Бортовой пассивный радиолокационный дальномер для наземных транспортных средств
Использование: радиотехника, в частности для определения дальности до препятствий для наземных транспортных средств. Сущность изобретения: дальномер содержит антенну 1, входной полосно-пропускающий фильтр 2, преобразователь частоты 3, усилитель промежуточной частоты 4, два фильтра 5, два детектора 6, два интегрирующих блока 7, два усилителя 8, один блок вычисления дальности 9. Цель изобретения - упрощение и повышение точности определения дальности до металлических объектов. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к электронике СВЧ, в частности к устройствам определения дальности до препятствий для наземных транспортных средств.
Известен радиолокационный дальномер для наземных транспортных средств, представляющий собой миниатюру РЛС СВЧ-диапазона для системы предупреждения столкновений автомобилей. РЛС содержит антенну и генератор с частотной модуляцией сигнала. Работа дальномера основана на сканировании луча РЛС по дороге перед транспортным средством и анализа отраженных сигналов от объектов на расстояниях до 100 м. РЛС следит за несколькими объектами и идентифицирует их по дальности, скорости и углу визирования. К недостаткам этого дальномера следует отнести то, что при его работе происходит излучение СВЧ-энергии, что вредно для окружающей среды и человека, и кроме того, создает проблему устойчивости к помехам от подобных устройств на встречном транспорте. Известен пассивный дальномер, измеряющий расстояние до объектов, имеющих собственное излучение в инфракрасном (ИК) диапазоне длин волн с заранее известными спектральными характеристиками. Устройство представляет собой двухканальный радиометрический приемник, первый и второй каналы которого содержит последовательно включенные антенну (линзу), модулятор, входной полостно-пропускающий фильтр, детектор, усилитель, интегрирующий блок, усилитель, а также схему сравнения выходных сигналов двух каналов приемника, причем модуляторы каналов синхронизированы. Принцип работы дальномера основан на определении дальности по сопоставлению выходных сигналов двух каналов. Причем эти выходные сигналы разнятся из-за различных коэффициентов поглощения электромагнитных волн атмосферой в двух частотных зонах ИК-диапазона. Недостатки известного пассивного дальномера заключаются в следующем дальность определяется только до объектов, имеющих достаточно высокий уровень собственного ИК-излучения, причем с заранее известными спектральными характеристиками контролируемого объекта. При этом сколько-нибудь точное определение дальности до ненагретых металлических объектов или объектов с неопределенными характеристиками собственного теплового излучения, например автомобилей, практически невозможно; работа устройства в ИК-диапазоне подвержена сильному влиянию погодных условий, пыли, дыма, которые могут существенно уменьшить точность определения дальности, либо нарушить вообще работоспособность дальномера, при реализации известного схемного решения в СВЧ-или КВЧ-диапазонах конструкция дальномера будет сильно усложнена из-за двух высокочастотных трактов, которые являются наиболее сложными и трудоемкими. Целью изобретения является упрощение устройства и увеличение точности определения дальности до металлических объектов с неопределенными, заранее неизвестными и малыми по величине собственными тепловыми излучениями и, кроме того, при работе в условиях воздействия различных погодных факторов, пыли и дыма. Это достигается тем, что в предлагаемом бортовом пассивном радиолокационном дальномере для наземных транспортных средств, содержащем последовательно соединенные антенну и входной полостно-пропускающий фильтр, последовательно включенные первые детектор, интегрирующий блок, усилитель и блок вычисления дальности, последовательно соединенные вторые детектор, интегрирующий блок и усилитель, выход которого подключен к второму входу блока вычисления дальности, выход которого является выходом дальномера, введены последовательно соединенные преобразователь частоты, выход которого подключен к выходу второго полостно-пропускающего фильтра, усилитель промежуточной частоты и первый фильтр, выход которого подключен к входу первого детектора, второй фильтр, вход и выход которого соединены соответственно с выходом усилителя промежуточной частоты и входом второго детектора, при этом полоса пропускания входного полосно-пропускающего фильтра лежит в диапазоне 52-68 ГГц. Устройства с повышенной дальностью определения расстояния до объекта имеют полосу пропускания входного полосно-пропускающего фильтра в диапазоне 52-58 ГГц. Отличительными особенностями предложенного технического решения от прототипа являются: введение одноканальной части КВЧ-диапазона, введение дополнительных узкополосных фильтров в двухканальной части приемника и определение существенно отличных частотных диапазонов входного и узкополосных фильтров. На фиг. 1 приведена структурная схема предложенного бортового радиолокационного дальномера, где 1 - антенна, 2 - входной полосно-пропускающий фильтр, 3 - преобразователь частоты, 4 - усилитель промежуточной частоты (УПЧ), 5 - первый и второй фильтры, 6 - первый и второй детекторы, 7 - первый и второй интегрирующие блоки, 8 - первый и второй усилители, 9 - блок вычисления дальности. Принятый от объекта радиотепловой сигнал с приемной антенны 1 через входной полосно-пропускающий фильтр 2 поступает на широкополосный преобразователь частоты 3, где преобразуется в диапазоне промежуточных частот, усиливается в УПЧ 4, далее делится на два канала, в каждый из которых отфильтровываются сигналы в разнесенных частотных полосах с помощью первого и второго фильтров 5, детектируются первым и вторым детекторами 6, усредняются во времени с заданной постоянной времени в первом и втором интегрирующих блоках 7 и усиливаются первым и вторым усилителями 8. Выходы обоих каналов подключены к блоку вычисления дальности 9. Информация о дальности до объекта содержится в разности выходных сигналов двух каналов радиометрического приемника, предварительно выровненных регулировкой усиления. Физическая суть принципа действия устройства состоит в том, что проводятся измерения радиотеплового контраста одного и того же металлического объекта одновременно в двух разных частотных областях, характеризующихся различным затуханием электромагнитных волн в атмосфере. При этом оказывается возможным однозначность определить дальность до объекта R, так как величина сигнала на выходе радиометра S при радиотепловом контрасте объекта




























Формула изобретения
1. БОРТОВОЙ ПАССИВНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ДАЛЬНОМЕР ДЛЯ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, содержащий последовательно соединенные антенну и входной полосно-пропускающий фильтр, последовательно включенные первые детектор, интегрирующий блок, усилитель и блок вычисления дальности, последовательно соединенные вторые детектор, интегрирующий блок и усилитель, выход которого подключен к второму входу блока вычисления дальности, выход которого является выходом дальномера, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности определения дальности до металлических объектов, введены последовательно соединенные преобразователь частоты, вход которого подключен к выходу входного полосно-пропускающего фильтра, усилитель промежуточной частоты и первый фильтр, выход которого подключен к входу первого детектора, второй фильтр, вход и выход которого соединены соответственно с выходом усилителя промежуточной частоты и входом второго детектора, при этом полоса пропускания входного полосно-пропускающего фильтра лежит в диапазоне 52 - 68 ГГц. 2. Дальномер по п.1, отличающийся тем, что, с целью повышения дальности определения расстояния, полоса пропускания входного полосно-пропускающего фильтра лежит в диапазоне 52 - 58 ГГц.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Похожие патенты:
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано в морской навигации для определения положения судна относительно причала в условиях ограниченной визуальной видимости
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано в морской навигации для определения положения судна относительно причала в условиях ограниченной визуальной видимости
Радиолокационная система предупреждения столкновений летательного аппарата с препятствиями // 2150752
Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в качестве автономной радиолокационной системы предупреждения столкновений (СПС), обеспечивающей безопасность полетов летательных аппаратов (ЛА)
Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности при полете вертолетов
Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в системах предотвращения столкновений транспортных средств, системах поддержания дистанции в транспортном потоке
Устройство для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач // 2176400
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано для обеспечения безопасности полета вертолетов на малых высотах, а именно для предупреждения пилотов вертолетов об опасности столкновений с высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП)
Изобретение относится к радиотехнике, а именно к области передачи дискретных сообщений, и может быть использовано для повышения эффективности использования пропускной способности линий и сетей радиосвязи, в частности линий и сетей связи в системах автоматических зависимых наблюдений при использовании на данных линиях комплекса технических средств передачи данных
Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в системах предотвращения столкновений транспортных средств, системах поддержания дистанции в транспортном потоке
Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в аэронавигации для автоматического предотвращения столкновения самолета с гористой местностью