Бортовой пассивный радиолокационный дальномер для наземных транспортных средств
Использование: радиотехника, в частности для определения дальности до препятствий для наземных транспортных средств. Сущность изобретения: дальномер содержит антенну 1, перестраиваемый двухполюсный преобразователь частоты, усилитель промежуточной частоты 3, детектор 4, усилитель 5, переключатель 6, два интегрирующих блока 7, два усилителя 8, блок вычисления дальности 9, генератор 10. 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7[1] - 8[1] - 9, 6 - 7[2] - 8[2] - 9, 2 - 10 - 6. Цель изобретения - упрощение и повышение точности определения дальности до металлических объектов. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к электротехнике СВЧ, в частности к устройствам определения дальности до препятствий для наземных транспортных средств.
Известен радиолокационный дальномер для наземных транспортных средств, представляющий собой миниатюру РЛС СВЧ-диапазона для системы предупреждения столкновений автомобилей. РЛС содержит антенну и генератор с частотной модуляцией сигнала. Работа дальномера основана на сканировании луча РЛС по дороге перед транспортным средством и анализа отраженных сигналов от объектов на расстояниях до 100 м. РЛС следит за несколькими объектами и идентифицирует их по дальности, скорости и углу визирования. При работе этого дальномера происходит излучение СВЧ-энергии, что вредно для окружающей среды и человека, и кроме того, создает проблему устойчивости к помехам от подобных устройств на встречном транспорте. Известен пассивный дальномер, изменяющий расстояния до объектов, имеющих собственное излучение в инфракрасном (ИК) диапазоне длин волн с заранее известными спектральными характеристиками. Устройство представляет собой двухканальный радиометрический приемник, первый и второй каналы которого содержат последовательно включенные антенну (линзу), модулятор, входной полостно-пропускающий фильтр, детектор, усилитель, интегрирующий блок, усилитель, а также схему сравнения выходных сигналов двух каналов приемника, причем модуляторы каналов синхронизированы. Принцип работы дальномера основан на определении дальности по сопоставлению выходных сигналов двух каналов. Причем эти выходные сигналы разнятся из-за различных коэффициентов поглощения электромагнитных волн атмосферой в двух частотных зонах ИК-диапазона. Однако при помощи такого пассивного дальномера дальность определяется только до объектов, имеющих достаточно высокий уровень собственного ИК-излучения, причем с заранее известными спектральными характеристиками контролируемого объекта. При этом сколько-нибудь точное определение дальности до ненагретых металлических объектов или объектов с неопределенными характеристиками собственного теплового излучения, например автомобилей, практически невозможно. Работа устройства в ИК-диапазоне подвержена сильному влиянию погодных условий, пыли, дыма, которые могут существенно уменьшить точность определения дальности, либо нарушить вообще работоспособность дальномера. При реализации известного схемного решения в СВЧ-или КВЧ-диапазонах конструкция дальномера будет сильно усложнена из-за двух высокочастотных трактов, которые являются наиболее сложными и трудоемкими. Целью изобретения является упрощение устройства и увеличение точности определения дальности до металлических объектов с неопределенными, заранее неизвестными и малыми по величине собственными тепловыми излучениями, а также при работе в условиях воздействия различных погодных факторов, пыли или дыма. Это достигается тем, что в предлагаемом бортовом пассивном радиолокационном дальномере для наземных транспортных средств, содержащем антенну, последовательно соединенные детектор и первый усилитель, последовательно включенные первый интегрирующий блок, второй усилитель и блок вычисления дальности, последовательно соединенные второй интегрирующий блок и третий усилитель, выход которого подключен к второму входу блока вычисления дальности, выход которого является выходом дальномера, введены последовательно соединенные перестраиваемый двухполосный преобразователь частоты, сигнальный выход которого подключен к выходу антенны, а усилитель промежуточной частоты, выход которого подключен к входу детектора, переключатель, сигнальный вход которого соединен с выходом первого усилителя, а первый и второй выходы переключателя соединены с входами первого и второго интегрирующих блоков соответственно, генератор, выход которого подключен к управляющим входам перестраиваемого двухполосного преобразователя частоты и переключателя, при этом рабочие входные частоты перестраиваемого двухполосного преобразователя частоты лежат в в диапазоне 52-68 ГГц. У устройств с повышенной дальностью определения расстояния до металлических объектов, рабочие входные частоты перестраиваемого двухполосного преобразователя частоты находятся в диапазоне 52-58 ГГц, а значения двух центральных частот перестраиваемого двухчастотного преобразователя частоты разнесены на удвоенное значение полосы пропускания усилителя промежуточной частоты. Предложенное техническое решение отличается от прототипа введением одноканальной части УВЧ-диапазона, введением перестраиваемого преобразователя частоты и управляемого переключателя каналов, подключенных к синхронизирующему генератору, а также определением существенно отличных рабочих частотных диапазонов входных сигналов приемника. На фиг. 1 приведена структурная схема предложенного бортового радиолокационного дальномера, где 1 - антенна, 2 - перестраиваемый двухполосный преобразователь частоты, 3 - усилитель промежуточной частоты (УПЧ), 4 - детектор, 5 - первый усилитель, 6 - переключатель, 7 - первый и второй интегрирующие блоки, 8 - второй и третий усилители, 9 - блок вычисления дальности, 10 - генератор. Работает устройство следующим образом. Принятый с приемной антенны 1 сигнал, пропорциональный радиотепловому контрасту объекта с фоном, поступает на перестраиваемый двухполосный преобразователь частоты 2 с диапазоном рабочих входных частот в области 52-68 ГГц, где он преобразуется в диапазон промежуточных частот, усиливается в УПЧ 3, детектируется в 4, усиливается первым усилителем 5. Затем выходной сигнал попеременно подается переключателем 6 на два интегрирующих блока 7 с усилителями 8. Переключение осуществляется синхронно с изменением рабочего диапазона приемника генератором 10. Усреднение во времени с заданной постоянной времени осуществляется в первом и втором интегрирующих блоках 7. При этом период частоты генератора должен быть много меньше постоянной времени интегрирующего блока. Выходные сигналы обоих интегрирующих блоков, таким образом, пропорциональны радиотепловому контрасту наблюдаемого объекта с фоном в двух разных частотных диапазонах. Информация о дальности до объекта содержится в разности выходных сигналов двух каналов радиометрического приемника, получаемой в блоке вычисления дальности 9. Предварительно выходные сигналы двух каналов выравниваются регулировкой усилителей 8 при нулевой дальности до объекта. Выбор рабочего диапазона частот и схема построения предлагаемого дальномера заключается в следующем. Физическая суть принципа действия устройства состоит в том, что проводятся измерения радиотеплового контраста одного и того же металлического объекта одновременно в двух разных частотных областях, характеризующихся различным затуханием электромагнитных волн в атмосфере. При этом оказывается возможным однозначно определить дальность до объекта R, так как величина сигнала на выходе радиометра S при радиотепловом контрасте объекта






















Формула изобретения
1. БОРТОВОЙ ПАССИВНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ДАЛЬНОМЕР ДЛЯ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, содержащий антенну, последовательно соединенные детектор и первый усилитель, последовательно включенные первый интегрирующий блок, второй усилитель и блок вычисления дальности, последовательно соединенные второй интегрирующий блок и третий усилитель, выход которого подключен к второму входу блока вычисления дальности, выход которого является выходом дальномера, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности определения дальности до металлических объектов, введены последовательно соединенные перестраиваемый двухполосный преобразователь частоты, сигнальный вход которого подключен к выходу антенны, и усилитель промежуточной частоты, выход которого подключен к входу детектора, переключатель, сигнальный вход которого соединен с выходом первого усилителя, а первый и второй выходы - с входами первого и второго интегрирующих блоков соответственно, генератор, выход которого подключен к управляющим входам перестраиваемого двухполосного преобразователя частоты и переключателя, при этом рабочие входные частоты перестраиваемого двухполосного преобразователя частоты лежат в диапазоне 52 - 68 ГГц. 2. Дальномер по п.1, отличающийся тем, что, с целью повышения дальности определения расстояния до металлических объектов, рабочие входные частоты перестраиваемого двухполосного преобразователя частоты лежат в диапазоне 52 - 58 ГГц, а значения двух центральных частот перестраиваемого двухполосного преобразователя частоты разнесены на удвоенное значение полосы пропускания усилителя промежуточной частоты.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Похожие патенты:
Изобретение относится к электронике СВЧ, в частности к устройствам определения дальности до препятствий для наземных транспортных средств
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано в морской навигации для определения положения судна относительно причала в условиях ограниченной визуальной видимости
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано в морской навигации для определения положения судна относительно причала в условиях ограниченной визуальной видимости
Радиолокационная система предупреждения столкновений летательного аппарата с препятствиями // 2150752
Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в качестве автономной радиолокационной системы предупреждения столкновений (СПС), обеспечивающей безопасность полетов летательных аппаратов (ЛА)
Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности при полете вертолетов
Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в системах предотвращения столкновений транспортных средств, системах поддержания дистанции в транспортном потоке
Устройство для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач // 2176400
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано для обеспечения безопасности полета вертолетов на малых высотах, а именно для предупреждения пилотов вертолетов об опасности столкновений с высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП)
Изобретение относится к радиотехнике, а именно к области передачи дискретных сообщений, и может быть использовано для повышения эффективности использования пропускной способности линий и сетей радиосвязи, в частности линий и сетей связи в системах автоматических зависимых наблюдений при использовании на данных линиях комплекса технических средств передачи данных
Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в системах предотвращения столкновений транспортных средств, системах поддержания дистанции в транспортном потоке
Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в аэронавигации для автоматического предотвращения столкновения самолета с гористой местностью