Рабочее колесо гидроагрегата
Изобретение предназначено для преобразования энергии гидравлического потока и ветра в электроэнергию. Колесо содержит ступицу и закрепленные на ней складывающиеся лопасти с полостями. Лопасти выполнены из эластичного материала в форме лепестков чашеобразной формы в сечении. Внешняя часть лопасти выполнена утолщенной, а внутренняя - в виде диафрагмы. Полости в лопастях образованы каналами, соединенными между собой эластичным коллектором. Коллектор одной лопасти соединен с коллектором лопасти, занимающей диаметрально противоположное положение, посредством каналов, выполненных в ступице. Каналы заполнены жидкостью суммарным объемом полостей, соответствующим объему двух лопастей, одна из которых находится в свернутом положении. Такое выполнение колеса позволяет повысить КПД, надежность и долговечность. 4 ил., 1 табл.
Изобретение относится к гидроэнергетике, и в частности к рабочим колесам, преобразующим энергию гидравлических потоков в электроэнергию, а также может быть использовано в качестве ротора ветроэнергоустановки и насоса.
Известно рабочее колесо, использованное в бесплотинной гидроэлектростанции Г.И. Озерова [1], выполненное в виде барабана, установленного на опоре с возможностью вращения, снабженного поворотными ступенчато открывающимися лопастями, внутренними и наружными, оси вращения которых смещены относительно друг друга на одинаковый угол, при этом наружные лопасти установлены с обеспечением перекрытия внутренних лопастей в нерабочем положении и их более раннего вступления в работу. Недостатком данного рабочего колеса является низкая его надежность и низкая работоспособность, т.к. изменение положения лопастей из пассивного состояния в активное происходит за счет их поворота на осях и кинематически жесткой связи с радиально противоположной лопастью. В процессе взаимодействия лопастей с потоком последние воспринимают знакопеременные нагрузки, что ведет к образованию крутящего момента при изменении положения лопастей, при этом частотность изменения состояния лопастей и их положений, как правило, равна 1 с, а то и менее секунды; известно, что знакопеременные нагрузки в сочетании с агрессивной окружающей средой - водой приводят к форсированному износу системы ось-втулка и как следствие последующему заклиниванию лопасти и выходу из строя одновременно двух кинематически связанных лопастей c последующим выходом агрегата из строя. Известно также рабочее колесо [2], содержащее ступицу и закрепленные на ней радиальные полые спицы с полусферическими лопастями, снабженными эластичными коническими оболочками, прикрепленными к их основанию с образованием замкнутых полостей, сообщенных между собой и заполненных газом. Недостатком данного рабочего колеса является низкий коэффициент полезного действия при использовании его в гидроагрегатах малонапорных и погруженных гидроэлектростанциях, т. к. крутящий момент в значительной степени зависит от коэффициента сопротивления различных сторон лопастей и создания за счет этого перед лопастями зон разряжения. Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение надежности, долговечности и КПД, а также упрощение конструкции и снижение металлоемкости. Технический результат достигается тем, что лопасти рабочего колеса выполнены из эластичного материала (например, полиуретана) в форме лепестков чашеобразной формы в сечении, внешняя часть которой выполнена утолщенной, а внутренняя - в виде диафрагмы, при этом полости в лопастях образованы каналами, соединенными между собой эластичным коллектором, а коллектор одной лопасти соединен с коллектором другой, занимающей диаметрально противоположное положение, посредством каналов, выполненных в ступице, и, кроме того, каналы лопастей заполнены жидкостью суммарным объемом полостей, соответствующим объему двух лопастей, одна из которых находится в свернутом положении. Выполнение лопастей из эластичного материала (например, полиуретана) в форме лепестков чашеобразной формы в сечении, внешняя часть которой выполнена утолщенной, а внутренняя - в виде диафрагмы, позволяет: - получить лопасть переменной упругости с заданными упругими характеристиками, и, используя гидродинамику потока, изменять профиль лопасти в процессе ее работы; - изменять центр масс вращающегося рабочего колеса, снизить момент вращения и как следствие повысить КПД; - исключить механические элементы поворота лопастей: оси, втулки, рычаги, что в свою очередь существенно упрощает конструкцию гидроагрегата в целом и повышает эффективность использования рабочего колеса; - выполнение рабочего колеса из эластичного материала также снижает металлоемкость гидроагрегата, его вес, и соответственно снижается стоимость агрегата в целом. Выполнение полостей посредством каналов позволяет придать конструкции лопасти переменную жесткость в зависимости от величины воздействия потока на рабочую поверхность лопасти, являющейся диафрагмой, при этом соединение между собой эластичным коллектором позволяет распределить упругую деформацию по всей поверхности лопасти, а также соединение коллекторов лопастей, занимающих диаметрально противоположные положения, позволяeт обеспечить перетекание жидкости из полости лопасти, находящейся под действием максимальной распределенной нагрузки потока, на диафрагму лопасти, что приводит к перетеканию ее из напряженной - развернутой лопасти по каналам в свернутую, в результате чего повышается давление в полости другой лопасти, приводящеe к напряженному состоянию пассивной лопасти и как следствие ее раскрытию и последующему сохранению в раскрытой форме, но уже под действием постоянно возрастающей распределенной нагрузки от потока и сил, противодействующих самопроизвольному складыванию, возникающих от разложения сил, действующих на раскрытую лопасть, но ось которой находится в параллельной потоку плоскости (схема разложения сил приведена на фиг. 1). Заполнение каналов жидкостью суммарным объемом полостей, соответствующим объему двух полостей лопастей, одна из которых находится в свернутом положении, позволяет обеспечить автоматическое перераспределение давлений в полостях под действием давления диафрагмы нагруженной лопасти в зависимости от положения относительно оси потока. Совокупность конструктивных признаков лопастей обеспечивает переменный характер их взаимодействия с изменением гидравлического сопротивления и гидравлического радиуса, т.к. лопасть в развернутом состоянии с площадью контакта, в два и более раза большей, чем сопряженная свернутая лопасть, оказывает преимущественно индуктивное сопротивление, обусловленное размахом лопасти и чашеобразной поверхностью, контактируемой с потоком, исключающими сопротивление трения; суммарный эффект - местная подъемная сила, дающая отличную от нуля проекцию на направление общего набегающего потока, в то время как диаметрально противоположная лопасть, находящаяся в свернутом положении, с профилем цилиндрической поверхности и оказывает потоку минимальное индуктивное сопротивление в сочетании с сопротивлением трения, что в сумме значительно меньше сил, действующих с противоположной стороны относительно оси вращения. Разность сил сопротивления, действующих относительно оси вращения, приводит к возникновению момента вращения. Данные технические решения позволяют повысить эффективность отбора мощности из потока, особенно с малыми скоростями, без формообразующих элементов потока. Таким образом, проведенный сравнительный анализ с прототипами заявляемого изобретения позволяет сделать вывод о соответствии последнего критерию "новизна". Кроме того, сопоставление заявляемого изобретения с другими техническими решениями показывает, что оно вытекает из них неочевидным образом, что обеспечивает ему критерий "изобретательский уровень". Применение данного изобретения в области преобразования энергии гидравлических воздушных и газовых потоков в электрическую позволяет сделать вывод о соответствии его критерию "промышленная применимость". Предлагаемое изобретение поясняется следующими чертежами, где: на фиг. 1 - рабочее колесо; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 2; на фиг. 4 - сечение В-В фиг. 3. Рабочее колесо состоит из ступицы 1, установленной неподвижно на вал 2; на ступицу так же неподвижно установлены лопасти 3, выполненные чашеобразной формы, внешняя часть которой выполнена утолщенной, а внутренняя в виде диафрагмы, при этом посредством каналов образованы полости 4, соединенные эластичным коллектором 5, в ступице выполнен канал 6, закрытый герметизированной крышкой 7, а коллектор одной полости соединен с другим коллектором лопасти, занимающей диаметрально противоположное положение. Рабочее колесо работает следующим образом. В начальном положении все лопасти имеют промежуточное состояние, так как давление жидкости в полостях усредненно-равное и одинаковоe, то и форма их полузакрытая. При подаче потока жидкости или газа большие нагрузки на лопасти в плоскости, перпендикулярной к потоку, воспринимаются расположенной к потоку чашеобразной формой, поскольку поток не обтекает ее как противоположную и не сворачивает ее на угол
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5