Способ напорного транспорта высоковязких жидкостей
Авторы патента:
Сущность изобретения: перекачивают поток жидкости под давлением на подслое маловязкой среды с периодической подачей в начало потока сжатого воздуха и его периодическим сбросом на всем пути движения потока. В начало потока периодически вводят маловязкую жидкость с плотностью выше плотности высоковязкой жидкости. Создают расход воздуха в маловязкой жидкости с постоянной и пульсирующей составляющими. Пульсации подачи воздуха и вязкой жидкости осуществляется синхронно с одинаковой частотой. 2 ил.
Изобретение относится к магистральному транспорту высоковязких жидкостей, в частности нефти и нефтепродуктов.
Известен способ трубопроводного транспорта вязких жидкостей, включающий перекачку жидкости под давлением на подслое маловязкой среды (воздуха) или жидкости с периодическим вводом в трубопровод и сбросом по всей его длине порций сжатого воздуха. Введение и сброс сжатого воздуха обеспечивает существование устойчивого подслоя маловязкой среды (воздуха) и, как следствие, увеличивает скорость движения транспортируемой вязкой жидкости. Устройство для реализации этого способа включает трубопровод с отверстиями для периодического ввода сжатого воздуха и отверстиями для сброса воздуха в атмосферу. Недостатком способа и устройства является то, что сброс сжатого воздуха в атмосферу осуществляется через отверстия, выполненные в трубопроводе и непосредственно соединяющие его внутреннюю полость с атмосферой, что приводит к очень большому расходу воздуха и соответственно к большим затратам на транспортирование жидкостей. Целью изобретения является снижение энергозатрат на транспортирование высоковязких жидкостей. Цель достигается за счет того, что по способу напорного транспорта высоковязких жидкостей, включающему перекачку потока жидкости под давлением на подслое маловязкой среды с периодической подачей в начало потока сжатого воздуха и его периодическим сбросом на всем пути движения потока, в начало потока дополнительно вводят маловязкую жидкость с плотностью выше плотности транспортируемой высоковязкой жидкости, причем расход воздуха и маловязкой жидкости имеет постоянную и пульсирующую составляющие, а пульсации подачи маловязкой жидкости и воздуха осуществляют синхронно с одинаковой частотой. На фиг. 1 представлено устройство для напорного транспорта, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1. Устройство включает напорный трубопровод 1 со средством 2 подачи сжатого воздуха и средством 3 подачи маловязкой жидкости в напорный трубопровод. Подача сжатого воздуха осуществляется в верхней части трубопровода 1, а маловязкой жидкости в нижней его части. В верхней части трубопровода 1 расположены предохранительные клапаны 4, установленные по всей длине трубопровода. Настройка клапанов 4 на сброс избыточного сжатого воздуха осуществляется с учетом перепада давления в транспортируемой среде и воздушных пузырях по длине трубопровода и выполнена таким образом, что движущиеся вдоль трубопровода воздушные пузыри сохраняют приблизительно постоянный объем, несмотря на постепенное уменьшение давления вокруг них. Способ реализуется следующим образом. В трубопровод 1 от насосной станции (не показана) под давлением подается транспортируемая высоковязкая жидкость. В непосредственной близости от насосной станции установлены средство 2 ввода в трубопровод сжатого воздуха (например, компpессоp) и сpедство 3 ввода в тpубопpовод маловязкой жидкости (напpимеp, насос). Средства 2 и 3 работают синхронно и обеспечивают подачу вводимых сред с постоянной и пульсирующей составляющими: Qв=Qвo+







N отношение объема находящихся в трубопроводе периодических частей расхода воздуха и расхода маловязкой жидкости к объему высоковязкой жидкости. Постоянная составляющая объемного расхода воздуха и маловязкой жидкости определяется из условия, что создаваемая ими кольцевая прослойка полностью отделяет высоковязкую жидкость от контакта со стенкой трубопровода. Соотношение этих величин обеспечивает течение высоковязкой жидкости как показано на фиг. 2. При этом угол








h г



Рk давление на выходе из трубопровода;
L длина трубопровода;
l расстояние от начала трубопровода до точки изменения давления. Давление внутри пузырей сжатого воздуха также уменьшается, но по квадратичному закону, вследствие чего объем, занимаемый сжатым воздухом, начинает увеличиваться и, если не производить сброс сжатого воздуха, пузыри могут не только сильно уменьшить сечение трубопровода, но даже привести к тому, что сечение трубопровода в отдельных местах будет полностью перекрыто воздухом, а течение транспортируемой жидкости примет пробочный характер. Чтобы этого не произошло, предусмотрен сброс сжатого воздуха через предохранительные клапаны 4. Расстояние между соседними клапанами 4 выбирается из условия, что объем перемещаемого воздуха сохраняется приблизительно постоянным. При изотермическом течении изменение объема и давления определяется выражением
Р . V=const и, следовательно, при уменьшении давления в


l1= L



ln= l1(1-




При этом настройка клапана для сброса воздуха выполнена в соответствии с уменьшающимся по линейному закону давлением в трубопроводе:
Pn= Po-(Po-Pк)

Для заданного объемного расхода высоковязкой жидкости Qвж и заданного диаметра трубопровода оптимальные значения регулируемых параметров (Qво, Qмжо, Qвп, Qмжп,


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для транспортирования обезвоженных осадков сточных вод от очистной станции к месту дальнейшего использования или складирования
Способ транспортирования высоковязких нефтей // 2028538
Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов, более конкретно, к транспортировке высоковязких нефтей по трубам, где откладывается парафин
Способ транспорта вязкой жидкости // 1778430
Установка для электрообработки вязкой нефти // 1763792
Изобретение относится к гидротранспорту высоковязких нефтей
Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей
Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а точнее, к транспортированию вязких продуктов, например нефти и продуктов ее переработки, и может быть использовано для снижения пускового давления и аварийности на трубопроводе
Схема прогрева двухниточного контура до главной арматуры энергопотребителя в переходных режимах // 2124685
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплоэнергетике
Изобретение относится к нефтяной и нефтехимической промышленности, а именно к устройствам, предназначенным для трубопроводного транспорта всех типов нефтей и нефтепродуктов
Изобретение относится к судостроению и гидравлики и направлено на решение вопросов, связанных с повышением расходно-напорных характеристик перекачивающих гидросистем путем уменьшения сопротивления трения гидромагистралей и улучшения условий работы гидронасосов, включенных в эту систему