Устройство для аварийного торможения транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для эффективного затормаживания транспортных средств. Сущность изобретения: устройство для аварийного торможения транспортного средства содержит узел для создания разряжения под днищем транспортного средства. Узел выполнен в виде компрессора 8, который кинематически связан с колесами транспортного средства через узел сцепления 9. Узел сцепления 9 соединен магистралью с узлом управления 12, который связан магистралью с главным тормозным цилиндром 1. Под днищем транспортного средства элементы 10 образуют полузамкнутый объем и выполнены с возможностью перемещения в вертикальном направлении. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно, автотранспортному, и предназначено для эффективного затормаживания транспортных средств в критических ситуациях, предотвращения аварий, повышения безопасности движения.
Целью изобретения является повышение эффективности торможения при одновременном повышении безопасности движения. Поставленная цель достигается тем, что в устройство для торможения транспортного средства, содержащее главный тормозной цилиндр, рабочие тормозные цилиндры, гидромагистрали, тормозные колодки, колеса с ободами, рычаг управления и пружины, при этом, рычаг управления кинематически связан с главным тормозным цилиндром, рабочие тормозные цилиндры кинематически связаны с тормозными колодками, главный и рабочие тормозные цилиндры гидравлически связаны гидромагистралью, тормозные колодки на каждом затормаживаемом колесе кинематически связаны между собой пружиной, введены компрессор разрежения, узел сцепления, элементы для создания полузамкнутого объема и узел опускания и подъема этих элементов, узел управления, при этом, компрессор разрежения через узел сцепления кинематически связан с колесами транспортного средства, узел управления гидромагистралями гидравлически связан с главным тормозным цилиндром и узлом сцепления, элементы для создания полузамкнутого объема расположены под днищем транспортного средства, узел опускания и подъема этих элементов кинематически связан с узлом сцепления; кроме того, узел управления выполнен в виде тормозного крана и клапана, причем, вход тормозного крана соединен с выходом клапана и является входом узла управления, обратный выход тормозного крана соединен с входом клапана, рабочий вход тормозного крана является выходом узла управления. На фиг. 1 показано расположение узлов на транспортном средстве; на фиг. 2 - схема устройства. Устройство для торможения транспортного средства содержит главный тормозной цилиндр 1, рабочие тормозные цилиндры 2, гидромагистрали 3, тормозные колодки 4, колеса 5 с ободами, рычаг 6 управления и пружины 7. При этом, рычаг 6 управления кинематически связан с главным тормозным цилиндром 1. Рабочие тормозные цилиндры 2 кинематически связаны с тормозными колодками 4. Главный 1 и рабочие 2 тормозные цилиндры связаны гидромагистралью 3. Тормозные колодки 4 на каждом колесе 5 кинематически связаны между собой пружиной 7. Кроме того, устройство содержит компрессор 8 разрежения, узел 9 сцепления, элементы 10 для создания полузамкнутого объема, узел 11 опускания и подъема элементов 10, узел 12 управления. При этом, компрессор 8 разрежения через узел 9 сцепления кинематически связан с колесами 5 транспортного средства. Узел 12 управления гидравлически связан с главным тормозным цилиндром 1 и узлом 9 сцепления. Элементы 10 для создания полузамкнутого объема расположены под днищем транспортного средства. Узел 11 опускания и подъема элементов 10 кинематически связан с узлом 9 сцепления. При этом, узел 12 управления выполнен в виде тормозного крана 13 и клапана 14, причем, вход тормозного крана 13 соединен с выходом клапана 14 и является входом узла 12 управления. Обратный выход тормозного крана 13 соединен с входом клапана 14. Рабочий выход тормозного крана 13 является выходом узла 12 управления. Устройство может функционировать в двух режимах. Первый режим используется при нормальном торможении. В этом режиме задействуется только та часть устройства, признаки которой перечислены в ограничительной части формулы. При нормальном торможении водитель через рычаг 6 управления приводит в действие главный тормозной цилиндр 1. На выходе цилиндра 1 появляется давление, которым через гидромагистрали 3 приводятся в действие рабочие тормозные цилиндры 2. Благодаря кинематической связи цилиндров 2 с тормозными колодками 4 последние преодолевают силу натяжения пружин 7 и прижимаются к ободам колес 5. Таким образом, происходит затормаживание транспортного средства. В этом режиме на выход узла 12 управления давление с главного тормозного цилиндра 1 не передается. Второй режим применяется при экстренном (аварийном) торможении. В этом случае, водитель резко и с большой силой нажимает на рычаг 6 управления и приводит в действие главный тормозной цилиндр 1. В цилиндре 1 развивается давление в 2,5-5 раз выше, чем в первом режиме. Так, при аварийном торможении это давление у существующих транспортных средств составляет 70-100 кГ/см2, а при обычном торможении - (20-30) кГ/см2. Аналогично рассмотренному в первом режиме приводится в действие часть устройства, затормаживающая ободы колес 5. Но, кроме этого, в связи с повышенным давлением в гидромагистралях, это давление передается узлом 12 управления на вход узла 9 сцепления. Элементы 10 при их опускании создают полузамкнутый объем под днищем. Через узел 9 сцепления компрессор 8 кинематически связывают с колесами и начинается откачивание воздуха из полузамкнутого объема из-под днища транспортного средства. Поэтому происходит не только замедление вращения колес 5 транспортного средства, но и само оно как бы присасывается к дорожному полотну. Обусловлено это тем, что появляется дополнительная сила

















Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее узел для создания разряжения в расположенных под днищем транспортного средства и образующих полузамкнутый объем элементах, отличающееся тем, что узел для создания разряжения выполнен в виде компрессора, который кинематически связан с колесами транспортного средства через размещенный на транспортном средстве узел сцепления, соединенный гидромагистралью с узлом управления, который связан гидромагистралью с главным тормозным цилиндром транспортного средства, при этом образующие полузамкнутый объем элементы выполнены с возможностью перемещения в вертикальном направлении и кинематически соединены с узлом сцепления. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел управления выполнен в виде тормозного крана и расположенного на нем клапана, выход которого связан с входом тормозного крана, обратный выход которого соединен с входом клапана, а рабочий выход тормозного крана связан гидромагистралью с узлом сцепления.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2