Узел соединения отсеков летательных аппаратов
Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любых областях техники для соединения конструкций, состоящих из полых деталей, в частности для соединения оболочек отсеков летательных аппаратов. Сущность изобретения: узел соединения содержит соединяемые детали в виде оболочек и промежуточное кольцо с оппозитно расположенными на его торцах выступами, а также резьбовые крепежные элементы, размещенные в отверстиях соединяемых деталей и промежуточном кольце. Кольцо расположено между соединяемыми деталями так, что один из выступов его обхватывает одну соединяемую деталь по ее наружной поверхности, а другой выступ кольца охватывает другую соединяемую деталь по ее внутренней поверхности. При этом между выступами и обхватываемыми ими поверхностями соединяемых деталей имеется зазор. Величина этих зазоров меньше величины минимальных зазоров между крепежными элементами и отверстиями под них в соединяемых деталях и промежуточном кольце. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях техники, например, для соединения отсеков летательных аппаратов, выполненных в виде оболочек из различных материалов, включая композитные материалы, и подверженных действию осевых, изгибных и перерезывающих нагрузок.
Известен узел соединения стеклопластиковых труб, содержащий установленное между торцами труб и контактирующее с ними по криволинейной поверхности промежуточное кольцо и соединительные элементы, например шпильки [1]. При этом контактирующие криволинейные поверхности торцов труб и промежуточного кольца выполнены симметричными относительно оси соединительных элементов, на которой расположены их центры кривизны. Недостаток такого соединения заключается в его ненадежности по отношению к перерезывающим нагрузкам. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является узел соединения полых деталей [2], содержащий установленные между ними промежуточное кольцо с двумя оппозитно расположенными на его торцах кольцевыми выступами и крепежные элементы, установленные с зазором в отверстиях, выполненных в соединяемых деталях и промежуточном кольце, при этом по меньшей мере один из выступов кольца размещен с возможностью обхвата с зазором наружной поверхности одной соединяемой детали. Недостатком известного узла соединения является то, что наличие промежуточного кольца данной конфигурации ведет к дополнительному увеличению материалоемкости соединения. Целью изобретения является повышение надежности соединения и снижение материалоемкости. Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве второй выступ промежуточного кольца расположен в другой соединяемой детали с возможностью обхвата ее внутренней поверхности также с зазором, при этом величина зазоров между каждым из выступов кольца и охватываемой им поверхности соответствующей соединяемой детали меньше величины минимальных зазоров между крепежными элементами и отверстиями под них в этой детали и промежуточного кольца. Данное соотношение зазоров приводит к тому, что поперечная сила Q, действующая на оболочки, воспринимается не резьбовыми элементами, которые в этом случае работают только на растяжение, что соответствует условию их нормальной работы, а кольцевыми выступами промежуточного кольца. Данная конфигурация поперечного сечения промежуточного кольца приводит к тому, что в сечении кольца отсутствует растягивающее внутреннее усилие в окружном направлении в случае воздействия на оболочки поперечной силы Q. Тогда площадь поперечного сечения промежуточного кольца при действии на оболочки силы Q определяется в основном только из условия прочности на срез и изгиб кольцевых выступов промежуточного кольца от усилий q, что ведет к значительному снижению материалоемкости соединения. На фиг. 1 изображен предложенный узел соединения, поперечный разрез; на фиг. 2 - схема нагружения промежуточного кольца. Узел соединения отсеков летательных аппаратов состоит из стеклопластиковой оболочки 1, металлической оболочки 2 и промежуточного кольца 3. Оболочки 1 и 2 соединяются посредством соединительных шпилек 4, установленных с зазорами




















Формула изобретения
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, выполненных в виде полых деталей, например оболочек, содержащий установленное между ними промежуточное кольцо с двумя оппозитно расположенными на его торцах кольцевыми выступами и крепежные элементы, установленные с зазором в отверстиях, выполненных в соединяемых деталях и промежуточном кольце, при этом по меньшей мере один из выступов кольца размещен с возможностью охвата с зазором наружной поверхности одной соединяемой детали, отличающийся тем, что второй выступ промежуточного кольца расположен в другой соединяемой детали с возможностью охвата ее внутренней поверхности также с зазором, при этом величина зазоров между каждым из выступов кольца и охватываемой им поверхностью соответствующей соединяемой детали меньше величины минимальных зазоров между крепежными элементами и отверстиями под них в этой детали и промежуточного кольца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2