Листовая рессора
Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно, к подвескам транспортных средств. Сущность изобретения: каждый лист в средней части имеет выступ 1 и с другой стороны ответную выемку 2, а по краям, кроме основных боковых участков 3, по которым соприкасаются сопрягающиеся листы друг с другом и с элементами крепления рессоры, имеет дополнительные боковые участки 4, не соприкасающиеся в сопрягающихся листах и соединенные с основными боковыми участками: со стороной сжатия плавно или ступенчато с плавным переходом с помощью наклонных линий и закруглений и со стороной растяжения плавно или ступенчато с помощью наклонных линий и закруглений или в виде ломаной линии с закруглениями. При этом дополнительные боковые участки располагаются в той части сечения листа, где действуют преимущественно напряжения сжатия и глубина ступеньки составляет 0,035 0,25 от общей толщины листа и общая глубина канавки составляет 0,4 0,6 общей толщины листа, т.е. h1 0,035 0,25 Н; h2 0,4 0,6 Н, где h1 глубина ступеньки на стороне сжатия листа; h2 общая глубина канавки. Отношение ширины канавки на стороне сжатия к ширине выступа на стороне растяжения составляет 1,15 1,10 и отношение ширины опорного участка на стороне сжатия к ширине опорного учатска на стороне растяжения составляет 1,10 1,05 т.е. 1,15 1,10 и
1,10 1,05. Экономический эффект изобретения состоит в снижении массы рессоры примерно на 30% по сравнению с прототипом. 1 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к подвескам транспортных средств.
Известна листовая рессора, состоящая из нескольких наложенных друг на друга листов, каждый из которых в средней части по ширине имеет со стороны растяжения листа выступ и со стороны сжатия соответствующую выемку. Выступ на одной стороне и выемка на обратной при наложении листов друг на друга служат для предотвращения от поперечного смещения листов друг относительно друга [1] Известна листовая рессора, в которой каждый лист имеет выступ в средней по ширине части рессорного листа на стороне растяжения, выполненный криволинейным, и на стороне сжатия соответственно выполнена выемка, которые описаны радиусами равными 0,40.0,45 ширины листа с прилегающими к ним прямолинейными участками, по которым проходит соприкосновение листов друг с другом [2] Недостатком такой рессоры является низкая эффективность использования материала по сравнению с рессорами, выполненными из листов прямоугольного, трапециевидно-ступенчатого и Т-образного профилей из-за того, что при незначительно увеличенном моменте инерции сечения листа возрастают на поверхности листов рабочие напряжения. Технической задачей является повышение долговечности и снижение материалоемкости рессоры. Это достигается тем, что листовая рессора содержит один лист или пакет листов одинакового профиля, каждый лист которой в поперечном сечении в средней части имеет по ширине со стороны растяжения выступ, на стороне сжатия ответную выемку, установленные с зазором друг относительно друга, и опорные боковые участки для взаимодействия с ответными опорными боковыми участками. Каждый лист рессоры снабжен дополнительными боковыми участками, сторона сжатия которого расположена на расстоянии от нейтральной оси сечения листа большем, чем сторона сжатия опорного бокового участка, соединенными с опорными боковыми участками со сторон сжатия и растяжения плавно или ступенчато с плавным переходом наклонных поверхностей и радиусов или в виде ломанной линии с закруглениями. На стороне сжатия листа выполнены выемки, глубина которых составляет h 0,035-0,25 Н; h2 0,64-0,61 Н, отношение ширины выемки на стороне сжатия листа В2 и ширине выступа на стороне растяжения листа В1 выбрано в пределах: b2/b1 1,15-1,10, а отношение ширины опорного бокового участка на стороне сжатия к ширине опорного бокового участка на стороне растяжения выбрано в пределах: b4/b31,10-1,05 B ширина рессорного листа; b1 ширина выступа на стороне растяжения; b2 ширина канавки на стороне сжатия; b3 ширина опорного участка на стороне растяжения; b4 ширина опорного участка на стороне сжатия; Н общая толщина листа; h1 глубина выемки на стороне сжатия листа;h2 общая глубина выемки. На чертеже изображен один рессорный лист. Рессора может состоять из одного и более листов (хомуты и стяжные элементы не показаны). Листовая рессора имеет в средней части листа по ширине со стороны растяжения выступ 1, на стороне сжатия ответную выемку 2, опорные боковые участки 3 и соединенные с ними дополнительные боковые участки 4. Работа рессоры. Рессора, состоящая из одного или нескольких листов, своей средней частью по длине листов крепится к кузову или мосту транспортного средства (на чертеже не показано). При креплении средней части рессоры к мосту транспортного средства нагрузка прикладывается к концам листов (в многолистовой рессоре к концам коренного наиболее длинного листа). Под действием нагрузки на стороне сжатия возникают напряжения сжатия, а на стороне растяжения напряжения растяжения. Наибольшие напряжения растяжения возникают на поверхности выступа 1, а наибольшие напряжения сжатия возникают на поверхности сжатия дополнительного участка 4. Предотвращение трения, как на поверхности выступа 1, так и поверхности дополнительного бокового участка 4 позволяет увеличить рабочие напряжения без опасности разрушения и за счет увеличения напряжений и снизить металлоемкость рессоры и увеличить упругость рессоры снижением возникающей подсадки (осадки) рессоры при эксплуатации.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1