Способ оптимизации профиля боковой поверхности поршня, положения поршневых колец и минимального зазора между поршнем и цилиндром двигателя в холодном состоянии и устройство для его осуществления
Использование: машиностроение, в частности способы испытаний и оптимизации деталей цилиндропоршневой группы. Сущность изобретения: устройство содержит полупроводниковый измеритель 1, выход 2 которого связан электрической цепью с электронно-лучевым блоком 3 и входом 4 шлейфового осциллографа 5. Электронно-лучевой блок 3 может быть подключен в электрическую цепь как последовательно, так и параллельно. Прибор 6 для регистрации температуры головки поршня двигателя, снабженного отметчиком верхней мертвой точки, сообщен с датчиком температуры головки поршня. Двигатель 7 через жесткую связь 10 соединен с тормозной установкой. Измеритель работает по принципу частотной модуляции. Изменение емкости датчика 16, включенного в контур генератора высокочастотных колебаний, вызывает соответствующее отклонение частоты генератора от номинальной величины. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано при совершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндропоршневой группы.
Известен способ оптимизации деталей цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что двигатель выводят на заданные режимы и измеряют толщину масляного слоя между поршнем и цилиндром двигателя [1] Данный способ не позволяет измерять малые толщины масляного слоя с заданной точностью. Известно устройство оптимизации деталей цилиндропоршневой группы, содержащее измеритель толщины масляного слоя и датчики для измерения толщины масляного слоя, связанные электрической цепью с измерителем толщины масляного слоя [2] Недостаток данного устройства связан с изменением геометрического положения датчика (вдавливание его в стенку цилиндра) в процессе работы и отложением частиц абразивного износа деталей цилиндропоршневой группы на поверхности датчика, приводящей к замыканию электрода датчика со стенкой цилиндра. Отмеченные недостатки не позволяют получить оптимальные геометрические параметры деталей цилиндропоршневой группы и сопровождаются ухудшением экономических и экологических показателей двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения уменьшение расхода топлива, снижение шума и токсичности отработавших газов. Это достигается тем, что при способе оптимизации профиля боковой поверхности поршня, положения поршневых колец и минимального зазора между поршнем и цилиндром двигателя в холодном состоянии производят измерение толщины масляного слоя между боковой поверхностью кольца, измерение толщины масляного слоя между боковой поверхностью цилиндра, поршня и кольца производят дискретно в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке и измеряют температуру головки поршня и сравнивают измеренные значения толщины масляного слоя и температуры с эталонным значением для данного типа двигателя и при их несоответствии производят уточнение профиля боковой поверхности поршня, положения поршневых колец и зазора между поршнем и поршнем и повторяют испытания до получения результатов, соответствующих эталонным значениям. Устройство для реализации способа снабжено многопозиционным переключателем, датчиком температуры головки поршня, электронно-лучевым блоком, шлейфовым осциллографом, прибором для регистрации температуры головки поршня, измеритель толщины масляного слоя выполнен полупроводникового типа и снабжен генератором высокочастотных колебаний, частотным детектором, усилителем постоянного тока, магнитоэлектрическим гальванометром, индикатором настройки высокочастотных колебаний, магазином компенсационных емкостей и источником питания со стабилизатором напряжения и переключателем, причем вход многопозиционного переключателя связан с датчиками измерения толщины масляного слоя, а его выход с входом полупроводникового измерителя толщины масляного слоя, вход электронно-лучевого блока связан с выходом полупроводникового измерителя толщины масляного слоя, а его выход со шлейфовым осциллографом, а прибор для регистрации температуры головки поршня связан с датчиками температуры головки поршня, датчик для измерения масляного слоя снабжен керамической втулкой, размещенной в стенке цилиндра, электродом и токопроводящими проводами, электрод выполнен в виде стержня, цилиндрического пояска и усеченного конуса, размещенного между пояском и стержнем и обращенного вершиной в сторону стержня. На фиг. 1 представлена принципиальная (функциональная) схема устройства для оптимизации деталей цилиндропоршневой группы; на фиг.2 принципиальная электрическая схема полупроводникового измерителя толщины масляного слоя; на фиг. 3 схема расположения датчиков для измерения толщины масляного слоя; на фиг. 4 принципиальная схема датчика для измерения толщины масляного слоя; на фиг.5 тарировочная кривая отклонения луча осциллографа в зависимости от толщины масляного слоя; на фиг. 6 приведены результаты измерения толщины масляного слоя между поршнем и поверхностью цилиндра. Устройство оптимизации деталей цилиндропоршневой группы содержит полупроводниковый измеритель 1 толщины масляного слоя, выход 2 которого связан электрической цепью с электронно-лучевым блоком 3 и входом 4 шлейфового осциллографа 5. Электронно-лучевой блок 3 может быть подключен в электрическую цепь как последовательно, так и параллельно. Прибор 6 для регистрации температуры головки поршня двигателя 7, снабженного отметчиком 8 такта впуска и отметчиком 9 наружной верхней мертвой точки (ВМТ), сообщен с датчиком температуры головки поршня. Двигатель 7 через жесткую связь 10 соединен с тормозной установкой 11. Многопозиционный переключатель 12 через электрическую цепь 13 связан с входом 14 полупроводникового измерителя 1 толщины масляного слоя, а через электрическую цепь 15 с датчиками 16 толщины масляного слоя, например, емкостного или иного типа. Датчик 16 снабжен керамической втулкой 17 (см. фиг.4), размещенной в стенке 18 цилиндра двигателя, электродом 19 и электрической цепью 15. Электрод 19 выполнен в виде стержня 20, цилиндрического пояска 21 и усеченного конуса 22, размещенного между пояском 21 и стержнем 20 и обращенного в сторону стержня 20. Крепление датчика 16 в керамической втулке 17 осуществляется с помощью контргайки 23. Усеченный конус 22 исключает возможность вдавливания датчика 16 в керамическую втулку 17. Благодаря этому в процессе работы обеспечивается сопряженность поверхностей цилиндрического пояска и зеркала цилиндра 24. Такая конструкция обеспечивает высокую точность измерений малых величин толщины масляного слоя. Схема размещения датчиков 16 в гильзе 18 цилиндра между крайними положениями поршня 25 представлена на фиг.3. Полупроводниковый измеритель (см. фиг.2) толщины масляного слоя снабжен генератором высокочастотных колебаний, частотным детектором, усилителем постоянного тока, магнитоэлектрическим гальванометром, индикатором настройки высокочастотных колебаний, магазином компенсационных емкостей и источником питания со стабилизатором напряжения и переключателем. Для удобства настойки полупроводниковый измеритель 1 снабжен стрелочным индикатором, позволяющим настраивать генератор высокочастотных колебаний на частоту fо, а также балансировать усилитель постоянного тока на отсутствие тока шлейфа. В качестве генератора высокочастотных колебаний используют видоизмененную схему генератора Клаппа, обладающего высокой стабильностью генерируемой частоты. Генератор самовозбуждения собран на транзисторе Т1. Контур включает индуктивность L1, емкости С2, С3, С4, а также емкость датчика 16 и магазин компенсационных емкостей С21-С25, которые включаются ступенчато. Плавную настройку генератора на частоту fопроизводят при помощи конденсатора С13. С выхода генератора высокочастотные колебания поступают на базу транзистора Т2, работающего в режиме эмиттерного повторителя и служащего для согласования выхода генератора с низкоомными каскадами дискриминатора. Нагрузкой транзистора Т2 являются переменные резисторы R6 и R20, которые служат для выравнивания коэффициентов усиления каналов дискриминатора в процессе настройки. Для уменьшения связи каналов дискриминатора по входам используют резисторы R7, К21. Частотный дискриминатор предназначен для определения фазы модулирующего напряжения и представляет двухканальный полосовой усилитель с расстроенными контурами. Для увеличения крутизны характеристики дискриминатора и избирательности канала каждый полосовой усилитель имеет контур в цепи отрицательной обратной связи L2 С7, и L4 С29, включенные между коллектором и базой транзистора. Кроме усиления несущей fо, контуры L3 С3 и L5 С30 совместно с транзисторами Т3 и Т9 играют роль ограничителей паразитной амплитудной модуляции напряжения высокочастотных колебаний. Контуры L2 С7 и L4 С29могут шунтироваться резисторами для получения заданной полосы канала. Каскады, выполненные на транзисторах Т5 и Т11, представляют собой разностный детектор. Для уменьшения влияния детектора на дискриминатор и увеличения отрицательной обратной связи по постоянному току его каскады выполнены по схеме эмиттерных повторителей. Благодаря глубокой отрицательной обратной связи такой детектор обладает высокой линейностью и стабильностью, большими коэффициентами передачи мощности и напряжения, равными приблизительно единице. Контур дискриминатора L3 С8 настроен на




Формула изобретения
1. Способ оптимизации профиля боковой поверхности поршня, положения поршневых колец и минимального зазора между поршнем и цилиндром двигателя в холодном состоянии, заключающийся в том, что двигатель выводят на заданные режимы и измеряют толщину масляного слоя между поршнем и цилиндром двигателя, отличающийся тем, что дополнительно производят измерения толщины масляного слоя между боковой поверхностью цилиндра и боковой поверхностью кольца, причем измерения толщины масляного слоя производят дискретно в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке, измеряют температуру головки поршня и сравнивают измеренные значения толщины масляного слоя и температуры с эталонными значениями для данного типа двигателя, при их несоответствии производят уточнение профиля боковой поверхности поршня, положения поршневых колец и зазора между поршнем и цилиндром и повторяют испытания до получения результатов, соответствующих эталонным. 2. Устройство для оптимизации профиля боковой поверхности поршня, положения поршневых колец и минимального зазора между поршнем и цилиндром двигателя в холодном состоянии, содержащее измеритель толщины масляного слоя, подключенный к датчикам измерения толщины масляного слоя, отличающееся тем, что оно снабжено многопозиционным переключателем, датчиком температуры головки поршня, электронно-лучевым блоком, шлейфовым осциллографом и прибором для регистрации температуры головки поршня, причем измеритель толщины масляного слоя выполнен полупроводниковым и снабжен генератором высокочастотных колебаний, частотным детектором, усилителем постоянного тока, магнитоэлектрическим гальванометром, индикатором настройки высокочастотных колебаний, магазином компенсационных емкостей и источником питания со стабилизатором напряжения и переключателем, причем вход многопозиционного переключателя связан с датчиками измерения толщины масляного слоя, а его выход с входом полупроводникового измерителя толщины масляного слоя, вход электронно-лучевого блока связан с выходом полупроводникового измерителя толщины масляного слоя, а его выход с шлейфовым осциллографом. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что каждый из датчиков измерения толщины масляного слоя снабжен керамической втулкой, размещенной в стенке цилиндра, электродом и токоподводящими проводами, причем электрод выполнен в виде стержня с головкой и в виде сопряженных между собой конической и цилиндрической поверхностей.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6