Спутниковая радионавигационная система определения местоположения объекта
Настоящее изобретение относится к радионавигационным системам определения местоположения объектов, использующих режим дифференциальной коррекции. Возможность осуществления изобретения подтверждается нижеследующим описанием работы спутниковой радионавигационной системы определения местоположения объекта. Навигационный сигнал, излучаемый каждым из наблюдаемых навигационных космических аппаратов основной или дополнительной орбитальной группировок, принимается одновременно антенно-фидерными устройствами навигационной аппаратуры, опорного приемопередающего устройства и устройства интегрального контроля, входящих в состав контрольно-корректирующей станции. Контрольно-корректирующая станция функционально подразделяется на составные части, основное назначение которых заключается в следующем: опорное приемопередающее устройство, которое определяет истинное значение дифференциальных поправок и передает через радиомаяк в эфир информацию о дифференциальных поправках для аппаратуры потребителей; устройство интегрального контроля, которое контролирует прохождение через эфир навигационных сигналов наблюдаемых навигационных космических аппаратов и сигнала дифференциальной поправки, проверяет точность переданного значения дифференциальной поправки путем параллельного решения задачи местоположения контрольно-корректирующей станции с учетом принятой дифференциальной поправки и последующим сравнением с известными координатами контрольно-корректирующей станции, кроме того, осуществляет управление режимами работы контрольно-корректирующей станции и проводит ее тестирование с помощью имитатора сигналов навигационного космического аппарата; регистратор данных регистрирует и хранит основные параметры работы контрольно-корректирующей станции; резервирующая аппаратура резервирует полный комплект контрольно-корректирующей станции в "горячем" состоянии. Технический результат состоит в том, что она позволяет обеспечить непрерывный мониторинг навигационных полей ГЛОНАСС и GPS, формировать информацию о целостности навигационных данных спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС и GPS, повысить достоверность местоопределения объекта за счет использования избыточного количества навигационных космических аппаратов. 1 ил.
Область техники Настоящее изобретение относится к радионавигационным системам определения местоположения объектов, использующих режим дифференциальной коррекции.
Дифференциальный режим навигационных определений использует комплекс дополнительных средств контроля и коррекции навигационной информации навигационных космических аппаратов (НКА), позволяющих в результате специальной методики наблюдения навигационного космического аппарата (НКА) и последующей математической обработкой повысить точность определения координат потребителей навигационной информации. Уровень техники В настоящее время известна спутниковая радионавигационная система под названием "Глобальная система местоопределения" (GPS) или "Navstar" [Navigation (VSA), 1978, v. 25, N2], способствующая определению местонахождения любых объектов-потребителей, оборудованных приемником, чувствительным к радионавигационным сигналам НКА данной системы. Система "Navstar" содержит 18 НКА по 3 НКА на каждой из шести круговых 12-часовых орбит. Плоскости орбит равномерно смещены относительно друг друга на 60o. Положение каждого спутника в любой момент времени точно известно. Местоположение объекта-потребителя (долгота, широта и высота) в любой точке на Земле или около Земли может быть определено на основе измерений псевдодальности относительно четырех спутников, находящихся в зоне радиовидимости этого объекта. Последовательные измерения псевдодальности позволяют определить скорость движения мобильного объекта. Существует также Глобальная спутниковая радионавигационная система, получившая название ГЛОНАСС. Система состоит из 24 НКА, которые равномерно распределены через 45o в 3 орбитальных плоскостях по 8 НКА в каждой плоскости. В каждой плоскости НКА движутся по круговым орбитам высотой

1 - орбитальная группировка навигационных космических аппаратов 1 (HKA1)
2 - дополнительная орбитальная группировка навигационных космических аппаратов 2, (НКА2)
3 - аппаратура потребителя, в состав которой входят:
4 - навигационная аппаратура
5 - антенно-фидерное устройство (АФУ)
6 - приемник дифференциальных поправок (ДП)
7 - декодер ДП
8 - устройство ввода ДП
9 - опорное приемо-передающее устройство (ОПП), в состав которого входят:
10 - АФУ
11 - эталонный приемник навигационных сигналов (НС)
12 - формирователь ДП
13 - блок контроля метеорологических данных (МД)
14 - кодер ДП
15 - блок управления и контроля
16 - коммутатор
17 - радиомаяк
18 - устройство интегрального контроля (ИК), в состав которого входят:
19 - первое АФУ
20 - приемник ДП
21 - второе АФУ
22 - контрольный приемник НС
23 - блок обработки навигационных параметров (НП)
24 - коммутатор
25 - блок контроля точности ДП
26 - блок контроля целостности данных (ЦД)
27 - блок управления
28 - имитатор сигналов НКА
29 - блок контроля имитационных параметров (ИП)
30 - интерфейс внешних связей
31 - регистратор данных
32 - контрольно-корректирующая станция (ККС)
33 - резервирующая аппаратура
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения. Возможность осуществления изобретения подтверждается ниже следующим описанием работы спутниковой радионавигационной системы определения местоположения объекта. Навигационный сигнал, излучаемый каждым из наблюдаемых НКА основной или дополнительной орбитальной группировок, принимается одновременно АФУ навигационной аппаратуры 4, а также АФУ 10 ОПП устройства 9 и АФУ 19 и 21 устройства ИК 18, входящих в состав ККС 32 (Фиг. 1). Контрольно-корректирующая станция (ККС) 32 функционально подразделяется на составные части, основное назначение которых заключается в следующем:
- опорное приемо-передающее устройство (ОПП) 9, которое определяет истинное значение дифференциальных поправок и передает через радиомаяк 17 в эфир информацию о дифференциальных поправках для аппаратуры потребителей 3;
- устройство интегрального контроля (ИК) 18, которое контролирует прохождение через эфир НС наблюдаемых НКА и сигнала дифференциальной поправки, проверяет точность переданного значения ДП путем параллельного решения задачи местоположения ККС 32 с учетом принятой ДП и последующим сравнением с известными координатами ККС 32, кроме того, осуществляет управление режимами работы ККС 32 и проводит ее тестирование с помощью имитатора сигналов НКА 28. Устройство ИК 18 осуществляет связующую функцию с внешними терминалами для передачи и приема от них служебной и технологической информации;
- регистратор данных 31 - регистрирует и хранит основные параметры работы контрольно-корректирующей станции 32;
- резервирующая аппаратура 33 - резервирует полный комплект контрольно-корректирующей станции 32 в "горячем" состоянии;
Вышеперечисленные составные части контрольно-корректирующей станции 32 взаимодействуют между собой следующим образом. Навигационный сигнал принимается АФУ 10 опорного приемо-передающего устройства 9 и далее в аналоговой форме через коммутатор 16 поступает на эталонный приемник НС 11, где он формируется к виду, удобному для аналого-цифрового преобразования и последующему извлечению навигационной информации, заложенной в сигнале. Затем навигационные параметры о НКА в цифровой форме транслируются в формирователь ДП 12, где после решения навигационной задачи вычисляется численное значение дифференциальной поправки. Численные значения дифференциальных поправок транслируются в кодер ДП 14, который преобразует полученную информацию к виду, удобному для передачи радиомаяком 17. Блок управления и контроля 15, входящий в состав ОПП 9, выполняет функции контроля и управления за режимами работы его функциональных блоков, а именно АФУ 10, коммутатора 16, эталонного приемника НС 11 и кодера ДП 14 в части проверки их работоспособности. Блок контроля МД 13 измеряет параметры внешней окружающей среды (температуру, давление, скорость и направление ветра, влажность) и, обрабатывая их по специальной методике, вводит в формирователь ДП 12 дополнительную тропосферную поправку. Устройство ИК 18 имеет два канала приема. По одному из каналов принимается навигационный сигнал от НКА, построение приемной части этого канала повторяет построение опорной приемной части опорного приемо-передающего устройства и приемной части аппаратуры объекта-потребителя и состоит из последовательно соединенных АФУ 21, коммутатора 24 и контрольного приемника навигационных сигналов 22. Результаты измерений, произведенных по этому каналу, в части эфемеридных данных и измерений дальности транслируются в блок обработки навигационных параметров 23, который на основе полученной первичной информации осуществляет определение координат ККС 32 в результате решения навигационных уравнений. Блок обработки навигационных параметров 23 выполняется по известным схемам и алгоритмам работы [например, заявка WO 91/11732 от 08.08.89 (G 01 S 5/14 A1)]. Другой канал устройства ИК 18 воспринимает информацию, переданную радиомаяком 17 ОПП 9 о численных значениях дифференциальных поправок. Иными словами, сигнал радиомаяка 17 воспринимается АФУ 19, затем передается приемнику ДП 20, где аналоговый сигнал преобразуется в цифровой и заводится в блок обработки навигационных параметров 23, который решает навигационную задачу местоопределения с учетом дифференциальных поправок. Далее полученные результаты транслируются в блок контроля целостности навигационных данных 26. Под понятием целостности при использовании спутниковой радионавигационной системы в качестве единственного (основного) навигационного средства понимается способность навигационной системы исключить неверную спутниковую информацию, а следовательно, и конкретные значения дифференциальных поправок из последующей обработки до того, как ошибка в выходных параметрах превысит заданный порог [Report of RTCA Special Committee - 159 on Minimum Aviation System Performance Standarts (MASPS) for Global Positioning]. Иными словами, это такое состояние радионавигационных параметров, определяемых по сигналам НКА и ДП, переданных объекту-потребителю, которое ухудшает точность определения координат и времени объектом-потребителем до значения, превышающего заданный порог ошибки местоположения объекта-потребителя (например, пропадание сигнала от НКА, искаженная структура сигнала, не позволяющая ККС 32 войти в синхронизм с НКА; наличие в навигационном сообщении НКА признака запрета на использование информации от данного НКА, а также сдвиг Бортовой Шкалы Времени (БШВ), дрейф частоты опорного генератора НКА; сход НКА с орбиты; неверная эфемеридная информация и т.п.). Таким образом, блок контроля целостности данных 26 извлекает из навигационного сообщения блока обработки навигационных параметров 23 информацию о работоспособности НКА, либо может получить аналогичную или иного рода информацию через интерфейс внешних связей 30. Кроме того, этот блок обеспечивает непрерывность слежения за всеми наблюдаемыми НКА орбитальных группировок 1, 2 (ГЛОНАСС и GPS), о чем формирует сообщение в формирователь ДП 12 для объекта-потребителя. Далее, с учетом оценки точности ДП, блок контроля целостности данных 26 формирует сообщение о нормальной работе ККС 32 или о выходе рабочих параметров ККС 32 за пределы допустимых ошибок. Это сообщение адресуется в блок управления 27. Блок контроля точности дифференциальных поправок 25 на основании вычисленного местоопределения в блоке обработки НП 23, полученного значения дифференциальных поправок и значения точного местоположения устройства ИК 18 вычисляет ошибку между истинным значением местоположения устройства ИК 18 и полученного в результате решения навигационного определения по НКА с учетом принятой ДП, которая не должна превысить заданного значения. Процедура проведения контроля точности, опуская излишние подробности, осуществляется следующим образом. Измерив навигационные параметры в ОПП 9, вычисляет корректирующие поправки к прямоугольным геометрическим координатам потребителя или к навигационным параметрам. Соотношения для вычисления поправок имеет вид (1):
а) в координаты потребителя:

b) в навигационные параметры (псевдодальность):
Rо = Rвыч - Rизм (1,б)
где


Rизм - измеренная ККС 32 псевдодальность для одного и того же НКА;
Rвыч - псевдодальность, вычисленная на ККС 32 по транслируемым координатам НКА и эталонным координатам ККС 32. Устройство интегрального контроля 18 решает обратную задачу, что следует из соотношения (2):

Rик = Rизм - Rо (2,б)
где



где


- введение ККС 32 в рабочее состояние;
- контроль за состоянием аппаратуры отдельных узлов и блоков;
- переключение резервного комплекта аппаратуры в случае выхода из строя отдельных узлов и блоков, а также в случае сообщения о превышении заданного порога погрешности

- управление обменом информации через интерфейс внешний связей 30 и т.д. Интерфейс внешних связей 30 выполняет связующую роль с внешними источниками сообщений (например, обмен информацией с другими ККС; прием, передача сообщений об отказах НКА; прием сообщений об особых режимах работы ККС). Для проверки работоспособности контрольно-корректирующей станции 32 в устройство ИК 18 включен имитатор навигационных сигналов 28, который формирует НС от НКА, сигналы которого через коммутатор 16 ОПП 9 и коммутатор 24 устройства интегрального контроля 18 заводятся в соответствующие приемники 11 и 22. Управление коммутатором 24 непосредственно осуществляет блок управления 27, а коммутатором 16 - блок управления и контроля 15. Таким образом, используя сигналы имитатора 28, ККС 32 проводит "мнимый" рабочий цикл, т. е. по заранее известным НС формируется ДП, после чего осуществляется контроль целостности данных, откуда формируется сообщение о численном значении полученных ошибок местоопределения, которое передается в блок контроля имитационных параметров 29, где происходит сравнение исходной ошибки местоопределения ККС 32, заложенной при формировании НС НКА, с полученной ошибкой, и формируется сообщение о выходе или нахождении в заданных пределах полученного значения местоопределения ККС 32. Это сообщение транслируется в блок управления 27, который принимает решение о дальнейшем режиме работы ККС 32. Имитационный контроль осуществляется циклично при штатной работе контрольно-корректирующей станции 32. В целях архивации основных рабочих параметров в ККС 32 в опорное приемо-передающее устройство 9 включен регистратор данных 31, который соединен с функциональными блоками 15, 12 и 26. Аппаратура потребителя 3 включает в себя навигационную аппаратуру 4 и последовательно соединенные функциональные узлы АФУ 5, приемник ДП 6, декодер ДП 7 и устройство ввода ДП 8. Навигационная аппаратура 4 в контексте данного изобретения - это аппаратура, решающая задачу определения местоположения объекта в штатном режиме (что было определено выше) и представляющая собой структурно канал приема навигационного сигнала НКА устройства интегрального контроля ККС 32. Сигнал о дифференциальных поправках принимается АФУ 5 и далее обрабатывается приемником ДП 6. Сигнал приемника ДП 6 передает полученное сообщение на декодер ДП 7, где осуществляется обработка полученного сообщения к виду, удобному для ввода в навигационную аппаратуру 4. Устройство ввода ДП 8 является устройством согласования, которое может иметь различное исполнение и конфигурацию в зависимости от исполнения навигационной аппаратуры 4. Для специалистов в указанной области и других областей при ознакомлении с настоящим описанием будут ясны другие возможные модификации данного изобретения. Такие модификации могут включать другие известные по предшествующему уровню техники признаки конструкций. Описанный выше вариант системы не исчерпывает все их многообразие, которое можно осуществить в соответствии с нижеследующей формулой изобретения.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 27.06.2006 БИ: 18/2006