Способ выполнения отгона виража
Использование: проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Сущность изобретения: по ширине проезжей части от начала отгона виража до примыкания к виражу изменяют уклон, причем при уменьшении уклона проезжей части осуществляют изменение уклона каждой полосы, начиная от ближайшей к оси дороги с сопряжением соседних полос движения, причем вертикальные отметки покрытия по верху дорожной одежды определяют по зависимости указанной в тексте описания. 4 ил.
Изобретение относится к проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и может быть использовано при проектировании и строительстве покрытия многополосной автомобильной дороги на участке отгона виража при переходе от прямолинейного (в плане) участка к виражу с дифференцированным по полосам уклоном проезжей части.
Известен способ устройства отгона виража за счет поворота внешней половины проезжей части вокруг оси дороги, что используется при проектировании и строительстве отгонов виражей с уклонами, равными уклону внутренних (относительно оси дороги) полос движения (В.Ф.Бабков, О.В.Андреев). Проектирование автомобильных дорог. М., ч.1, Транспорт, 1979, с.367). Недостатком указанного решения является то, что оно не приемлемо на виражах с дифференцированным по полосам уклоном проезжей части. Известен также способ устройства отгона виража в случае, если уклон виража превышает уклон внутренних относительно оси дороги полос движения, тогда осуществляют переход к односкатному профилю за счет одновременного поворота внутренней половины поперечного профиля около внутренней кромки покрытия, а внешней - около оси проезжей части (В.Ф.Бабков, О.В.Андреев. Проектирование автомобильных дорог. М., ч.1., Транспорт, 1979. - 367 с.). Указанное решение является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком указанного решения является то, что оно не приемлемо на виражах с дифференцированным по полосам уклоном проезжей части на многополосных автомобильных дорогах. Целью изобретения является повышение безопасности движения за счет улучшения устойчивости транспортных средств и создания комфортных условий участникам движения на многополосных дорогах при переходе от прямолинейного (в плане) участка к виражу с дифференцированным по полосам уклоном проезжей части, а именно при переходе к виражу с уклоном последовательно уменьшающемся от оси дороги (разделительной полосы) к обочинам. Поставленная цель достигается тем, что изменение поперечного уклона для каждой полосы выполняют индивидуально, начиная от полосы движения ближайшей к осевой линии (или разделительной полосе) с сопряжением соседних полос движения. На фиг. 1 дана схема к определению отметок и параметров отгона виража для внешних относительно оси дороги полос движения; на фиг.2 - схема к определению отметок и параметров отгона виража криволинейного очертания для внешних относительно оси дороги полос движения; на фиг.3 - схема к определению отметок и параметров отгона виража для внутренних относительно оси дороги полос движения; на фиг.4 - схема к определению отметок и параметров отметок виража криволинейного очертания для внутренних относительно оси дороги полос движения. Причем вертикальные отметки покрытия по верху дорожной одежды определяют по зависимости h(Amn) =




h(O) +


На четвертом этапе определяют отметки в промежуточных точках между плоскостями, отделяющими начало отгона виража от начала виража, при этом используют формулу (1). Чем большее количество промежуточных точек будет охвачено, тем большая плавность изменения поперечного профиля на участке отгона виража может быть обеспечена при строительстве. Нами рекомендуется определять отметки промежуточных точек по линиям сопряжения смежных полос движения и по бровкам дорожной одежды с расстоянием между ними, равном 5 м. На пятом этапе по полученным отметкам и с учетом толщины дорожной одежды осуществляют подготовку основания, после чего последовательно по полосам, начиная от полосы движения ближайшей к оси дороги, производят устройство дорожной одежды на участке отгона виража, осуществляя контроль за отметками по копирным струнам или с использованием автоматической системы создания поперечного уклона. Покрытие дороги на участке отгона виража может быть выполнено также в виде вогнутой кривой линии (в поперечнике) для внутренних относительно осевой линии полос движения или в виде выпуклой кривой линии (в поперечнике) для внешних относительно осевой линии полос движения, при этом отметки поверхности покрытия также определяют по формуле (1). Эффективность предлагаемого решения заключается в плавном изменении поперечного уклона на участке отгона виража при переходе от прямолинейного в плане участка дороги с односкатным или двускатным поперечным профилем дорожной одежды к дифференцированному по полосам уклону на вираже с сохранением сопряжения смежных полос движения, что обеспечивает безопасность движения и комфортность проезда по участку отгона виража на многополосных автомобильных дорогах.
Формула изобретения
h(Amn) =

а минимальную длину отгона виража определяют по зависимости
Lminотг =


где h(Anm) - вертикальная отметка в определяемой точке Anm, мм;
h(An+1m) - вертикальная отметка в начале виража в точке, через которую проходит вертикальная поверхность, параллельная кромке проезжей части со стороны оси дороги и содержащая при этом точку Anm, мм;
h(A1m) - вертикальная отметка в точке начала отгона виража, через которую проходит вертикальная поверхность, параллельная кромке проезжей части со стороны оси дороги и содержащая при этом точку Anm, мм;
X - расстояние от начала отгона виража до вертикальной плоскости, перпендикулярной кромке проезжей части и содержащей точку Anm, мм;
Lотг - длина отгона виража, мм;
Lотг.min - минимально допустимая длина отгона виража, мм;
Bk - ширина полосы движения, мм;
ik - уклон k-й полосы движения или средний уклон k-й полосы движения криволинейного очертания;
iдоп - дополнительный продольный уклон на отгоне виража (не более 0,005).
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4