Турбина
Использование: для получения механической энергии за счет энергии потока движущейся среды. Сущность изобретения: в неподвижном корпусе размещен вал с рабочим колесом. Поворотные лопасти установлены за рабочим колесом и размещены тремя радиально расположенными относительно вала рядами с возможностью вращения относительно колеса вокруг осей, параллельных оси вала. Лопасти каждого ряда кинематически связаны со своим механизмом управления их положением относительно корпуса. Элементы фиксации, предотвращающие вращение лопастей относительно корпуса, и элементы расфиксации ориентированы относительно корпуса. Каждый механизм управления выполнен в виде установленного на неподвижной оси с возможностью вращения диска, кинематически связанного с лопастями одного ряда и взаимодействующего с элементами фиксации. 5 з.п.ф-лы, 21 ил.
Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано для получения механической энергии за счет энергии потока движущейся среды в реках, глубинных течениях и тому подобное.
Известен горизонтальный гидродинамический двигатель, использующий энергию потока жидкости, содержащий две крестообразно расположенные горизонтальные рамы, закрепленные на вертикальном валу. На концах этих рам имеются вертикальные оси, на которых установлены вертикальные лопатки, устанавливаемые в потоке при помощи системы тяг и рычагов таким образом, чтобы давление жидкости на лопасти по одну сторону оси вращения рам было больше, чем давление жидкости на лопасти по другую сторону оси. При остановке двигателя лопасти устанавливаются в плоскостях, параллельных направлению потока. Недостатком этого двигателя является сниженная мощность из-за постоянного пребывания большинства лопастей в положении с отклонением от перпендикулярного положения относительно направления потока. Известен многосекционный водяной двигатель, который работает от давления текущей воды на лопасти. Лопасти двигателя жестко прикреплены к нескольким параллельно работающим штангам секциям, концы которых шарнирно соединены с многоколенчатым валом с равномерно смещенными на равные углы коленами, что обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала. Однако у этого многосекционного двигателя ограничены возможности по использованию водяного потока, поскольку в потоке находится часть лопастей, а другая часть в это время поднята над поверхностью воды, что затрудняет использование глубинных течений. Известен гидродинамический двигатель, содержащий на горизонтальном валу перпендикулярно расположенный стержень, на котором закреплена лопасть при помощи самонетормозящейся пары, которая позволяет осуществить поворот лопасти из продольного положения в поперечное положение к потоку. Этот поворот вызывается обтеканием несимметричного профиля лопасти потоком жидкости. К нижнему торцу лопасти жестко прикреплена пластина, перпендикулярная к рабочей плоскости лопасти. Недостатком этого двигателя является его ограниченная мощность, обусловленная тем, что при предусмотрении на одном валу несколько лопастей затруднено обеспечение синхронности и их поворота из продольного положения в поперечное, и поэтому они оказывают тормозящее воздействие друг другу. Следовательно, двигатель ограничивается наличием одной лопасти. Широко известны различные турбины, применяемые для преобразования энергии потока текучей среды в механическое вращение. Так, известны ковшевые, поворотно-лопастные и радиально-осевые турбины, диагональные турбины и тому подобные, применяемые для работы в гидроэнергетике. Эти турбину требуют для своей работы создания определенного статического набора, что требует возведения плотин или иных сооружений. Известны также капсульные турбинные агрегаты для работы в зонах приливов, не требующие создания большого статического напора. В любом случае все известные турбины требуют создания статического набора, а при работе в потоке их КПД весьма низок. Ближайшей по своей технической сущности и достигаемому результату к заявляемой является турбина, содержащая вал с рабочим колесом, размещенный в неподвижном корпусе. Недостатком этой турбины является низкий КПД при работе без статического напора. Цель изобретения - повышение КПД. Цель достигается тем, что в турбине, содержащей неподвижный корпус и вал с рабочим колесом, расположенный в нем, в соответствии с изобретением турбина снабжена лопастями, механизмом управления положением лопастей относительно корпуса с элементами фиксации и расфиксации, при этом лопасти установлены на рабочем колесе и размещены по меньшей мере тремя радиально расположенными относительно вала рядами с возможностью вращения относительно рабочего колеса вокруг осей, параллельных оси вала, лопасти каждого ряда кинематически связаны со своим механизмом управления их положения относительно корпуса, а элементы фиксации, предотвращающие вращение лопастей относительно корпуса, и элементы расфиксации ориентированы относительно корпуса. Благодаря тому, что лопасти установлены с возможностью вращения относительно рабочего колеса вокруг осей, параллельных оси вала, и кинематически связаны с механизмами управления положением лопастей относительно корпуса, имеющими ориентированные относительно корпуса элементы фиксации для предотвращения вращения лопастей относительно рабочего колеса и ориентированные относительно корпуса элементы расфиксации лопастей, обеспечивается автоматическая установка лопастей относительно потока текучей среды, в которой установлен корпус в наиболее выгодное положение. Этим достигается повышение КПД турбины при работе в потоке без статического напора. Существенность отличий заключается в создании турбины с механизмом управления положением лопастей, который обеспечивает новое свойство лопастей турбины: возможность работы в потоке без статического напора при практически симметричном размещении корпуса турбины относительно оси потока, т.е. без использования специальных направляющих устройств. Каждый механизм управления положением лопастей относительно корпуса может быть выполнен в виде установленного на неподвижной оси с возможностью вращения диска, кинематически связанного с лопастями одного ряда и предназначенного для взаимодействия с элементом фиксации. При такой конструкции обеспечивается наиболее целесообразная компоновка турбины. Элементы фиксации и расфиксации могут быть выполнены в виде пары упругих элементов, укрепленных соответственно на неподвижной оси и на валу, при этом диск выполнен с пазами для взаимодействия соответственно с указанными упругими элементами, а на неподвижной оси и на валу размещены жестко закрепленные кулачки, предназначенные для взаимодействия с соответствующими упругими элементами. Элемент фиксации может быть выполнен в виде упругого элемента, укрепленного на неподвижной оси, а элемент расфиксации - в виде по меньшей мере одного кулачка, жестко укрепленного на валу для взаимодействия с упругим элементом, диск выполнен по меньшей мере с двумя пазами для взаимодействия с упругим элементом и снабжен поворотным кольцом, соединенным с ним пружиной кручения и имеющим два диаметрально противоположных паза, предназначенных для взаимодействия с фиксатором кольца, укрепленным на валу, при этом на неподвижной оси установлен кулачок для взаимодействия с фиксатором кольца. При таком выполнении обеспечивается более плавный перевод лопастей в оптимальное положение относительно потока. Механизм управления положением лопастей относительно корпуса выполнен в виде неподвижной оси с жестко закрепленными на ней ведущими элементами по числу рядов лопастей, каждый из которых кинематически связан со свободно вращающимся ведомым элементом каждой лопасти одного ряда, устройства фиксации и расфиксации лопастей, имеющего фиксаторы ведомых элементов, предназначенные для соединения последних с осями, и укрепленного на корпусе элемента, предназначенного для взаимодействия с фиксаторами ведомых элементов для их расцепления с лопастями, при этом каждая лопасть установлена на своей оси с возможностью поворота в плоскости, в которой расположена эта ось, и имеются механизмы по числу лопастей в ряду для поворота лопастей в этой плоскости и фиксаторы лопастей по числу лопастей в турбине для фиксации их в повернутом положении, а корпус имеет элемент, предназначенный для взаимодействия с фиксаторами лопастей. При таком выполнении лопасти не связаны друг с другом. Этот вариант конструкции выгоден при большом диаметре, когда скорости потока по сечению резко различаются, и перевод лопастей во флюгерное положение обеспечивает их самоустановку с максимальным эффектом повышения КПД. На фиг.1 представлена предлагаемая турбина с корпусом, условно повернутым по линии разреза А-А вид сверху; на фиг.2 изображен разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2; на фиг.5 - разрез Г-Г на фиг.2; на фиг.6 - разрез Д-Д на фиг.2; на фиг.7 - разрез Е-Е на фиг.2; на фиг.8 - разрез Ж-Ж на фиг.2; на фиг.9 представлена предлагаемая турбина, вариант конструктивного выполнения, с корпусом, условно повернутым по линии разреза А'-А', вид сверху; на фиг.10 изображен разрез A'-A' на фиг.9; на фиг.11 - разрез Б'-Б'на фиг.10; на фиг.12 - разрез B'-B' на фиг. 10; на фиг.13 - разрез Г'-Г' на фиг.10; на фиг.14 - разрез Д'-Д'на фиг. 10. на фиг. 15 - разрез Е'-E' на фиг.10. на фиг.16 - разрез Ж'-Ж' на фиг.10; на фиг.17 представлена предлагаемая турбина, еще один вариант конструктивного выполнения, с корпусом, условно повернутым по линии разреза A''-A'', вид сверху; на фиг.18 изображен разрез A''-A'' на фиг.17; на фиг. 19 - узел I на фиг.18; на фиг.20 - узел II на фиг.18; на фиг.21 показано сечение Б''-Б'' на фиг.18. Как показано на фиг. 1,2, турбина содержит лопасти 1, размещенные на трех опорах 2, установленных симметрично относительно центральной неподвижной оси 3 в корпусе 4 (корпус 4 на фиг.2 повернут по линии разреза А-А). Лопасти 1 установлены с возможностью вращения относительно опор 2 на осях 5,5',5'', которые кинематически связаны цепями 6,6',6'' и звездочками 7,7', 7''с центральными звездочками 8,8', 8''. Эти звездочки имеют диски (не обозначены) с пазами 9,10,9',10',9'',10'', предназначенными для взаимодействия с упругими элементами 11,12, 11',12', 11'',12'' соответственно. Упругие элементы 11,11',11'' имеют выступы 13,13',13'' для взаимодействия с пазами 9,9', 9'', а упругие элементы 12,12',12'' - выступы 14,14',14'' для взаимодействия с пазами 10,10', 10''. Кулачки 15,15',15'' и 16,16',16'' служат для взаимодействия соответственно с упругими элементами 11,11',11'' и 12,12',12'' и соответствующим образом ориентированы относительно корпуса, а следовательно, и относительно потока текучей среды (обозначенного стрелками на фиг.1). Все опоры 2,2' и 2'' жестко укреплены на валу 17 рабочего колеса турбины, который может быть соединен, например, фланцами (не обозначены) с валом подобной турбины для последовательного соединения, а ось 3 также имеет фланцы 18 для соединения с неподвижной осью соседней турбины. Вал 17 установлен с возможностью вращения в корпусе 4 и соответствующим образом ориентирован относительно потока. При описанном выше устройстве лопасти 1-1'' размещены по радиальным относительно вала 17 линиям и вращаются относительно рабочего колеса (опоры 2-2'') относительно осей 5-5'', расположенных параллельно оси вала 17 рабочего колеса. Лопасти 1-1'' в каждом ряду кинематически связаны (6-6'', 7-7'', 8-8'') своим механизмом 10-16; 10'-16'' управления положением лопастей 1,1' и 1'' соответственно относительно корпуса 4. Каждый из этих механизмов имеет диски (не обозначены) с пазами 9-9'' и 10-10'', жестко соединенные со звездочками 8-8'',установленными с возможностью вращения на центральной оси 3. Кроме того, каждый из указанных механизмов имеет элементы фиксации для предотвращения вращения лопастей 1-1'' относительно рабочего колеса, образованного опорами 2-2'', и ориентированные относительно корпуса элементы расфиксации лопастей 1-1''. Элементы фиксации выполнены в виде упругих элементов 11, 13; 11',13'; 11'', 13'', жестко укрепленных на неподвижной оси 3, а элементы расфиксации - в виде упругих элементов 12, 14; 12',14'; 12'',14'', жестко укрепленных на валу 17. Управление этими упругими элементами осуществляется посредством кулачков 15-15'', жестко укрепленных на валу 17, и кулачков 16-16'', жестко укрепленных на оси 3, следовательно, ориентированных относительно корпуса 4. Описанная выше турбина работает следующим образом. При воздействии на рабочее колесо турбины потока текучей среды текучая среда давит на лопасти с силой W=C


Формула изобретения
1. ТУРБИНА, содержащая неподвижный корпус и вал с рабочим колесом, размещенный в нем, отличающаяся тем, что турбина снабжена поворотными лопастями, механизмом управления положением лопастей относительно корпуса с элементами фиксации и расфиксации, при этом лопасти установлены на рабочем колесе и размещены по меньшей мере тремя радиально расположенными относительно вала рядами с возможностью вращения относительно рабочего колеса вокруг осей, параллельных оси вала, лопасти каждого ряда кинематически связаны со своим механизмом управления их положением относительно корпуса, а элементы фиксации, предотвращающие вращение лопастей относительно корпуса, и элементы расфиксации ориентированы относительно корпуса. 2.Турбина по п.1, отличающаяся тем, что каждый механизм управления выполнен в виде установленного на неподвижной оси с возможностью вращения диска, кинематически связанного с лопастями одного ряда и взаимодействующего с элементами фиксации. 3.Турбина по п.2, отличающаяся тем, что элементы фиксации и расфиксации выполнены в виде пары упругих элементов, установленных соответственно на неподвижной оси и валу, при этом в диске выполнены пазы, взаимодействующие с упругими элементами, а неподвижная ось и вал снабжены кулачками, жестко закрепленными на них и взаимодействующими с упругими элементами. 4. Турбина по п. 2, отличающаяся тем, что элемент фиксации выполнен в виде упругого элемента, установленного на неподвижной оси, а элемент расфиксации - в виде по меньшей мере одного кулачка, жестко установленного на валу с возможностью взаимодействия с упругим элементом, диск выполнен по меньшей мере с двумя пазами, взаимодействующими с упругим элементом, и снабжен поворотным кольцом, пружиной кручения, соединяющей кольцо с упругим элементом и фиксатором, при этом поворотное кольцо выполнено с двумя диаметрально противоположными пазами, взаимодействующими с фиксатором кольца, установленным на валу, а неподвижная ось снабжена дополнительным кулачком, взаимодействующим с фиксатором кольца. 5. Турбина по п.1, отличающаяся тем, что механизм управления выполнен в виде неподвижной оси с жестко установленными на ней ведущими элементами, равными числу рядов лопастей ведомых элементов, устройства фиксации и расфиксации лопастей с фиксаторами ведомых элементов, соединяющих последние с лопастями, и элемента расцепления с лопастями, установленного на корпусе и взаимодействующего с фиксаторами ведомых элементов, при этом каждый из ведущих элементов кинематически связан со свободно вращающимся ведомым элементом каждой лопасти одного ряда, а каждая лопасть установлена на своей оси с возможностью поворота в плоскости расположения данной оси, при этом лопасти имеют механизмы их поворота в этой плоскости, равными числу лопастей в ряду, и фиксаторы лопастей, равные числу лопастей в турбине для фиксации их в повернутом положении, а корпус имеет элемент, взаимодействующий с фиксаторами лопастей. 6. Турбина по п.5, отличающаяся тем, что оси лопастей снабжены диаметральными выступами, а корпус - упорами по числу лопастей, взаимодействующих с этими выступами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21