Механическая передача для транспортного средства
Использование: в транспортных средствах, а также в других объектах, где может быть применена энергия торможения для последующего разгона этих объектов. Изобретение позволяет экономить топливо, уменьшить выброс вредных выхлопных газов, повысить надежность тормозной системы транспортных средств. Сущность: в механической передаче наличие еще одного голономного вариатора непрерывного действия и маховика позволяет накопить кинетическую энергию при движении транспортного средства под уклон с последующим ее использованием на других участках трассы. Повышение надежности тормозной системы обеспечивается за счет того, что большую часть кинетической энергии при торможении берет на себя маховик. Отказ системы вариатор-маховик не влечет за собой отказа тормозной системы. 8 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в транспортных средствах, а также в других объектах, где может быть применена энергия торможения для последующего разгона этих объектов.
Аналогами предлагаемой механической передачи с голономными вариаторами непрерывного действия могут быть вариаторы неголономного типа, например фрикционные (Пронин Б.А., Ревков Г.А. Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи. М.: Машиностроение, 1980, с. 118, 119). Их недостатки - малая долговечность, низкий КПД, высокие точности изготовления. Известна механическая передача, включающая фрикционный торовый вариатор и планетарную передачу, выбранная за прототип. Недостатками известной механической передачи являются: низкий КПД и долговечность за счет передачи энергии силами трения; фрикционная передача работает постоянно, что ведет к повышенному ее износу за счет значительных нагрузок на фрикционы и валы, пробуксовки (скольжения) фрикционов относительно друг друга; ограниченная передаваемая мощность; высокая точность изготовления; отсутствие возможности рекуперации энергии, выделяемой при торможении транспортного средства, ведет к лишнему расходу топлива и уменьшению ресурса тормозной системы. Предлагаемая механическая передача с двумя голономными вариаторами непрерывного действия и маховиком для транспортного средства, связанный через сцепление с приводным двигателем ведущий вал, вариатор, одно звено которого кинематически связано с ведущим валом, механическую коробку передач, ведущая шестерня которой связана с ведущим валом, а вторичный ее вал - с движителями транспортного средства, а также орган управления вариатором, отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности за счет обеспечения рекуперативных режимов и увеличения ресурса тормозной системы транспортного средства, она снабжена маховиками и дополнительным вариатором. Оба вариатора представляют собой каждый ведущий и ведомый шкивы с лентами перематывания с одного шкива на другой. Концы лент закреплены на шкивах. Одни шкивы свободно установлены на ведущем валу и связаны с ним управляемыми муфтами, а другие шкивы свободно установлены на ведомом валу, имеющем связь в виде передачи с вторичным валом коробки передач. Маховики, кинематически связанные между собой конической передачей, свободно размещены на ведущем валу, связанном через муфту с ведущим шкивом одного из вариаторов. Ведомые шкивы вариаторов связаны между собой передачей. Органы управления муфтами вариатора для обеспечения разгонного режима сблокированы между собой. Каждый вариатор имеет тормозное устройство шкивов, вариатор для обеспечения разгонного режима имеет автоматический выключатель, разъединяющий кинематическую связь его шкивов с ведущим и ведомым валами. На фиг. 1 представлена кинематическая схема механической передачи с двумя голономными вариаторами непрерывного действия и маховиком; на фиг. 2 - конструкция голономных вариаторов непрерывного действия; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - конструкция автоматического выключателя вариатора разгона; на фиг. 6 - графики зависимости передаточного отношения вариатора непрерывного действия от количества оборотов ведущего вала с начала разгона; на фиг. 7 - графики функций мощности, развиваемой двигателем и скорости движения N1 = f1(t); N1ср; V1 = f2(t); V1ср = f2(t) при разгоне транспортного средства с помощью ступенчатой коробки передач, а также графики функций мощности двигателя и скорости движения N2 = f3(t); V2 = f4(t) при разгоне транспортного средства с помощью предлагаемого вариатора непрерывного действия; на фиг. 8 - положения рычага переключения передач и вариатора. На фиг. 1 представлена кинематическая схема механической передачи с двумя голономными вариаторами, один из которых служит для разгона транспортного средства, другой - для разгона маховика при торможении транспортного средства. Двигатель внутреннего сгорания 1 (или любой другой двигатель) через сцепление 2 приводит во вращение ведущий (первичный) вал 3. На сцеплении 2 жестко закреплен дополнительный фрикцион 4. На валу 3 жестко закреплены шестерня 5 и ведущая шестерня 6 коробки передач 7. Коробка передач 7 используется стандартная, без каких-либо изменений. Ее кинематическая схема составлена по книге Автомобиль "Волга" ГАЗ-24 под редакцией А.Д.Просвирина, издание 2-е, перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1975, с. 120, рис. 86 (синхронизаторы, передача заднего хода и механизм переключения передач не показаны). Шестерня 5 через зубчатую муфту 8 включения и отключения ведущего шкива 9 вариатора, перемещаемую рычагом 10 переключения передач, может соединяться с редуктором (зубчатые колеса 11, 12, 13, 14 и 15). Зубчатое колесо 15 жестко связано со шкивом 9, свободно установленном на ведущем валу 3. Муфта 8 включения и отключения ведущего шкива 9 вариатора через рычаг 16 соединена с зубчатой муфтой 17 включения и выключения ведомого шкива 18 вариатора. Шкив 18 с жестко установленном на нем зубчатым венцом 19 свободно установлен на валу 20. На шкив 9 и 18 намотана лента 21, концы которой жестко закреплены на шкивах. На валу 20 жестко закреплены зубчатые колеса 22 и 23. Колесо 22 через муфту 17 может соединяться или разъединяться со шкивом 18. Колесо 23 входит в зацепление с зубчатым колесом 24, жестко установленном на вторичном валу 25 стандартной коробки передач. С валом 25 жестко соединен карданный шарнир 26, с другим концом которого жестко соединен карданный вал 27. На валу 20 жестко закреплены зубчатые колеса 22 и 23. Колесо 22 через муфту 17 может соединяться или разъединяться со шкивом 18. Колесо 23 входит в зацепление с зубчатым колесом 24, жестко установленном на вторичном валу 25 стандартной коробки передач. С валом 25 жестко соединен карданный шарнир 26, с другим концом которого жестко соединен карданный вал 27. На валу 20 на шлицах 28 установлен диск 29 с жестко установленном на нем фрикционом 30. Диск 29 может перемещаться вдоль оси вала 20 за счет перемещения штока гидроцилиндра 31. На валу 20 свободно установлен ведущий шкив 32 другого вариатора с жестко установленным на нем зубчатым колесом 33, с которым входит в зацепление шестерня 34 электромеханизма 35. На шкиве 32 намотана лента 36, один конец которой закреплен на шкиве 32, а второй ее конец закреплен на ведомом шкиве 37 другого вариатора. Порядок намотки ленты 36 указан на фиг. 2. Шкив 37 свободно установлен на валу 3. На шкиве 37 жестко закреплено зубчатое колесо 38, входящее в зацепление с шестерней 39, жестко установленной на одном валу с шестерней 40, в свою очередь входящей в зацепление с зубчатым колесом 41, жестко установленном на шкиве 18. На втулке 42 шкива 37 на шлицах 43 установлен диск 44 с закрепленным на нем фрикционом 45. Диск 44 имеет возможность перемещаться вдоль оси за счет перемещения штока гидроцилиндра 46 так, что он соприкасается с диском 47, на котором установлена муфта свободного хода 48. Диск 47 свободно установлен на валу 3. На наружной обойме муфты свободного хода 48 жестко установлено коническое зубчатое колесо 51, с которым входит в зацепление коническое колесо 53, жестко установленное на маховике 54, свободно установленном на валу 3. На наружной обойме муфты свободного хода 48 жестко установлена шестерня 50, входящая в зацепление с зубчатым колесом 55, входящим в зацепление с зубчатым колесом 56, жестко установленным на диске 57, свободно установленном на валу 3. С диском 57 может соприкасаться фрикцион 4. Над шкивом 9 установлен автоматический выключатель 58 (фиг. 5). На ведущем валу 3 свободно установлен шкив 9, на втулке 59 которого частично намотана лента 21. Конец ленты 21 закреплен на втулке 59. Большая часть ленты 21 намотана на другой шкив 18, на втулке 60 которого закреплен другой конец ленты 21. Шкив 18 свободно установлен на ведомом валу 20. К торцам щек шкивов 9 и 18 прилегают тормозные колодки 61 и 62, стянутые между собой винтами 63 так, чтобы между шкивами и тормозными колодками обеспечивался зазор




Формула изобретения
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая связанный через сцепление с приводным двигателем ведущий вал, вариатор, одно звено которого кинематически связано с ведущим валом, механическую коробку передач, ведущая шестерня которой связана с ведущим валом, а вторичный ее вал - с движителями транспортного средства, а также орган управления вариатором, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения рекуперативных режимов и увеличения ресурса тормозной системы транспортного средства, она снабжена маховиками и дополнительным вариатором, оба вариатора представляют собой каждый ведущий и ведомый шкивы с лентами перематывания с одного шкива на другой, концы лент закреплены на шкивах, при этом одни из шкивов свободно установлены на ведущем валу и связаны с ним управляемыми муфтами, а другие шкивы свободно установлены на ведомом валу, имеющем связь в виде передачи с вторичным валом коробки передач, маховики, кинематически связанные между собой кинематической передачей, свободно размещены на ведущем валу, связанном через муфту с ведущим шкивом одного из вариаторов, причем ведомые шкивы вариаторов связаны между собой передачей, а органы управления муфтами вариатора для обеспечения разгонного режима сблокированы между собой, каждый из вариаторов имеет тормозное устройство шкивов, вариатор для обеспечения разгонного режима имеет автоматический выключатель, разъединяющий кинематическую связь его шкивов с ведущим и ведомым валами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8