Способ вскрытия рабочих горизонтов карьеров
Область использования: горнодобывающая промышленность, разработка месторождений полезных ископаемых в карьерах. При вскрытии рабочих горизонтов карьера крутонаклонной траншеей для железнодорожного или автомобильного транспорта транспортные бермы в борту траншеи формируют с руководящим уклоном, меньшим руководящего уклона дна траншеи. 2 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и может найти применение при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Известен способ вскрытия карьеров с использованием крутонаклонных железнодорожных выездов, при котором с целью рационального использования крутых уклонов карьер по глубине разделяется на несколько зон, каждая из которых вскрывается независимой траншеей, причем траншея, вскрывающая верхнюю зону, формируется с пологим уклоном (до 40%о), а траншеи, вскрывающие нижние зоны с крутым уклоном (свыше 40%о) (Фесенко С.Л. Обоснование параметров и разработка технических средств железнодорожных транспортных систем с уклонами путей 60%о на глубоких карьерах. Автореферат докторской диссертации. М. Институт проблем комплексного освоения недр АН СССР, 1991, с.15). Недостатком известного способа является необходимость дублирования вскрывающих выработок, что требует увеличения затрат на выемку и транспортирование дополнительных объемов вскрыши по проходке траншей в период их строительства. Известен применяющийся на большинстве действующих карьеров способ вскрытия внутренней или внешней траншеи, в борту которой формируют горизонтальные транспортные бермы, соединяющие вскрываемые рабочие горизонты с общим магистральным выездом. Применение этого способа для крутонаклонного вскрытия железнодорожным транспортом осуществлено на Лебединском ГОКе при проходке крутонаклонной (50%о) железнодорожной траншеи (А.Т.Калашников, В.Ф.Щурановский. Применение крутых уклонов при вскрытии карьеров. Горный журнал, 1986, N 9, с.20-22), а для крутонаклонного вскрытия автомобильным транспортом с уклонами до 15%о на ряде карьеров США (Васильев М.В. Вереса Ф.И. и др. Опыт открытой разработки рудных месторождений США. М. Недра, 1981, с.153). Недостатком способа при использовании его для крутонаклонного вскрытия является нерациональное использование крутых уклонов, с которыми вскрываются как нижние, так и верхние горизонты, так как каждая горизонтальная транспортная берма в борту траншеи независимо от ее местоположения по высоте борта примыкает к крутонаклонному дну траншеи. При этом увеличение затрат на транспортирование горной массы, связанное с эксплуатацией крутых уклонов, имеет место как при транспортировании с нижних горизонтов, так и с верхних, а положительный эффект от использования крутых уклонов проявляется только на нижних горизонтах. Известен способ формирования транспортных выработок с переменным уклоном, когда под крутым уклоном формируется нижняя часть транспортной выработки. Этот способ реализован на Коркинском, Лебединском, Сарбайском и ряде других карьерах путем проходки отдельных забойных тупиков в нижней зоне карьера с уклоном до 60%о (В.Л.Яковлев, С.Л.Фесенко. Транспорт глубоких карьеров. Горный журнал, 1988, N 12, с.24-27). Недостатком способа является либо снижение пропускной способности транспортной выработки на ограничивающем крутонаклонном участке при использовании транспортных средств, не рассчитанных на эксплуатацию на крутых уклонах, либо недоиспользование тяговых возможностей транспорта, рассчитанного для эксплуатации на крутых уклонах, при движении его по пологонаклонному участку трассы в любом случае имеет место увеличение затрат на транспортирование горной массы. Наиболее близким к предлагаемому является способ вскрытия рабочих горизонтов карьеров капитальной траншеей, борта которой формируют в виде наклонных берм, соединяющих вскрываемые рабочие горизонты с поверхностью независимыми транспортными выездами (Шешко Е.В. Ржевский В.В. Основные проектирования карьеров. М. Углетехиздат, 1958, с.232). При вскрытии карьера крутонаклонной железнодорожной или автомобильной траншеей по прототипу с крутыми уклонами (более 40%о для железнодорожного транспорта и более 80%о для автомобильного транспорта) будут сформированы как дно траншеи, так и наклонные транспортные бермы в ее бортах, т.е. все рабочие горизонты карьера, вскрываемые траншеей, вскрываются крутонаклонными транспортными выработками. Однако при увеличении уклона скорость транспортных средств снижается, соответственно снижается их производительность и пропускная способность транспортных выработок. Для сохранения производительности необходимо увеличить единичную мощность двигателя транспортного средства с соответствующим увеличением потребляемой электроэнергии или топлива, т. е. произвести дополнительные затраты на транспортирование горной массы. При железнодорожном транспорте дополнительные затраты потребуются также на модернизацию тормозных устройств подвижного состава и противоугонных средств верхнего строения путей, на приобретение специального вспомогательного оборудования (путепереукладчики, краны и др.), приспособленного к эксплуатации на крутых уклонах. Перечисленные дополнительные затраты на транспорт, вызванные увеличением уклонов, окупаются в основном для нижней группы рабочих горизонтов, вскрываемых крутонаклонной траншеей, т.е. для горизонтов, вскрытие которых осуществлено именно за счет крутых уклонов. Для этой нижней группы горизонтов эффект достигается за счет увеличения числа горизонтов, вскрываемых железнодорожным транспортом при соответствующем сокращении зоны действия более дорогого (в 6-8 раз) автомобильного транспорта, сокращения количества внутрикарьерных перегрузочных складов, уменьшения числа станций и постов, снижения общей протяженности железнодорожных путей и контактных сетей (при вскрытии крутонаклонной железнодорожной траншеей); при крутонаклонной автомобильной траншее эффект достигается за счет существенного снижения объемов строительства траншеи (при двубортной траншее) или сокращения дополнительного разноса борта (при однобортной траншее) и сокращения транспортного цикла за счет уменьшения длины транспортной выработки. Чем выше расположен вскрываемый горизонт, тем меньше эффект от использования крутого уклона. Для самых верхних горизонтов незначительный выигрыш в объемах вскрывающей крутонаклонной выработки в период ее строительства будет полностью перекрыт издержками от крутых уклонов в течение значительно более продолжительного периода ее эксплуатации. Кроме того, на верхних горизонтах, охватываемых железнодорожным транспортом независимо от уклона траншеи, отсутствует эффект замещения железнодорожным транспортом автомобильного. Таким образом, при вскрытии крутонаклонной траншеей по прототипу всегда имеется группа верхних рабочих горизонтов, вскрытие которых крутонаклонными выработками вызывает увеличение затрат на транспортирование горной массы, что и является недостатком прототипа. Целью изобретения является снижение затрат на транспортирование горной массы. Цель достигается тем, что при вскрытии рабочих горизонтов карьеров железнодорожной или автомобильной крутонаклонной траншеей с формированием в борту траншеи транспортных наклонных берм, транспортные наклонные бермы в борту траншеи формируют с руководящим уклоном, меньшим руководящего уклона для траншеи. На фиг.1 изображена схема траншеи; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1. Цифрами 1-5 обозначены наклонные транспортные бермы в борту траншеи. Цифрой 6 обозначено дно траншеи. Осевой линией показана ось траншеи по дну, а вертикальной пунктирной линией линия устья траншеи, по которой вскрывающие наклонные выработки 1-6 примыкают к горизонтальным рабочим горизонтам с вертикальными отметками от



Формула изобретения
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ РАБОЧИХ ГОРИЗОНТОВ КАРЬЕРОВ, включающий проходку крутонаклонной траншеи для железнодорожного или автомобильного транспорта, формирование в борту траншеи наклонных транспортных берм, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на транспортирование горной массы, транспортные наклонные бермы в борту траншеи формируют с руководящим уклоном, меньшим руководящего уклона дна траншеи.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Способ подготовки мерзлых торфов при разработке россыпных месторождений полезных ископаемых // 2036307
Изобретение относится к технологии производства горных и строительных работ в зоне мерзлых грунтов и может быть использовано преимущественно для подготовки мерзлых торфов при разработке россыпных месторождений полезных ископаемых
Изобретение относится к горной промышленности и позволяет повысить охрану окружающей среды
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и пологих пластов полезного ископаемого
Способ формирования нерабочего борта карьера // 2034150
Изобретение относится к горноперерабатывающей промышленности и может быть использовано при складировании пород в отвалы и хвостохранилища
Изобретение относится к области горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и пологих пластов полезного ископаемого
Способ подготовки мерзлых пород к выемке // 2100606
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах
Способ формирования транспортного съезда // 2101502
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм
Способ ведения вскрышных работ // 2108462
Изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых глубинного или нагорного типа
Способ открытой разработки обводненных месторождений полезных ископаемых площадного залегания // 2114307
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и наклонных месторождений осадочного происхождения: известняков, доломитов, сланцев, песков
Способ транспортирования горной массы // 2114308
Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при отработке глубоких горизонтов карьера с внутренним отвалообразованием