Радиально-торцевое контактное уплотнение
Использование: в турбомашинах. Сущность изобретения: разрезное уплотнительное кольцо свободно установлено на валу и контактирует с упорной торцовой поверхностью вала и корпусом. Кольцо размещено между полостью наддува и масляной полостью опоры газотурбинного двигателя. На одной поверхности разреза кольца выполнены углубления. Углубления выполнены на двух поверхностях разреза кольца и расположены относительно друг друга с зеркальным отображением. Углубления замкнуты по периметру. Часть углублений замкнута по периметру поверхностью корпуса, их стенки выполнены вертикальными с образованием острых кромок с поверхностью разреза кольца. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к уплотнительным герметизирующим устройствам контактного типа, в частности к радиально-торцовым контактным уплотнениям, используемым в высокоскоростных машинах, например в турбомашинах, и содержащим разрезные уплотнительные кольца.
Используемые в таких уплотнениях разрезные уплотнительные кольца по типу поршневых широко известны. Разрез в таком кольце является всегда причиной утечки уплотняемой среды. Существует множество средств и способов для уменьшения потерь из-за этих утечек, а следовательно, повышения эффективности уплотнения. Известно радиально-торцовое контактное уплотнение (см. Чеплер П. Норен ). Уплотнения разрезными кольцами. В кн. Уплотнения. М. Машиностроение, 1964, с. 58-80), содержащее разрезное уплотнительное кольцо поршневого типа, находящееся в контакте с установленным на валу упорным кольцом и контактирующее своей наружной поверхностью с корпусом подшипника. При этом упорное кольцо другим торцом упирается в торец внутреннего кольца подшипника, установленного на валу. Такие радиально-торцовые контактные уплотнения широко используются в машиностроении, особенно для разделения полостей с различным давлением и разными средами, например воздушной полости наддува и масляной полости опоры. Известно также радиально-торцовое контактное уплотнение (см. Вьюнов С.А. Гусев Ю.И. и др. Конструирование и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М. Машиностроение, 1989, с. 533, фиг. 12, 36), в котором разрезное уплотнительное кольцо свободно установлено на валу и контактирует с упорным торцом втулки, установленной на валу. По наружному диаметру уплотнительное кольцо контактирует с корпусом. Кольцо разделяет масляную полость подшипника и полость наддува опоры газотурбинного двигателя. Недостаток такого уплотнения заключается в наличии утечек уплотняемой среды через щель в месте разреза кольца. Перед автором стояла задача создать такое радиально-контактное уплотнение, в котором удалось бы снизить утечки уплотняемого воздуха из полости наддува через разрез уплотнительного кольца за счет образования на ограничивающих разрез поверхностях дополнительных средств, повышающих гидравлическое сопротивление потоку уплотняемой среды в разрезе. Цель изобретения повышение эффективности работы заявляемого уплотнения за счет получения упомянутых свойств. Цель достигается тем, что размещенное между полостью наддува и масляной полостью опоры газотурбинного двигателя радиально-торцовое контактное уплотнение содержит разрезное уплотнительное кольцо, свободно установленное на валу и контактирующее с упорной торцовой поверхностью последнего и корпусом. Не менее, чем на одной поверхности разреза кольца выполнены углубления. Углубления могут быть выполнены на двух поверхностях разреза кольца. Заявляемое изобретение будет работать более эффективно, если углубления будут расположены относительно друг друга с зеркальным отображением. Цель изобретения будет осуществляться более успешно, если углубления будут выполнены замкнутыми по периметру. При этом часть уплотнений может быть выполнена замкнутыми по периметру поверхностью корпуса, а часть замкнутыми по периметру опорной поверхностью вала. Одним из возможных вариантов выполнения углублений предусматривается выполнение их стенок вертикальными с образованием острых кромок с поверхностями разреза кольца. Отличительными от прототипа признаками является наличие в предлагаемом радиально-торцовом контактном уплотнении углублений на противоположных поверхностях разреза кольца, способствующих снижению утечки уплотняемой среды, и варианты их конструктивного исполнения. На фиг. 1 представлено предлагаемое радиально-торцовое контактное уплотнение, общий вид; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 5 место I на фиг. 4; на фиг. 6 место II на фиг. 4. Герметизирующее уплотнительное устройство, в частности радиально-торцовое контактное уплотнение (РТКУ), является неотъемлемой частью опоры ротора современного газотурбинного двигателя (ГТД). Опора (фиг. 1) ротора ГТД состоит из подшипника 1 качения, главного элемента опоры, вала 2, корпуса 3 и образующего масляную полость 4 РТКУ, которое в своем конкретном выполнении содержит уплотнительное кольцо 5, контактирующее с упорным кольцом 6 и корпусом 3. Уплотнительное кольцо, имеющее две уплотняющие поверхности цилиндрическую 7, контактирующую с поверхностью 8 корпуса 3, и торцовую 9, контактирующую с торцовой поверхностью 10 упорного кольца 6, осуществляет таким образом разделение полости 11 наддува и масляной полости 4. Между поверхностью 8 корпуса 3 и поверхностью 12 упорного кольца 6 образован зазор













Формула изобретения
1. РАДИАЛЬНО-ТОРЦЕВОЕ КОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ, содержащее разрезное уплотнительное кольцо, свободно установленное на валу и контактирующее с упорной торцевой поверхностью последнего и корпусом, размещенное между полостью наддува и масляной полостью опоры газотурбинного двигателя, отличающееся тем, что на одной поверхности разреза кольца выполнены углубления. 2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что углубления выполнены на двух поверхностях разреза кольца и расположены относительно друг друга с зеркальным отображением. 3. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что углубления замкнуты по периметру. 4. Уплотнение по п.3, отличающееся тем, что часть углублений замкнута по периметру поверхностью корпуса. 5. Уплотнение по п.3, отличающееся тем, что часть углублений замкнута по периметру упорной торцевой поверхностью вала. 6. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что стенки углублений выполнены вертикальными с образованием острых кромок с поверхностью разреза кольца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6