Судовое швартовное устройство
Использование: в оборудовании для речных судов и причалов для автоматической швартовки и отшвартовки на пассажирских, грузовых и буксирных судах с наибольшим количеством швартовых операций. Сущность изобретения: судовое швартовое устройство содержит основание 1, установленное на палубе 2. На основании установлен манипулятор 3 с двумя рычагами и электромоторными 7,8 и электромагнитными 11 включателями. На свободном конце рычага установлен отшвартовный элемент. Швартовая ловушка 14 выполнена с одним пазом М-образной формы и взаимодействует со швартовым элементом. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к оборудованию для речных судов и причалов, в частности к судовому швартовому устройству. Изобретение можно использовать на пассажирских, грузовых и буксирных судах с большим количеством швартовых операций.
Известные судовые швартовые устройства, содержащие захватные швартовые элементы, имеют жесткое крепление, требуется точная подводка швартового элемента судна к швартовому элементу причала при отвальном течении и ветре образуется между судном и причалом пространство, опасное для перехода людей, в эксплуатации сложны и ненадежны. Наиболее близким решением к заявляемому по технической сущности и достигаемому эффекту является судовое автоматическое швартовое устройство, содержащее установленный на основании механизм для переноса швартового элемента (троса), на исполнительном элементе которого расположено захватное средство, взаимодействующее со швартовым элементом, который закреплен на строе приводной лебедки и взаимодействует со швартовой ловушкой, расположенной на причале. Недостаток прототипа: захватное средство в виде электромагнита не обеспечивает надежного переноса швартового элемента в случаях прерывания подачи электроэнергии, при динамических нагрузках, например при высокой волне. Кроме того, данное захватное средство металлоемко, имеет много деталей, требует диэлектрического исполнения зоны действия манипулятора и не обеспечивает автоматической отшвартовки судна. Швартовая береговая ловушка имеет сложную конструкцию, снабжена механизмом для фиксации троса, который требует присутствия ручного труда (поворот педали). Цель изобретения - создать судовое швартовое устройство на базе традиционного швартового троса, имеющего высокую надежность, с таким конструктивным выполнением компактного манипулятора на электрическом приводе, простого отшвартовного устройства захватного средства и простой конструкции швартовой береговой ловушки, которое обеспечило бы надежную подачу на причал (или другое судно) и возвращение (отдачу) швартового элемента на судно при любых сложных эксплуатационных условиях без применения ручного труда со значительным снижением трудовых и материальных затрат на его изготовление. Эта и другие цели достигаются тем, что основной рабочий механизм, обеспечивающий наибольшую зону действия при относительно наименьших габаритах, выполнен в форме двух складывающих (поворотных) рычагов, один из них входит в корпус другого, чем достигается его компактность, необходимая для установки на маломерных судах. Первый рычаг имеет основание с поворотной осью, обеспечивающей его поворот в сторону швартовой ловушки. Второй рычаг является исполнительным элементом данного механизма, на свободном конце которого расположены захватное устройство и отшвартовный механизм. Оба рычага приводятся в действие посредством двух электромоторов с червячной передачей, снабженных электромагнитными включателями (YAC), обеспечивающими автоматическое включение электромоторов. Швартовый элемент, имеющий шарообразную (или грушевидную) форму, закреплен на тросе приводной лебедки и взаимодействует со швартовой ловушкой, выполненной М-образной формы с одним конусообразным пазом, без навесного механизма. Для отшвартовки судна, т. е. возвращения швартового элемента на судно, на захватном механизме жестко установлено устройство П-образной формы с концами, вогнутыми конусообразно вовнутрь на расстоянии между ними на размер диаметра троса. Швартовая ловушка выполнена М-образной формы с углом раскрытия конусности

Формула изобретения
1. СУДОВОЕ ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее манипулятор и швартовный элемент, связанный с тросом приводной лебедки и выполненный с возможностью поочередного крепления на манипуляторе и взаимодействия с пластинчатой ловушкой, причем манипулятор выполнен из двух рычагов, первый из которых связан шарнирно с корпусом судна, второй рычаг одним концом шарнирно соединен с установленным на палубе рычагом, а другой его конец снабжен держателем захвата швартовного элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, оно снабжено жестко установленным на держателе захвата швартовного элемента П-образным отшвартовным приспособлением с концами, вогнутыми вовнутрь по форме клина, причем первый рычаг выполнен в виде открытого в сторону борта судна короба, а отшвартовное приспособление выполнено с возможностью его размещения в этом коробе. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внешние кромки пластинчатой ловушки спрофилированы М-образно с углом раскрытия средних ветвей 60 - 150o.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6