Способ осуществления полетов в зоне аэродрома
Использование: в авиации при полетах в зоне аэродрома. Сущность изобретения: при осуществлении заявленного способа в течение по крайней мере части времени в суточном цикле работы аэродрома по крайней мере часть воздушных судов производят посадку на взлетно-посадочную полосу при наличии попутной составляющей вектора скорости ветра через коридор входа, обращенный в сторону аэродрома прилета, угловой диапазон между осью взлетно-посадочной полосы и осью коридора входа воздушного судна составляет v=
0,38
, а взлет производят в направлении попутной составляющей вектора скорости ветра при аналогичном угловом диапазоне между направлением оси взлетно-посадочной полосы и направлением оси коридора выхода.
Изобретение относится к авиации, а именно к способам осуществления полетов в зоне аэродрома.
Известен способ выполнения полетов, включающий выход воздушного судна на заданную линию пути разворотом на 180о, при этом разворот производится в два этапа: первый разворот на 90о производят с максимальным углом крена, а вторая разворот осуществляют с углом крена, скорректированным в зависимости от величины и знаков боковой составляющей ветра и отклонения воздушной скорости от номинальной [1] Указанный способ применяется в том случае, если требуется после разворота вывести самолет на новую заданную линию пути с минимальными методическими ошибками, однако в случае выполнения полетов в зоне аэродрома он не оптимален. Ближайшим аналогом изобретения (прототипом) является способ осуществления полетов в районе аэродрома, включающий вход воздушного судна в район аэродрома, маневрирование в районе аэродрома для выхода на предпосадочную прямую, посадку при попутном ветре, взлет также при попутном ветре, маневрирование и выход из района аэродрома в один из установленных коридоров выхода [2] Существенным недостатком способа [2] является повышенный расход авиационного топлива и затраты времени в случае наличия попутного ветра или попутной составляющей ветра для выхода на разрешенную траекторию захода на посадку или на требуемую траекторию полета в направлении аэродрома назначения, обусловленные требованиями нормативных указаний [2] Задачей изобретения является оптимизация маневрирования в районе аэродрома при наличии попутного ветра или попутной составляющей вектора скорости ветра как при взлете, так и при посадке воздушных судов. Техническим результатом использования данного способа является снижение расхода топлива и затрат времени при заходе на посадку или при взлете воздушного судна. При осуществлении способа в течение по крайней мере части времени в суточном цикле работы аэродрома, когда имеется совпадение направления или углового диапазона направлений ветра с направлением захода на посадку по крайней мере часть воздушных судов, находящихся в воздушном пространстве в районе аэродрома, после покидания зоны ожидания, вынесенной за пределы зоны взлета и посадки, осуществляют маневрирование для выхода на предпосадочную прямую. При этом посадка осуществляется в отличие от рекомендаций, изложенных в источнике [2] в направлении вектора попутной составляющей скорости ветра при совпадении последнего с направлением и/или угловой ориентацией направления коридора входа воздушного судна на аэродром, и посадку осуществляют через коридор входа, ориентированный в сторону аэродрома вылета воздушного судна, а угловой диапазон




Формула изобретения
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ЗОНЕ АЭРОДРОМА, включающий вход воздушного судна в район аэродрома, маневрирование в районе аэродрома для выхода на предпосадочную прямую, посадку при попутной составляющей вектора скорости ветра, взлет при попутной составляющей вектора скорости ветра, маневрирование и выход из района аэродрома в один из установленных коридоров выхода, отличающийся тем, что по крайней мере часть воздушных судов в течение по крайней мере части времени в суточном цикле работы аэродрома посадку на взлетно-посадочную полосу при попутной составляющей вектора скорости ветра осуществляют через коридор входа, обращенный в сторону аэродрома прилета, а угловой диапазон



причем взлет осуществляют также в направлении попутной составляющей вектора скорости ветра при аналогичном угловом диапазоне между направлением оси коридора выхода. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что заход на посадку или взлет при попутной составляющей вектора скорости ветра до 5,5 9,0 м/с осуществляют на воздушных судах, оборудованных штатными средствами торможения без использования дополнительных средств. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что заход на посадку при попутной составляющей вектора скорости ветра до 15 20 м/с осуществляют на воздушных судах, оборудованных дополнительными к штатным средствами торможения. 4. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве по крайней мере части дополнительных средств торможения применяют тормозные парашюты. 5. Способ по п. 3, отличающийся тем, что в качестве дополнительных средств торможения используют реверсирование воздушных потоков, создаваемых двигателями воздушного судна. 6. Способ по п. 3, отличающийся тем, что в качестве дополнительных средств торможения используют наземные механические тормозные установки и/или наземные аэродинамические ловушки, размещаемые в конце взлетно-посадочной полосы в направлении движения при посадке воздушного судна. 7. Способ по п.3, отличающийся тем, что в дополнение к штатным средствам торможения используются тормозные парашюты и/или реверсирование воздушных потоков, создаваемых двигателями воздушного судна, и/или наземные механические тормозные установки, и/или наземные аэродинамические ловушки, размещаемые преимущественно в конце взлетно-посадочной полосы, в различных сочетаниях. 8. Способ по п.1 или 3, отличающийся тем, что при взлете при наличии попутной составляющей вектора скорости ветра осуществляют принудительное стартовое торможение воздушного судна до выхода двигателей на взлетный или взлетно-форсированный режим. 9. Способ по п.8, отличающийся тем, что принудительное стартовое торможение осуществляют посредством механической удерживающей системы. 10. Способ по п.8, отличающийся тем, что принудительное стартовое торможение осуществляют аэродинамическим путем, создавая искусственный встречный воздушный поток в зоне старта и/или на начальном этапе разбега воздушного судна. 11. Способ по п.8, отличающийся тем, что принудительное стартовое торможение осуществляют аэродинамическим путем, создавая искусственный встречный воздушный поток в зоне старта и/или на начальном этапе разбега воздушного судна в сочетании с механической удерживающей системой. 12. Способ по п. 1, отличающийся тем, что взлет осуществляют, начиная разбег воздушного судна на линии предварительного старта, расположенной на рулежной дорожке и имеющей максимальное отклонение по крайней мере части оси от осевой линии взлетно-посадочной полосы не более 45o в плане. 13. Способ по пп.1 12, отличающийся тем, что взлет и/или посадку осуществляют при боковой составляющей вектора скорости ветра не более 25 м/с при попутной составляющей 5,5 9,0 м/с. 14. Способ по пп.1 12, отличающийся тем, что взлет и/или посадку осуществляют при боковой составляющей вектора скорости ветра не более 20 м/с при попутной составляющей не более 15 20 м/с. 15. Способ по пп.1 14, отличающийся тем, что взлет и посадку при наличии попутной составляющей вектора скорости ветра более 5 м/с осуществляют при сухой взлетно-посадочной полосе и коэффициенте сцепления не менее 0,5.