Радионавигационная система
Использование: в радионавигации. Сущность изобретения: радионавигационная система содержит передающие станции 1, 2, 3, приемную станцию 4, передатчики импульсных радиосигналов 5, 6, 7, передатчики непрерывных радиосигналов 8, 9, 10, приемник импульсных радиосигналов, измерители фазы импульсных радиосигналов, опорный генератор, измеритель разности фаз, каналы измерения фазы непрерывного сигнала, приемник непрерывных сигналов, измерители фазы непрерывного сигнала. 3 ил.
Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано для определения местоположения подвижных, в том числе и высокоманевровых объектов.
Известна фазовая радионавигационная система с частотной селекцией сигналов "Декка" (см. Кинкулькин И.Е., Рубцов В.Д., Фабрик Н.А. Фазовый метод определения координат. М.: Сов. радио, 1979, с.71-90). Система состоит из ведущей, трех ведомых береговых передающих станций и бортовых приемоиндикаторов. Длина базовых линий (расстояние между ведущей и ведомой станциями) 100-220 км. Дальность действия системы 400 км. Погрешность определения координат от 16-60 м днем до 1000 м ночью. Принцип действия системы основан на излучении береговыми передающими станциями немодулированных когерентных колебаний на частотах, находящихся по отношению к частоте ведущей станции в простых целочисленных соотношениях



4 - приемная станция (приемоиндикатор);
5 - передатчик импульсных радиосигналов станции "А";
6 - передатчик импульсных радиосигналов станции "Б";
7 - передатчик импульсных радиосигналов станции "В";
8 - передатчик непрерывных радиосигналов станции "А";
9 - передатчик непрерывных радиосигналов станции "Б";
10 - передатчик непрерывных радиосигналов станции "В";
11 - приемник импульсных радиосигналов;
12 - измеритель фазы импульсных радиосигналов (первый канал);
13 - измеритель фазы импульсных радиосигналов (второй канал);
14 - измеритель фазы импульсных радиосигналов (третий канал);
15 - опорный генератор;
16 - измеритель разности фаз;
17 - первый канал измерения фазы непрерывного радиосигнала;
18 - второй канал измерения фазы непрерывного радиосигнала;
19 - третий канал измерения фазы непрерывного радиосигнала;
20 - приемник f2;
21 - приемник f3;
22 - приемник f4;
23 - измеритель фазы непрерывного сигнала f2;
24 - измеритель фазы непрерывного сигнала f3;
25 - измеритель фазы непрерывного сигнала f4. Предложенная радионавигационная система (см. фиг. 1) может, например, состоять из трех синхронизированных между собой передающих станций: одной ведущей 1 и двух ведомых 2 и 3 и приемной станции (приемоиндикатора) 4. Каждая передающая станция содержит передатчик импульсных радиосигналов 5, 6, 7 и дополнительный маломощный передатчик непрерывных или квазинепрерывных радиосигналов 8, 9, 10, вход которого соединен с передатчиком импульсных радиосигналов. Приемная станция (см. фиг. 2) содержит приемник импульсных радиосигналов 11, выход которого подключен к первым входам трех каналов измерения фазы импульсных радиосигналов 12, 13, 14, опорный генератор 15 и измеритель разности фаз 16, причем выход каждого канала измерения фазы импульсного радиосигнала подключен к соответствующему входу измерителя разности фаз. В приемную станцию входят три канала измерения фазы непрерывного радиосигнала 17, 18, 19, причем каждый канал содержит приемник 20, 21, 22, соединенный с соответствующим измерителем фазы 23, 24, 25, второй вход которого соединен с опорным генератором. Предлагаемая радионавигационная система работает следующим образом. На передающей станции "А" (ведущей) в радиопередатчике, используя задающий высокостабильный генератор, формируют пакеты из 8-ми импульсов с периодом То (фиг. 3) и излучают радиоимпульсы при частоте f1 = =1000 кГц. Длительность излучаемых радиоимпульсов равна 100-200 мкс, период следования импульсов в пакете 1000 мкс, период следования пакетов 40-100 мс. Для обеспечения необходимого уровня навигационного сигнала относительно атмосферных помех импульсная мощность излучаемых сигналов должна быть не менее 30 кВт. При этом энергия излучаемых импульсов концентрируется в полосе порядка 25 кГц. На передающих ведомых станциях "Б" и "В" формируют и излучают с заданными временными задержками серии таких же импульсных радиосигналов (фиг. 3). При этом поддерживается синхронизация излучаемых всеми передающими станциями радиосигналов, для чего используют, например, специальную аппаратуру управления и синхронизации и высокостабильный генератор. Технические характеристики импульсного радиопередатчика передающих станций предлагаемой радионавигационной системы приведены в кн. Быкова В.И. и Никитенко Ю.И. Судовые радионавигационные устройства. М.: Транспорт, 1976, с.135-136. Дополнительно на каждой передающей станции излучают высокочастотные узкополосные колебания на частоте fi, где i - номер частотного канала (i = 2, 3, 4), которая отличается от несущей частоты импульсных сигналов f1на заданную для каждой станции величину. Так, для неискаженного приема импульсных и непрерывных сигналов в полосе частот

fi= f1


f1 - несущая частота импульсного радиосигнала;
k - целые числа, выбираемые по числу станций из следующей последовательности 1, 2, ..., n


i - номер частотного канала. Можно принять, например, К = 10, 15, 20. Тогда для f1 = 100 кГц и Ти = 1000 мкс, получим: f2 = 109,5 кГц, f3 = 114,5 кГц, f4 = 119,5 кГц. Мощность излучения дополнительных узкополосных сигналов, обеспечивающая превышение сигнала над помехой в три раза (на выходе фильтра с полосой 50 Гц) на расстоянии 100--120 км, не будет превышать 50 Вт. В качестве маломощного дополнительного передатчика могут быть использованы блоки наземной станции "Декка" (см. кн. Кинкулькин И.Е. и др. Фазовый метод определения координат, М.: Сов. радио, 1979, с.71-72 и 82). Практически в предложенной радионавигационной системе могут быть реализованы два режима излучения допол- нительного узкополосного сигнала: непрерывной (фиг. 3, а) и квазинепрерывной (фиг. 3, б) режимы. При квазинепрерывном режиме дополнительный радиосигнал излучают в интервале Т2 = То - Т1, где Т1 - время передачи пакета импульсных радиосигналов (Т2 > Т1). Квазинепрерывный режим позволяет использовать на наземной станции одну передающую антенну, а также упрощает схему выделения на приемной станции дополнительных частот. В то же время режим излучения непрерывного сигнала не требует введения на передающей станции блока коммутации передатчиков. На приемной станции приемник импульсных радиосигналов принимает последовательно сигналы ведущей и двух ведомых станций на частоте f1, а приемники дополнительных частот f2, f3 и f4 непрерывные или квазинепрерывные радиосигналы. Принятые на высокоманевренном объекте радиосигналы отличаются по частоте от излученных передающими станциями на величину доплеровского смещения. Частотный сдвиг определяется скоростью перемещения приемной станции относительно наземных передающих станций и равен



С - скорость распространения радиосигнала;
fi - несущая частота излучаемого радиосигнала;
КУ - курс объекта, на котором размещена приемная станция;
Aj - азимут на j-ю передающую станцию ИФРНС. Максимальный частотный сдвиг при путевой скорости 3000 км/час достигает величины 0,3 Гц. Импульсные радиосигналы ведущей и ведомых передающих станций, принятые приемником, поступают на первые входы каналов измерения фазы, где предварительно осуществляется поиск и допоиск соответствующих радиосигналов. Непрерывные радиосигналы с выходов соответствующих приемников поступают на первые входы измерительной фазы этих сигналов. Одновременно с помощью опорного генератора формируют опорные частоты f2*, f3*, f4* для измерителей фазы непрерывных сигналов. В измерителях фазы непрерывных радиосигналов происходит слежение опорных сигналов за изменением фазы принятых узкополосных радиосигналов. Частота выходного сигнала каналов измерения фазы непрерывных радиосигналов после фильтрации помех равна
foi = fi








(1) Инструментальная погрешность измерения фазы импульсных радиосигналов в предлагаемой радионавигационной системе (с учетом, что



(2) где






(3) где gпр - отношение сигнал/шум на выходе приемника, т.е. на входе измерителя;

Ти- период следования импульсов ИФРНС. (см. Быков В.И. и Никитенко Ю.И. Судовые радионавигационные устройства. М.: Транспорт, 1876, с.101-103). С учетом погрешностей по двум измерительным каналам получим погрешность определения разностных координат, равную



(4) Приняв для известной радионавигационной системы




a - ускорение движущегося объекта. В качестве подвижного объекта, на котором установлена приемная станция, выбран самолет, совершающий координированный разворот с креном

a = 9,8 tg









gф - отношение сигнал/шум на выходе фильтра. Приняв





Формула изобретения

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Приемоиндикатор радионавигационной системы // 2027196
Способ определения дифференциальных поправок // 2012012
Изобретение относится к радионавигации и может использоваться при определении местоположения объекта
Способ определения местоположения // 627427
Приемник аппаратуры потребителей сигналов глобальных спутниковых радионавигационных систем // 2100821
Изобретение относится к спутниковой радионавигации и может быть использовано в трактах первичной обработки информации приемоиндикаторов двух взаимно-рассинхронизованных глобальных спутниковых радионавигационных систем (СРНС)
Система наведения камеры // 2127435
Изобретение относится к области спутниковой радионавигации и может быть использовано в трактах первичной обработки информации приемоиндикаторов спутниковых радионавигационных систем
Изобретение относится к области радионавигации, а конкретно - к приемникам сигналов спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS и ГЛОНАСС частотного диапазона L1
Способ определения структуры систем связи // 2151406
Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано при пассивном радиоконтроле для решения задачи скрытого определения структуры систем связи, что и является достигаемым техническим результатом
Измеритель координат // 2153683
Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в сотовых системах связи для определения местоположения мобильной станции
Изобретение относится к системам, которые предназначены для определения местоположения объекта по отношению к поверхности Земли и основаны на приеме радиосигналов, передаваемых группой спутников, находящихся на околоземной орбите