Уплотнительный элемент поршня
Авторы патента:
Уплотнительный элемент предназначен для уплотнения надпоршневого пространства и может быть использован в поршневых компрессорах и поршневых насосах. Уплотнительный элемент поршня имеет вид разрезного кольца (1), которое выполнено из легкого сплава. Износостойкое покрытие (2) выполнено антифрикционным и нанесено микродуговым оксидированием поверхности кольца. Отношение высоты кольца (1) к диаметру поршня не превышает 0,01. Изобретение повышает надежность элементов цилиндропоршневой группы. 3 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, конкретно, к уплотнениям надпоршневого пространства, а также может использоваться в поршневых компрессорах и поршневых насосах.
Известны уплотнительные элементы для поршней двигателей внутреннего сгорания, описанные в кн. "Поршневые кольца" К. Энглиш, т. 1. Вено "Kolbenring" Karl English, band 1, Wien Springer-Verlag, 1958, 436-484, авт.свид. СССР N 1378572, F 02 F 5/00, 1988 г., N 1388726, F 02 F 5/00, 1988 г., N 1379484, F 02 F 5/00, 1988 г., N 1416727, F 02 F 5/00, 1988, в заявках Японии N 62-33428, F 16 F 9/06, 1987, N 1-29657, F 02 F 5/00, 1989, в книге "Трение и теплопередача в поршневых кольцах д.в.с." Справочное пособие под ред. Р.М. Петриченко, Л. Изд-во ЛГУ, 1990 г. В них описаны конструкции цельных и составных уплотнительных элементов, расположенных в поршнях. Недостатками приведенных выше уплотнительных элементов являются относительно большой вес и габариты, большие механические потери в парах трения "кольца - поршень", "кольца-гильза цилиндра", большие износы, малая эрозионная и коррозионная стойкость. Эти недостатки снижают надежность и долговечность уплотнительного элемента, а также экономичность установки в целом. Известны также конструкции, уменьшающие вышеперечисленные недостатки, но полностью их не исключающие: использование колец из легких сплавов, описанных в кн. К. Энглиш. "Поршневые кольца", т. 1, с. 570, М., 1962, снижает массу колец, но ухудшает их прочностные характеристики и износостойкость, особенно при высоких рабочих температурах; размещение нескольких тонких стальных колец в одной канавке, описанных в кн. "Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания" под ред. Р.М. Петриченко. Л. 1990, 248 с., улучшает герметичность уплотнительного элемента, но увеличивает массу, силу инерции, т.е. снижает надежность и долговечность и увеличивает необходимые размеры головки поршня; использование сложных "герметичных" чугунных уплотнительных элементов, описанных в кн. К. Энглиш и Р.М. Петриченко, имеет те же преимущества и недостатки, что и в предыдущем случае, для повышения износостойкости чугунных и стальных колец используют покрытия, как описано в кн. К. Энглиш и Р.М. Петриченко. Эти покрытия наносят на трущиеся поверхности колец различными путями, например электролитическим осаждением или плазменным. В качестве материала покрытия применяют хром, молибден или металлокерамику. Их общие недостатки - сложность технологии, недостаточная прочность и долговечность из-за разнородности материалов кольца и покрытия, уменьшение высоты кольца, что позволяет снизить массу и уменьшить прижатие кольца к гильзе силой давления газов в зазоре за кольцом. Однако такое решение в чугунных кольцах неприемлемо из-за потери прочности при монтаже кольца, а для стальных колец приводит к повышенному их износу. За прототип принято поршневое кольцо с износостойким слоем и плакированным соединительным никелевым слоем, описанное в заявке ФРГ N 3812656, F 02 F 5/00, 1989 г. Поршневое кольцо по прототипу снабжено основным кольцевым элеметом с наружной частью поверхности, износостойким слоем высокой твердости, нанесенным на наружную часть поверхности и плакированным никелевым слоем толщиной 5 - 10 мкм, выполненным на износостойком слое высокой твердости. Недостатки прототипа: кольцо выполнено из металла относительно большой плотности (чугун, сталь), что приводит к большим инерционным силам, а следовательно, износам и механическим потерям в парах трения "кольцо-поршень", "кольцо-гильза", кольцо имеет традиционную величину отношения высоты кольца к диаметру поршня, а следовательно, большую силу прижатия кольца к гильзе, относительно большая высота кольца ухудшает его приспособляемость к гильзе, сложная технология изготовления кольца из чугуна или стали и покрытия его износостойким слоем. Из-за того, что кольцо изготавливается из чугуна или стали, надежность соединения покрытия и основного материала относительно низкая, требуется специальная подготовка поверхности, покрываемой износостойким слоем. Задачей изобретения является повышение надежности, долговечности и эффективности элементов цилиндро-поршневой группы, улучшение экономичности двигателя, создание легких, надежных, эффективных уплотнительных элементов для поршней поршневых машин. Технический результат достигается тем, что в уплотнительном элементе поршня, состоящем из разрезного кольца с износостойким покрытием, согласно изобретению, кольцо выполнено из легкого сплава, покрытие выполнено антифрикционным и нанесено микродуговым оксидированием поверхности кольца, а отношение высоты кольца к диаметру поршня не превышает 0,01. Согласно изобретению, кольцо выполнено из легкого сплава, например алюминия. Это позволяет сделать его меньшей высоты, так как снижается опасность разрушения при надевании и снятии колец. В предлагаемой конструкции кольцо сделано низким: отношение его высоты к диаметру цилиндра менее 0,01, тогда как в традиционном исполнении это отношение больше 0,025 (см. рис. 309, 310 . кн. К. Энглиш, "Поршневые кольца", т.1, М., 1962, с. 419). Уменьшение размеров и применение легких сплавов позволяет в несколько раз уменьшить массу кольца, а следовательно, и силы инерции, износы канавок, повысить прочность перемычек. В целом это служит достижению поставленных целей, поскольку относительно большая высота традиционных колец приводит к увеличению вибрации кольца, увеличению сил инерции, разбиению канавок, износу гильз цилиндров. Мощность трения колец увеличивается приблизительно пропорционально увеличению высоты кольца. Высокие кольца хуже смазываются, кольцевые канавки быстрее забиваются посторонними частицами. Приработка высоких колец дольше и труднее. Кроме того, гребни между канавками поршня при высоких кольцах необходимо делать большими из соображений достаточной прочности. Это увеличивает габариты головки поршня и двигателя в целом. Однако, как описано в литературе, использование легких сплавов для изготовления уплотнительного элемента поршня без покрытий приводит к большим износам колец, снижению долговечности и надежности по сравнению с чугунными и стальными. Кроме того, легкие сплавы дают увеличение потерь трения. Все приводит к необходимости покрытия их износостойким и антифрикционным слоем. По данному изобретению на алюминиевом кольце не требуется создания покрытия из инородного материала: оно создается из материала самого кольца методом микродугового оксидирования (МДО). При этом создается слой керамического покрытия толщиной до 100 мкм. Это покрытие представляет собой окись алюминия (Al2O3) - керамический слой высокой твердости. Оно обладает в отличие от традиционных покрытий (хром, молибден, металлокерамика) рядом преимуществ: технологичность; лучшая адгезия с материалом кольца, а значит, прочность сцепления с ним, увеличивает общую упругость и прочность кольца, является коррозионностойким и эрозионностойким, является жаростойким и жаропрочным, обладает более высокими трибологическими свойствами в парах трения с традиционными материалами (чугун, сталь, бронза). Как показывают исследования авторов, в этих парах трения покрытие практически не изнашивается и поэтому может выполняться достаточно тонким (до 10 - 20 мкм). Теплозащитные свойства этого покрытия из-за низкого коэффициента теплопроводности (

Формула изобретения
Уплотнительный элемент поршня, состоящий из разрезного кольца с износостойким покрытием, отличающийся тем, что кольцо выполнено из легкого сплава, износостойкое покрытие выполнено антифрикционным и нанесено путем микродугового оксидирования поверхности кольца, а отношение высоты кольца к диаметру поршня не превышает 0,01.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Замок поршневого кольца // 2118727
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания, в поршневых насосах и компрессорах
Составное герметичное уплотнение // 2118682
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкции ДВС или поршневого компрессора для обеспечения эффективности и надежности работы поршневого уплотнения
Двойное поршневое кольцо // 2105178
Изобретение относится к области уплотнительной техники, в частности к уплотнениям поршней двигателей внутреннего сгорания
Уплотнительное устройство поршня // 2103573
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения поршней машин и механизмов
Поршневые кольца // 2103572
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовало в уплотнительно-смазывающих устройствах поршней
Цилиндропоршневая группа // 2103534
Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к уплотнениям цилиндро-поршневых групп двигателей внутреннего сгорания
Двойное поршневое кольцо // 2095604
Изобретение относится к области уплотнений между цилиндром и поршнем, в частности к поршневым кольцам
Уплотнитель // 2092707
Изобретение относится к области машиностроения по изготовлению установок, преобразующих тепловую энергию топлива, пара и др
Изобретение относится к энергомашиностроению, конкретно к производству поршневых колец двигателей внутреннего сгорания, компрессоров, насосов и других поршневых машин и агрегатов
Шатунно-поршневая группа компрессора // 2123612
Изобретение относится к устройствам поршневых машин, например к компрессорам
Уплотнительное устройство поршня // 2133856
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве уплотнения пары поршень-цилиндр двигателей внутреннего сгорания
Составное поршневое кольцо // 2145018
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть применено в качестве поршневого кольца в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах и других поршневых машинах
Уплотнительный узел подвижного соединения // 2153109
Изобретение относится к области машиностроения и может бытъ использовано в гидравлических и пневматических устройствах для уплотнения осей, штоков и поршней при возвратно-поступательном, вращательном и колебательном движении
Изобретение относится к поршневому кольцу и поршневому узлу в двигателе внутреннего сгорания, в частности в двухтактном крейцкопфном двигателе с прямоточной продувкой, в котором поршень на своей периферийной поверхности имеет несколько расположенных вдоль одной оси отдельных кольцевых канавок, каждая имеет верхнюю и нижнюю поверхность канавки и дно канавки, и в котором поршневые кольца вставляются в кольцевые канавки для герметизации рабочей камеры над верхним поршневым кольцом в нижнем направлении в процессе такта сжатия и рабочего такта поршня, по крайней мере, одно из поршневых колец имеет высоту по оси меньше, чем расстояние по оси между верхней и нижней поверхностями соответствующей кольцевой канавки, таким образом, чтобы поршневое кольцо могло двигаться в осевом направлении в кольцевой канавке, и имеет разделительную выемку компрессионного поршневого кольца, которая обеспечивает возможность расширения диаметра кольца при установке в кольцевую канавку, и имеет несколько пазов утечки, которые распределены по периферии кольца
Уплотнительное устройство поршня // 2168082
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве уплотнения пар поршень - цилиндр двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в компрессорах с сухим ходом