Плавниковый движитель
Использование: в судостроении при конструировании плавниковых движителей. Сущность изобретения: встроенный в крыло 2 плавникового движителя электропривод соединен посредством рычага с приводом поперечных колебаний крыла, при этом движитель снабжен системой шкивов, кинематически связанных с осью, жестко скрепленной с шайбами 12, выполненными в виде сеток с ободами 13 по форме поперечного сечения крыла, установленными на его торцах и скрепленными с поперечной сетчатой пластиной 15, размещенной в исходном положении заподлицо с плоскостью крыла в прорези 16, образованной с одной стороны боковой поверхности крыла. 2 ил.
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при конструировании плавниковых движителей.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является плавниковый движитель, содержащий крыло с встроенным в него электроприводом, соединенное посредством рычага с приводом его поперечных колебаний. Этот движитель позволяет изменять поверхность крыла при различных амплитудах и частотах его колебаний, однако такая конструкция функционально не способна воздействовать на вихревое поле, оставляемое подводным аппаратом. Технический результат изобретения заключается в уменьшении следа за колеблющимся плавниковым движителем. Это достигается тем, что плавниковый движитель, содержащий крыло с встроенным в него электроприводом, соединенное посредством рычага с приводом его поперечных колебаний, снабжен системой шкивов, кинематически связанных с осью, жестко скрепленной с шайбами, выполненными в виде сеток с ободами по форме поперечного сечения крыла, установленными на его торцах и скрепленными с поперечной сетчатой пластиной, размещенной в исходном положении заподлицо с плоскостью крыла в прорези, образованной с одной стороны боковой поверхности крыла. На фиг. 1 изображен плавниковый движитель, в статике; на фиг. 2 то же, в рабочем положении. Плавиковый движитель содержит рычаг 1 для передачи колебательного движения от привода, крыло 2, подпружиненное плоскими пружинами 3 и имеющее на угловых точках задней кромки штыри 4 иглообразной формы с окончаниями в виде сфер 5, размещенный в теле крыла электродвигатель 6 с двумя выходными валами, на которые насажены шкивы 7, передающие движение с помощью тросиков 8 шкивам 9, насаженным на ось 10, вращающуюся в подшипниках 11 и поворачивающую шайбы 12, выполненные в виде металлических сеток и расположенные с обеих сторон крыла в ободах 13, на которых закреплены кольца 14, жестко соединенных поперечной пластиной 15, также выполненной в виде сетки и имеющей впадины для прохождения через штыри и входящей в прорезь 16, образованную с одной стороны боковой поверхности крыла. Плавиковый двигатель работает следующим образом. При небольших значениях амплитуды и частоты колебаний рычага 1 крыло 2 имеет в основном ламинарное обтекание. Наибольшие вихри, скатывающиеся с угловых точек задней кромки, гасятся на штырях 4. Ободы 13 шайб 12 в этом случае предохраняют от перетекания жидкости с одной поверхности крыла на другую, формируя направление потока. При больших значениях амплитуды и частоты колебания рычага 1 (фиг. 2) подается напряжение на электродвигатель 6, поворачиваются шкивы 7, подавая через тросик 8 движение на шкивы 9 и ось 10, которая поворачивает шайбы 12 на угол, меньший, чем 180о. При этом вместе с шайбами 12 поворачивается поперечная пластина 15, выходя из прорези 16 крыла. Достигнув положения, соответствующего хорде крыла 2, кольца 14 заходят в сферу 5 штырей 4, фиксируя тем самым шайбы 12, причем кольца 14 выполнены с небольшими впадинами, обеспечивающими при определенном усилии заход на сферы 5 и выход с них. Поперечная пластина 15 имеет прорези, обеспечивающие прохождение над и под штырями, и также фиксируется таким образом, чтобы ее средняя часть совпадала со штырем, т. е. с хордой крыла 2. В таком положении хорда шайбы 12 не совпадает с хордой крыла 2 на угол
Формула изобретения
ПЛАВНИКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ, содержащий крыло с встроенным в него электроприводом, соединенное посредством рычага с приводом его поперечных колебаний, отличающийся тем, что он снабжен системой шкивов, кинематически связанных с осью, жестко скрепленной с шайбами, выполненными в виде сеток с ободами по форме поперечного сечения крыла, установленными на его торцах и скрепленными с поперечной сетчатой пластиной, размещенной в исходном положении заподлицо с плоскостью крыла в прорези, образованной к одной стороны боковой поверхности крыла.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2