Коробка передач
Использование: на транспортных средствах - в дорожностроительной технике, тракторах, автомобилях-тягачах и т.д. Сущность изобретения: вторичный вал выполнен трубчатым и размещен на первичном валу. Между первичным и вторичным валами установлена муфта для выборочного соединения одного из этих валов со звеном выхода потока мощности. На оси промежуточного вала установлены два блока шестерен. Между промежуточным и вторичным валами расположена ось с блоком шестерен заднего хода. 5 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие валы, опоры, шестерни, устройства переключения передач, применяемые в отечественном и зарубежном автотракторостроении (Автомобили: конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия / Под ред. А.И.Гришкевича. - Мн.: Выс. шк., 1985. - 240 с.). Эти агрегаты имеют высокую удельную металлоемкость - расход металла на единицу передаваемой мощности. Наиболее близкой к предлагаемой коробке передач (КП) является восьмиступенчатая КП, которая состоит из корпуса с размещенными в нем двумя валами и осью шестерни заднего хода, одиннадцати шестерен внешнего зацепления и четырех муфт управления. Такая КП обладает хорошими показателями по удельной металлоемкости, но не имеет прямой передачи, число передач заднего хода в два раза меньше передач для движения вперед, что ограничивает применение такой КП на специальной дорожностроительной технике, а также тяжелые условия нагружения шестерни заднего хода. Цель изобретения - совершенствование КП за счет введения прямой передачи, увеличения числа передач заднего хода и повышения долговечности шестерен заднего хода. Указанная цель достигается тем, что на оси промежуточного вала установлены два блока шестерен, вторичный вал выполнен трубчатым и размещен на первичном валу. Между первичным и вторичным валами установлена муфта для выборочного соединения одного из этих валов со звеном выхода потока мощности. Между промежуточным и вторичным валами расположена ось с блоком шестерен заднего хода. Прямая передача получена за счет аксиального расположения первичного и вторичного валов и установленной между ними муфты, позволяющей напрямую, минуя КП, соединить первичный вал со звеном выхода потока мощности, увеличение числа передач и повышение работоспособности передач заднего хода достигнуто благодаря установке блока шестерен заднего хода и расположения выходной шестерни заднего хода на выходе КП. На фиг.1 изображена схема КП, имеющей восемь передач для движения вперед, в том числе прямую передачу, и семь передач заднего хода; на фиг.2 - то же, первой схемы с другим вариантом выхода потока мощности, фрагмент; на фиг. 3 - схемы трансформации крутящего момента на различных передачах (положения муфт: Л - левое, П - правое, Н - нейтральное); на фиг.4 - лучевая диаграмма КП с двумя ускоряющими передачами (вертикальный луч соответствует передаточному числу 1,0; луч, направленный направо, - замедляющая передача; чем положе луч, тем выше передаточное число; налево - ускоряющая передача); на фиг. 5 - то же, с одной ускоряющей передачей (такой вариант можно получить при увеличении передаточного числа шестерен 13-8 и перемещения пар шестерен 7-12 и 5-10). При увеличении передаточного числа шестерен 13-8 можно выделить два отдельных поддиапазона передач: 1-4 и 5-8. В корпусе КП 1 в опорах установлен первичный вал 2, на котором закреплены ступицы 3 и 4 муфт управления. На первичном валу 2 свободно установлены шестерни 5-8. Параллельно первичному валу 2 расположен промежуточный вал 9, на котором свободно установлены шестерни 10-14. Шестерни 5-8 зацеплены с шестернями 10-13 соответственно. Шестерни 10 и 11, а также 13 и 14 объединены в блоки. Трубчатый вторичный вал 15 размещен на первичном валу 2. На вторичном валу закреплены ступицы 16 и 17 муфт управления, а также свободно установлена шестерня 18, зацепленная с шестерней 19. Шестерни заднего хода 19 и 20 образуют блок и установлены на валу 21. Ступица 22 закреплена на валу выхода потока мощности 23. Вместо вала 23 ступица может крепиться к шестерне 24 (фиг.2). Муфта А размещена на ступице 3 между шестернями 5 и 6. Сдвоенная муфта В размещена между шестернями 6 и 7, 11 и 12, аналогичная муфта С установлена между шестернями 7 и 8, 12 и 13. Муфта D установлена на ступице 16 вторичного вала 15 между шестернями 8 и 18. Муфта Е расположена на ступице 22 звена выхода потока мощности. Работа КП осуществляется следующим образом. 1-я передача Крутящий момент от первичного вала 2 (фиг.1) через ступицу 3 и муфту А в левом положении поступает на шестерни 5-10, далее по шестерням 11-6, муфте В в правом положении, шестерням 7-12, муфте С в левом положении, шестерням 13-8, муфте D в левом положении передается на ступицу 16 вторичного вала 15 и по муфте Е в левом положении от ступицы 17 передается на ступицу 22 вала 23. На лучевой диаграмме (фиг.4) эта передача показана лучами 5-10, 11-6, 7-12 и 13-8, направленными из т.0 к т.1. 2-я передача Муфту А переводим в правое положение. Момент от ступицы 3 через шестерню 6 поступает на муфту В и далее как на первой передаче (фиг.3 и 4). Из четырехпарного зацепления получили двухпарное. 3-я передача Муфты А и В переводим в левое положение. На входе и выходе момент передается, как на 1-й передаче, но пары шестерен 6-11 и 7-12 выключены из работы, от шестерни 10 момент передается по шестерням 11 и 12 и муфтам В и С на шестерню 13. 4-я передача Переводим муфту А в правое положение. От вала 2 момент муфтой А передается на шестерни 6-11 и далее, как на 3-ей передаче. 5-я передача Изменяем положение трех муфт: А - в левое, В и С - в правое положение (фиг.3). До шестерни 6 момент поступает, как на 1-й передаче, и далее напрямую по муфтам В, С и D - на вторичный вал. 6-я передача - прямая Муфту Е переключаем из левого положения в правое, а муфту А в нейтральное. Момент, минуя КП, поступает со ступицы 4 первичного вала 2 на ступицу 22 вала выхода потока мощности 23. 7-я передача Возвращаем муфту Е в левое положение, а муфту А из нейтрального положения в левое, включаем шестерни КП в работу. Переключаем муфту В из правого положения в левое. Момент передается, как на 3-ей передаче, но вместо шестерен 13-8 работают шестерни 12-7. 8-я передача Переводим муфту А в правое положение. Момент до шестерни 11 поступает, как на 4-й передаче, а далее вместо шестерен 13-8 по шестерням 12-7, как на 7-й передаче. Задний ход Для изменения направления вращения вторичного вала 15 переключаем муфту D из левого положения в правое (фиг.3, нижняя часть). Выключаем из работы шестерни 13-8 и включаем пары шестерен 14-20 и 19-18. Первые четыре передачи заднего хода (1-4) соответствуют передачам для движения вперед (фиг.3 и 4), только отличается положением муфты D и заменой рядов шестерен. 5-я передачаВсе муфты, кроме Е, в правом положении. От первичного вала 2 момент передается по муфтам А, В, С до шестерен 8-13, далее по парам шестерен заднего хода 14-20 и 19-18 и через муфту D в правом положении на вторичный вал 15. 6-я передача
Соответствует 7-й передаче для движения вперед, кроме выхода через шестерни заднего хода. 7-я передача
Соответствует 8-й передаче для движения вперед, но на выходе через шестерни заднего хода. Экономический эффект выражается в повышении КПД КП при работе на прямой передаче, в расширении эксплуатационных свойств за счет широкой гаммы передач заднего хода, необходимых для дорожно-строительных машин, а также повышении работоспособности ПК за счет повышения надежности работы шестерен заднего хода. Предлагаемая КП обладает хорошими компоновочными возможностями, т.к. она может устанавливаться как вдоль, так и поперек транспортного средства при любом расположении двигателя.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Трансмиссия трактора // 2021914
Коробка передач транспортного средства // 2021913
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным коробкам передач
Коробка передач транспортного средства // 2021155
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов
Коробка передач // 2020084
Коробка передач // 2011556
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям ступенчатых коробок передач мотоцикла
Коробка передач транспортного средства // 2009900
Коробка передач транспортного средства // 2008230
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 2006382
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин
Составная трансмиссия коробки передач // 2104171
Трансмиссия транспортного средства // 2106265
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств
Двухпоточная коробка передач // 2108925
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения
Сложная трансмиссия (варианты) // 2110415
Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств
Трансмиссия транспортного средства // 2111132
Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств
Коробка передач // 2132785
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора
Планетарная коробка передач // 2132985
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах