Маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом
Использование: изобретение относится к приборостроению, в частности к приборам для измерения ускорения. Сущность изобретения: устройство включает соединенный с корпусом при помощи упругого подвеса, маятник, центр масс которого расположен между двумя парами упоров, устройство для измерения перемещения и датчик уравновешивания. Упоры расположены относительно маятника и конца упругого элемента на расстояниях, определяемых из условия, приведенного в описании. Количество пар вторых упоров может равняться количеству упругих элементов, в этом случае они образуют с первыми упорами плоскость опоры для маятника. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к приборостроению, в частности к приборам для измерения ускорения, и может быть использовано в системах навигации и ориентации.
Известны маятниковые компенсационные акселерометры с упругим подвесом, предназначенные для определения ускорения объекта (патент Франции N 2562254, кл. G 01 P 15/08, 1986). Такие акселерометры имеют чувствительный элемент (ЧЭ) в виде маятника на упругом подвесе, устройство для измерения перемещения ЧЭ, выход которого через усилитель соединен с входом датчика уравновешивания. Недостатком таких акселерометров является возможность линейного перемещения ЧЭ из-за податливости упругого подвеса при действии пиковых ускорений, например ударных, приводящая к пластическим деформациям упругого подвеса, либо к его разрушению. Из известных акселерометров наиболее близким по технической сущности является маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом (см. патент Франции N 2562254, кл. G 01 P 15/08, 1986), принятый за прототип и содержащий корпус, ЧЭ, соединенный с корпусом при помощи упругого подвеса, устройство для измерения перемещения ЧЭ, датчик уравновешивания и по одному упору с каждой стороны ЧЭ, ограничивающему перемещение ЧЭ и расположенному в центре удара ЧЭ, благодаря чему нагрузка в упругом подвесе равна нулю (см. Николаи Е.А. Теоретическая механика. Ч. II. М., 1958, с.317). Недостатком акселерометра является необходимость размещения упоров с большой точностью в строго определенном месте, что не всегда достижимо, исходя из заданных конструктивных требований и особенностей конструкции узлов и сборок, а также за счет неизбежных технологических допусков. В реальной конструкции точка соприкосновения ЧЭ с упором может не совпадать с центром удара, что приведет к возникновению недопустимых напряжений в упругом элементе при действии внешних сил, к появлению пластической деформации упругого подвеса, либо к его разрушению, что практически является отказом акселерометра и навигационной системы. Целью изобретения является повышение надежности маятникового компенсационного акселерометра с упругим подвесом. Цель достигается тем, что в маятниковом компенсационном акселерометре с упругим подвесом, содержащем корпус, ЧЭ, соединенный с корпусом при помощи упру- гого подвеса, устройство для измерения перемещения ЧЭ, датчик уравновешивания и по одному упору с каждой стороны, ограничивающему угловое перемещение ЧЭ, устанавливают дополнительно вторые упоры, по одному с каждой стороны таким образом, чтобы центр масс ЧЭ находился между первым и вторым упорами, расположенными по одну сторону маятника, а расстояния h и h1 от конца упругого элемента подвеса (УП) до первого и второго упоров и расстояния Н и Н1 от плоскости ЧЭ до первого и второго упоров удовлетворяли условию




l - длина упругого элемента подвеса. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предложенное техническое решение отвечает критерию "новизна". На фиг.1-4 показан предлагаемый акселерометр. На ЧЭ действует возмущающая сила
Рв=m

m - масса ЧЭ. Пользуясь леммой о параллельном переносе линии действия силы, можно заменить эту силу силой, приложенной к концу УП и некоторой присоединенной парой сил с моментом, равным моменту данной силы относительно новой точки ее приложения (фиг. 1). Таким образом, УП нагружен поперечной силой, приложенной к его концу
Р=Pв и изгибающим моментом
М=Рв

X







(2) где хо и

Мо и Ро - изгибающий момент и поперечная сила, действующие в сечении, совпадающем с началом координат;
Е - модуль Юнга материала;
J - центральный момент инерции поперечного сечения УП. Дифференцируя (2), получим уравнение углов поворота сечений УП







(3)
Из условий статического равновесия



(4)
Поскольку для УП, имеющего заделку, прогиб и угол поворота сечения равны нулю, то
хо=







(6) где l - длина УП. По определению, жесткость УП есть отношение нагрузки, действующей на УП, к перемещению, вызванному этой нагрузкой. Следовательно, коэффициенты cij, i, j=1,2) в выражениях для Р и М, полученных из (6), представляют собой жесткости рассматриваемого упругого элемента





(7)
Для упругого элемента известно понятие центра жесткости. Особенность этой точки заключается в том, что для системы координат, начало которой совпадает с центром жесткости упругого элемента, диагональные элементы cij (i






(8) где l - расстояние между центром жесткости и заделкой УП. Из уравнений (7) и (8) имеем




(9) где Р и М - поперечная сила и изгибающий момент, действующие на УП в системе координат ОХZ. Так как точка О - центр жесткости УП, то из условия равенства нулю диагональных членов матрицы жесткостей найдем ее положение
l1= -







Су=С22+С21l1 - угловая жесткость УП. При положении 3 ЧЭ на первом 1 и втором 2 упорах, размещенных таким образом, что центр 5 масс ЧЭ находится между ними, конец 4 УП повернут на угол





(11)
где h1, h - расстояние от конца УП до вторых и первых упоров соответственно;
Н1, Н - расстояния от плоскости, определяемой осями подвеса Y и Z ЧЭ, до вторых и первых упоров соответственно. Так как ввиду малости угла








(12)
Очевидно, что независимо от величины нагрузки, приложенной к ЧЭ 3 (фиг. 4), момент и поперечная сила, приложенные к концу УП, будут определяться уравнениями (12), т.е. будут определяться только конструкцией прибора. Поскольку УП представляет собой балку, один конец которой заделан, а второй нагружен поперечной силой Р и моментом М, то нормальные, касательные и эквивалентные напряжения определяются по формулам (см. В.И.Феодосьев. Сопротивление материалов. М.: Наука, 1967, с.135-139, 267)


(13) где











(15)
Таким образом, расположение в акселерометре двух пар упоров, ограничивающих перемещение ЧЭ, на расстояниях h и h1 от конца УП и Н и Н1 от плоскости ЧЭ прибора, связанных между собой соотношением (15), ограничивает напряжения в УП заранее заданной величиной

Сл=2,94

Су=4


l=1,5

W=5,4

S=1,8



Пусть первые упоры расположены таким образом, что h=8,8













Формула изобретения




где Cу, Cл - угловая и линейная жесткости упругого элемента;
W - момент сопротивления сечения упругого элемента;
S - площадь сечения упругого элемента;
l - длина упругого элемента;

h, h1 - расстояние от конца упругого элемента до первых и вторых упоров соответственно;
H, H1 - расстояние от плоскости чувствительного элемента до первых и вторых упоров соответственно. 2. Акселерометр по п.1, отличающийся тем, что вторые упоры устанавливают у каждого упругого элемента подвеса и образуют с первым упором плоскость.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4