Способ восстановления детали
Способ восстановления клина тягового хомута автосцепного устройства. Использование: подвижной состав железных дорог. Сущность изобретения: клин подвергают пластическому деформированию под молотом в закрытом штампе при воздействии ударным усилием на нерабочую поверхность клина, затем его закаляют при 890-910°С с выдержкой в течение 1 ч и охлаждают в масле и отпускают при 590-610°С с выдержкой в течение 3 ч и охлаждают в воде. Для деформирования клина используют штамп, матрица и пуансон которого имеют на рабочих поверхностях продольный выступ, расположенный по центру или рабочие поверхности матрицы и пуансона выполнены выпуклыми с заданным радиусом кривизны. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 2 табл.
Изобретение относится к обработке металлических изделий давлением, в частности касается восстановительного ремонта изношенных клиньев тяговых хомутов автосцепных устройств железнодорожных вагонов методом горячего пластического деформирования тела клина.
В процессе эксплуатации клиньев их рабочие поверхности, контактирующие с сопрягаемыми деталями автосцепного устройства, подвергаются значительному износу, что снижает надежность и работоспособность клиньев. Известен способ восстановления детали путем пластического деформирования нагретой заготовки в штампе с последующей термообработкой. Применительно к восстановлению изношенных клиньев автосцепных устройств известный способ горячей штамповки не обеспечивает требуемой совокупности физико-механических свойств материала клиньев, а следовательно, их надежности и работоспособности. Кроме того, восстановление изношенных на определенных участках клиньев методом горячей штамповки требует специальных мер, определяющих направленность пластической деформации. Изобретение решает задачу восстановления геометрических размеров рабочих поверхностей клина и формирования наилучшего сочетания прочностных, пластических и вязкостных характеристик материала клина, обеспечивающего высокое качество металла восстановленного клина и высокую надежность клина. Сущность предлагаемого способа восстановления клина тягового хомута автосцепного устройства заключается в том, что тело клина подвергают горячей пластической деформации под молотом в закрытом штапе, при этом усилием штамповки воздействуют на нерабочую поверхность клина, а после штамповки клин подвергают термической обработке, включающей закалку при 890-910oC c выдержкой в течение 1 ч и охлаждением в масле и отпуск при 590-610oC c выдержкой в течение 3 ч и охлаждением в воде. В штампе, используемом для реализации способа, на рабочих поверхностях матрицы и пуансона предусмотрен продольный выступ, расположенный по центру; или рабочие поверхности выполнены выпуклыми с заданным радиусом кривизны. Воздействие деформирующего усилия на нерабочую поверхность клина и форма штампа обеспечивают смещение металла клина на изношенные участки его рабочих поверхностей и восстановление их требуемых размеров. Последующая термообработка в указанных режимах дает возможность получить требуемые сочетания физико-механических свойств материала клина, гарантирующих качество и надежность восстановленного клина. Указанный режим закалки выбран исходя из существующих разработок по улучшению металла штамповок применительно к стали марки 38ХС, из которой выполнен клин. Для выбора режима отпуска опробованы различные температурные варианты, которые показали, что отпуск при 620o и 640oC не обеспечивает нормативных значений твердости и прочностных характеристик (

Формула изобретения
1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ, заключающийся в перераспределении металла с ее нерабочих поверхностей на изношенные горячим пластическим деформированием и последующей ее термообработке, отличающийся тем, что при восстановлении клина тягового хомута автосцепного устройства пластическую деформацию выполняют воздействием усилия на клин, помещенный в закрытый штамп, а термическую обработку осуществляют в виде закалки при 890 910oС с выдержкой в течение 1 ч и охлаждением в масле и последующего отпуска при 590 - 610oС с выдержкой в течение 3 ч и охлаждением в воде. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что пластическое деформирование клина осуществляют в штампе, у которого рабочие поверхности матрицы и пуансона выполнены выпуклыми. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что пластическое деформирование клина осуществляют в штампе, у которого на рабочих поверхностях матрицы и пуансона расположен вдоль оси выступ.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6