор. Недостатками этого устройства являются большая сложность изготовления сотового керамического реактора и достаточно низкая эффективность очистки из-за прямолинейности газового потока и малого времени контакта газов с сотами реактора. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, содержащее корпус, имеющий впускной патрубок, размещенный в корпусе первый каталитический блок и второй каталитический блок, выполненные в виде труб и связанные между собой через камеру, источник подачи воздуха и выпускной патрубок, сообщенный с вторым блоком. Однако такое устройство отличается недостаточной эффективностью очистки из-за малого времени контакта газов с поверхностью катализатора при большой скорости движения газов. Целью изобретения является повышение эффективности очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Для этого в устройстве для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания обеспечивается двухстадийная, многократная циркуляция выхлопных газов вдоль каталитических поверхностей, а следовательно, увеличивается время контакта газов с каталитическими поверхностями и создается в каждом каталитическом блоке необходимая атмосфера. Очистка выхлопных газов производится в двух каталитических блоках, выполненных в виде труб, установленных в основном и дополнительном корпусах, связанных между собой промежуточной камерой, с торцовыми стенками и тангенциальным перепускным окном, выполненным на его боковой поверхности, второй дополнительный корпус частично размещен в камере и связан с последней через перепускное окно, впускной патрубок установлен на корпусе тангенциально, на боковых поверхностях корпусов каталитических блоков выполнены тангенциальные щелевые отверстия, блоки установлены в корпусах с зазором, причем внутренние стенки корпусов, внутренние и наружные поверхности труб блоков снабжены каталитическим покрытием, источник подачи воздуха выполнен в виде центрального сопла с сетчатым колпаком, закрепленным на одной из торцовых стенок дополнительного корпуса, а выпускной патрубок размещен на его другой торцовой стенке. Тангенциальные отверстия первого каталитического блока выполнены в направлении, противоположном направлению впускного патрубка, причем отношение суммарной площади тангенциальных щелевых отверстий первого и второго каталитического блока и площади поперечного сечения труб составляет 0,2-0,05. На фиг. 1 изображен горизонтальный разрез предлагаемого устройства; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 вид В на фиг. 1; на фиг. 5 вид Г на фиг. 1. Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндрический корпус 1, внутренняя поверхность которого имеет каталитическое покрытие 2. Внутри корпуса 1 с образованием кольцевого зазора установлен каталитический блок 3, выполненный в виде труб с щелевыми тангенциальными отверстиями 4, размещенными на расчетном расстоянии друг от друга на корпусе блока. Внутренняя и наружная поверхность каталитического блока 3 имеют каталитическое покрытие 5. Проведенной экспериментальной работой установлено, что суммарная площадь





Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее основной корпус, имеющий размещенный в нем впускной патрубок, первый и второй каталитические блоки, выполненные в виде труб и связанные между собой через камеру, источник подачи воздуха и выпускной патрубок, сообщенный с вторым каталитическим блоком, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности, оно снабжено дополнительным корпусом с торцевыми стенками и тангенциальным перепускным окном, выполненным на его боковой поверхности, второй каталитический блок установлен в дополнительном корпусе, частично размещенном в камере, и связан с последней через перепускное окно, впускной патрубок установлен на основном корпусе тенгенциально, на боковых поверхностях основного корпуса и каталитических блоков выполнены тангенциальные щелевые отверстия, блоки установлены в корпусах с зазором, причем внутренние стенки корпусов и наружные и внутренние поверхности труб блоков снабжены каталитическим покрытием, источник подачи воздуха выполнен в виде центрального сопла с сетчатым колпаком, закрепленного на одной из торцевых стенок дополнительного корпуса, а выпускной патрубок размещен на его другой торцевой стенке. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тангенциальные щелевые отверстия первого каталитического блока выполнены в направлении, противоположном направлению впускного патрубка. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что отношение суммарной площади тангенциальных щелевых отверстий первого и второго каталитических блоков к площади поперечного сечения его трубы составляет 0,2 0,05.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5