Способ диагностики технического состояния двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано для испытания и диагностики технического состояния каждой цилиндро-поршневой группы и двигателя в целом на этапах разработки, эксплуатации и предупредительного ремонта. Способ основан на регистрации числа оборотов двигателя в зависимости от времени при поочередном отключении и включении каждого из цилиндров. Сущность способа заключается в том, что регистрацию числа оборотов двигателя осуществляют последовательно для ряда заданных в интервале от минимального до максимального скоростных режимов при фиксированной нагрузке в каждом режиме, полученные зависимости сравнивают с эталонными и по результатам сравнения судят о техническом состоянии каждого из цилиндров и двигателя в целом. Изобретение позволяет повысить информативность и достовереность проверки и ускорить процесс диагностирования технического состояния двигателя. 4 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано для испытания и диагностики технического состояния каждой цилиндро- поршневой группы и двигателя в целом на этапах разработки, эксплуатации и предупредительного ремонта.
Известен способ оценки технического состояния многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в выявлении разницы в мощностях, развиваемых всеми цилиндрами и основными цилиндрами двигателя при его работе на заданном скоростном и нагрузочном режимах [1] Для оценки технического состояния двигателя по данному способу измеряют мощность двигателя при работе на всех цилиндрах, затем отключают выделяемый (проверяемый) цилиндр и дополнительным изменением внешней нагрузки при блокировке элементов регулирования основных цилиндров восстанавливают заданный скоростной режим двигателя. Далее измеряют мощность основных цилиндров и по разности мощностей, развиваемых всеми цилиндрами и основными, выявляют техническое состояние двигателя раздельно по цилиндрам. Недостатком данного способа является низкая информативность при оценке технического состояния двигателя, так как способ позволяет измерить только один параметр мощность, т.е. энергетический вклад каждого цилиндра в общую мощность двигателя при дополнительном изменении внешней нагрузки. Кроме того, погрешность установки скоростных режимов для каждого цилиндра при его выключении, а также измерение мощностей на разных скоростных и нагрузочных режимах приводят к получению недостоверных результатов. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ определения неравномерности работы цилиндров двигателя внутреннего сгорания, основанный на замере частоты вращения коленчатого вала при отключении цилиндров [2] Данный способ реализуется следующими операциями: устанавливают максимальный скоростной режим на прогретом работающем двигателе, выключают один цилиндр, нагружают оставшиеся работающие цилиндры до максимальной мощности и замеряют при это частоту вращения коленчатого вала. Затем включают ранее выключенный цилиндр и после стабилизации режима работы двигателя вторично замеряют число оборотов коленчатого вала. Далее все операции повторяют для каждого цилиндра. По результатам вторичных замеров числа оборотов вала в зависимости от времени при поочередном отключении и включении каждого цилиндра расчетным путем определяют неравномерность их работы. Этот способ дает информацию только о неравномерности работы цилиндров в одном максимальном скоростном режиме и не позволяет судить о таких технических и энергетических показателях каждого цилиндра и двигателя в целом, как компрессионная и энергетическая способность в рабочем диапазоне скоростей, степень износа, коэффициент механических потерь, оптимальность угла опережения зажигания и топливообеспечения. Кроме того, распределение мощности по цилиндрам в зависимости от числа оборотов двигателя при заданном максимальном скоростном режиме и изменяемых нагрузках различно, что вносит погрешность в результаты вторичных замеров числа оборотов двигателя и, следовательно, не обеспечивает достоверной информации о неравномерности работы цилиндров. Способ при определении неравномерности работы цилиндров предусматривает регистрацию вторичных замеров чисел оборотов коленчатого вала, установление их максимальной и минимальной величин и расчет неравномерности работы цилиндров по формуле, что ведет к повышению длительности измерений. Таким образом, существенными недостатками данного способа являются низкая информативность, недостаточная достоверность и длительность процесса диагностирования. Задача изобретения повышение информативности и достоверности способа и ускорение процесса диагностирования технического состояния двигателя внутреннего сгорания. Это достигается тем, что в способе диагностики технического состояния двигателя внутреннего сгорания, основанном на регистрации числа оборотов двигателя в зависимости от времени при поочередном отключении и включении каждого из цилиндров, регистрацию числа оборотов двигателя осуществляют последовательно для ряда заданных в интервале от минимального до максимального скоростных режимов при фиксированной нагрузке в каждом режиме, полученные зависимости сравнивают с эталонными и по результатам сравнения судят о техническом состоянии каждого из цилиндров и двигателя в целом. На фиг. 1 представлены зависимости числа оборотов двигателя от времени для заданных в интервале от минимального до максимального скоростных режимов при фиксированной нагрузке в каждом режиме; на фиг. 2 эталонный "диагностический треугольник"; на фиг. 3 "диагностический треугольник" проверяемого цилиндра; на фиг. 4 семейство динамических характеристик неравномерности работы цилиндров. Предлагаемый способ диагностики технического состояния двигателя предусматривает следующие операции. На прогретом двигателе устанавливают минимальный скоростной режим с фиксированной нагрузкой, при котором двигатель не останавливается в случае поочередного отключения цилиндров. Отключают в данном режиме в момент времени tо первый цилиндр. При этом число оборотов двигателя начинает уменьшаться и достигает величины n1 за время












Формула изобретения
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, основанный на регистрации числа оборотов двигателя в зависимости от времени при поочередном отключении и включении каждого из цилиндров, отличающийся тем, что регистрацию числа оборотов двигателя осуществляют последовательно для ряда заданных в интервале от минимального до максимального скоростных режимов при фиксированной нагрузке в каждом режиме, полученные зависимости сравнивают с эталонными и по результатам сравнения судят о техническом состоянии каждого из цилиндров и двигателя в целом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4