Рабочий орган устройства для мойки автомобилей
Изобретение относится к технике обслуживания автотранспорта, в частности к ротационным щеточным установкам для наружной мойки автомобилей. Цель изобретения - повышение качества мойки поверхности кузова автомобиля путем обеспечения возможности изменения амплитуды и частоты цилиндрического осевого перемещения ротационной щетки. Сущность изобретения: рабочий орган содержит приводные вертикальные ротационные щетки, которые смонтированы на поворотных консолях. Каждая щетка снабжена механизмом осевого перемещения. Последний выполнен в виде соосно расположенных ведущего 12 и ведомого 13 конических зубчатых колес и промежуточного конического зубчатого колеса 15. Зубья ведущего и ведомого зубчатых колес выполнены на волнистой начальной поверхности. Средство поступательного перемещения промежуточного зубчатого колеса вдоль оси вала 5 щетки содержит ползун 16, водило 18 и червячную передачу с управляемым червяком 20. Ползун размещен на водиле. Водило установлено с возможностью поворота вокруг вала щетки и фиксации посредством червячного колеса 19. Закон циклического осевого перемещения щетки определяется формой волнистой начальной поверхности промежуточного зубчатого колеса 15 и взаимодействующих с ним ведущего 12 и ведомого 13 зубчатых колес. 3 ил.
Изобретение относится к технике обслуживания автотранспорта, в частности к ротационным щеточным установкам для наружной мойки автомобилей.
Известен рабочий орган устройства для мойки автомобилей, содержащий приводные вертикальные ротационные щетки с остовом, монтируемые на поворотных, подпружиненных относительно стоек консолях. Снижение массы поворотной консоли увеличивает плотность движения подачи щетки, но не снижает инерционные силы удара нитей щетины по лакокрасочным покрытиям автомобиля, что приводит к потере блеска и далее к образованию рисок на поверхности кузова автомобиля, а исключение подвижности щетиноносителя в осевом и угловом направлениях снижает активность щетки в месте контакта с загрязненной поверхностью кузова автомобиля, что исключает полное разрушение пленки загрязнений, способствует повышенному износу и выпадению эластичных элементов щетки. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является рабочий орган устройства для мойки автомобилей, содержащий приводные вертикальные ротационные щетки с остовом, монтируемые на поворотных, подпружиненных относительно стоек консолях. При этом каждая из щеток своим остовом установлена на приводном валу с возможностью углового и осевого перемещений относительно вала посредством коаксиально расположенных на нем винтовых пружин, одни концы которых закреплены соответственно на приводном валу, а другие - на остове щетки. Практика эксплуатации установки для наружной мойки автомобилей показала, что при автоколебаниях ротационных щеток в осевом и угловом направлениях повышается их активность в зоне контакта с кузовом автомобиля, что способствует более эффективному разрушению связей адгезированной с кузовом загрязняющей пленки за счет тангенциального сдвига ее в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что проявляется в более качественной мойке, снижении расхода моющей жидкости и увеличении срока службы щеток. В рассматриваемом конструктивном оформлении рабочего органа для мойки автомобилей силовое возбуждение колебаний ротационной щетки находится в относительной зависимости от приложения внешних сил, переменных во времени и не зависящих от состояния механической системы вал - винтовая пружина - щетка. Нестабильность режима осевых и угловых колебаний щеток и соответственно амплитудно-частотный характер их движения, отражающий геометрические условия контактирования эластичных элементов щетки с поверхностью кузова автомобиля, значительно снижает эффективность установки при выполнении технологической операции очистки - разрушение и удаление загрязнений с поверхности при мойке автомобилей. При отсутствии в механической системе вал - винтовая пружина - щетка сообщения извне принудительного движения каким-либо точкам системы (кинематическое возбуждение) не в полной мере реализуется положительно доминирующий фактор - сдвиговый характер щетки при фиксированных осевых и угловых их значениях и, следовательно, геометрические характеристики траектории движения, динамика и направленность силового воздействия эластичных элементов щеток на загрязненную поверхность кузова автомобиля. Кроме того, отсутствие возможности в механической системе рабочего органа для мойки автомобилей избирательного выбора режима осевых и угловых колебаний щетки и, соответственно, оптимального назначения кинематического режима технологической операции очистки в зависимости от характера загрязнений, состояния загрязняющей пленки и ее адгезированной связанности с поверхностью кузова. Изобретение направлено на повышение качества мойки поверхности кузова автомобиля путем обеспечения возможности изменения амплитуды и частоты циклического осевого перемещения ротационной щетки. Решение поставленной задачи достигается тем, что рабочий орган устройства для мойки автомобилей содержит приводные вертикальные ротационные щетки с остовом, монтируемые на поворотных, подпружиненных относительно стоек консолях, причем каждая из щеток своим остовом установлена на приводном валу с возможностью углового и осевого перемещений относительно вала посредством коаксиально расположенных на нем винтовых пружин растяжения - сжатия. Одни концы винтовых пружин закреплены соответственно на приводном валу, а другие - на остове щеток. Каждая ротационная щетка снабжена механизмом осевого ее перемещения, выполненным в виде расположенных соосно ведущего и ведомого конических зубчатых колес, зубья которых выполнены на волнистой начальной поверхности, и дополнительного конического зубчатого колеса. Последнее снабжено средством его поступательного перемещения вдоль оси вала ротационной щетки, выполненным в виде ползуна, водила и червячной передачи с регулируемым приводом вращения червяка. Ползун размещен на водиле, установленном с возможностью поворота вокруг вала щетки и фиксации посредством жестко связанного с водилом червячного колеса. При этом дополнительное коническое зубчатое колесо установлено с возможностью взаимодействия с основными коническими зубчатыми колесами. Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемый рабочий орган устройства отличается тем, что механизм осевого перемещения ротационной щетки выполнен в виде соосно расположенных ведущего и ведомого конических зубчатых колес с зубьями, выполненными на волнистой начальной поверхности, и дополнительного конического зубчатого колеса со средством его поступательного перемещения вдоль оси вала щетки, выполненным в виде ползуна, водила и червячной передачи с управляемым червяком, причем ползун размещен на водиле, установленном с возможностью поворота вокруг вала щетки и фиксации посредством жестко связанного с водилом червячного колеса, при этом дополнительное коническое колесо установлено с возможностью взаимодействия с основными коническими зубчатыми колесами. Предлагаемое конструктивное решение рабочего органа для мойки автомобилей позволяет установить оптимальные значения параметров обработки в зависимости от различного рода загрязнений поверхности кузова за счет регулировки амплитуды и частоты циклического осевого перемещения ротационной щетки и закон ее движения. Это повышает качество мойки автомобилей и расширяет технологические возможности устройства. На фиг. 1 изображено устройство для мойки автомобилей, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1 (кинематическая схема щетки); на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2. Устройство для мойки автомобилей содержит портальную раму 1, стойки 2 с поворотными подпружиненными консолями 3, в концевых частях которых вертикально установлены ротационные щетки 4, свободно расположенные на валах 5, взаимодействующих через карданные передачи 6 с приводом 7, закрепленным на портале рамы 1. На каждом из валов 5 коаксиально расположены разнонаправленные цилиндрические винтовые пружины 8 растяжения-сжатия, наружные концы которых закреплены на втулках 9, установленных на валу 5 посредством скользящего соединения "шпонка-паз" с возможностью перемещения вдоль него. Внутренние концы пружин 8 жестко закреплены на ступицах 10 цилиндрического остова 11 щеток 4, свободно охватывающих приводной вал 5. Каждая ротационная щетка 4 устройства снабжена механизмом осевого перемещения, который заключен в корпус. Механизм осевого перемещения очистного элемента выполнен зубчатым двуступенчатым, состоящим из соосно расположенных ведущего 12 и ведомого 13 зубчатых колес с зубьями, выполненными на волнистых конических начальных поверхностях, причем ведущее зубчатое колесо 12 жестко установлено на валу 14, получающем вращательное движение от привода 7 через карданную передачу, а ведомое зубчатое колесо 13 жестко связано с валом 5 щетки 4 и взаимодействует с ведущим зубчатым колесом 12 через промежуточное зубчатое колесо 15, опора которого размещена в ползуне 16, связанном с прямолинейной направляющей 17 водила 18 с возможностью поступательного перемещения вдоль оси вала 5 щетки 4, и жестко связано с червячным колесом 19, взаимодействующим с управляемым червяком 20, приводимым во вращение от отдельного электропривода (не показан). Водило 18 может вращаться вокруг оси вала 5 щетки и фиксироваться относительно корпуса привода в любом положении с помощью червячного колеса 19 и червяка 20. Закон циклического осевого перемещения щетки определяется формой волнистой конической начальной поверхности промежуточного зубчатого колеса 15 и взаимодействующих с ним ведущего 12 и ведомого 13 зубчатых колес. Для силового замыкания зубчатых колес 12, 13 и 15 между водилом 18 и зубчатым колесом 13 установлена винтовая пружина 21 сжатия. Устройство для наружной мойки автомобилей работает следующим образом. Равномерное вращение ротационной щетки 4 передается от привода 7 через карданную передачу 6. По ходу перемещения автомобиля загрязненная поверхность кузова обрабатывается щетками 4. В рабочем режиме технологической обработки поверхности кузова ведущее зубчатое колесо 12 получает вращательное движение с угловой скоростью
























Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3