Способ регулировки гипоидной передачи
Авторы патента:
Изобретение относится к машиностроению (станкостроение, автомобилестроение и т. п. ). Цель изобретения - повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости регулировки передачи. Новым является то, что регулировочные прокладки (кольца, шайбы) устанавливают толщиной, вычисленной по предложенной зависимости. Использование данного способа позволяет выполнить регулировку передачи согласно поставленной цели и без необходимости последующей переборки.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к автомобилестроению, тракторостроению, станкостроению и пр. , и направлено на повышение качества гипоидных передач.
В промышленности, при производстве автомобилей качество сборки обуславливает кинематическую погрешность и виброактивность передачи, которые непосредственно связаны с отклонениями пятна контакта и бокового зазора в зацеплении от номинала [1] . На практике, когда гипоидная передача собрана в картере, имеющем погрешности гипоидного
Е и углового

смещений осей расточек под опоры шестерни и колеса, и каким-то образом отрегулирована, проведенные замеры показывают отклонение от номинала бокового зазора
So и пятна контакта по длине хо и высоте yo зубьев. Необходимо минимизировать эти величины. Известен способ регулировки гипоидной передачи, заключающийся в компенсации отклонения величины бокового зазора в зацеплении
So от номинального значения и величины смещения центра пятна контакта от средней точки боковой поверхности зуба по длине хо и высоте зуба yоподбором толщины регулировочных прокладок. Недостатком является то, что последние подбираются опытным путем, методом последовательных приближений, что является трудоемкой операцией, и не достигаются необходимые виброакустические параметры передачи. Целью изобретения является повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости процесса регулирования. Это достигается тем, что в способе регулировки гипоидной передачи, содержащей шестерню, колесо, подшипники и корпус, заключается в компенсации отклонения величины бокового зазора в зацеплении
So от номинального значения и величины смещения центра пятна контакта от средней точки боковой поверхности зуба по длине хо и высоты зуба yoподбором толщины регулировочных прокладок, с целью повышения кинематической точности передачи, снижения ее шума, вибрации и трудоемкости регулировки предварительно измеряют
Soxoyo при последовательном изменении осевых смещений шестерни
xш и колеса
хк, составляет систему уравнений вида:
(1) измеряют виброактивность и кинематическую точность при последовательном изменении
So, хо, yо, после чего по величине допусков на виброактивность и кинематическую точность устанавливают допуск на отклонение величины бокового зазора [
S] и смещение центра пятна контакта [
xo] , [
yo] , по которым из уравнения (1) определяют параметры
хш,
хк, удовлетворяющие условиям
S
[
S] , xo
[
xo] , yo
[
yo] , а регулировочные прокладки устанавливают толщиной, равной,
хш,
хк. При замере виброактивности и кинематической точности используют известные методы и аппаратуру. Изменение
So, хо и yo в ходе этих замеров обеспечивается теми же прокладками, которые были использованы при составлении системы уравнений (1). Достижение положительного эффекта обусловлено тем, что допуски на отклонение бокового зазора и смещение пятна контакта обеспечивают минимальную виброактивность и высокую кинематическую точность. Эффективность способа растет с ростом серии выпускаемых изделий. Решение уравнения (1) может быть осуществлено различными способами. Сущность способа поясняется на примере регулировки главной передачи заднего моста автомобиля ГАЗ-2410. Выполненное исследование чувствительности главной передачи на погрешности взаимного положения зубчатых колес позволило составить следующую систему линейных уравнений
(2) знак минус перед
So, хо и yо указывает на необходимость так подобрать осевые смещения шестерни
хш и колеса
хк, чтобы были скомпенсированы замеренные после сборки величины,
So и хо и yо. Как следует из (2) двумя независимыми смещениями зубчатых колес
хк и
хш не удается свести к нулю все три параметра
So, хо и yo, поэтому необходимо принимать компромиссные решения, обеспечивающие попадание этих параметров в поле допуска, для чего правая часть (2) должна иметь вид
Выражая допустимые осевое и радиальное смещение пятна контакта через допустимое изменение бокового зазора
S:
x = = -Kx
S и
y = K y
S, получим систему уравнений (2) в виде
(3) В (3) коэффициент Kv взят с противоположным к
S и Ky знаком. Это связано с тем, что допускается смещение пятна контакта к малому модулю (-Кх) и на вершину зуба (Кy), а отклонение зазора в зацеплении от номинала 0,35 мм возможно только в плюс. Последнее имеет однозначное решение
S =
(4) Значения Кх и Кy могут меняться в широких пределах. Можно рекомендовать следующий подход для их определения по проведенным измерениям. По допустимым отклонениям положения пятна контакта определяют величину К = [
xo] /[
yo] . В ходе замеров было получено К = 2/0,67 = 3, откуда по принимаемому значению
S
[
S] находим Ky и Кх = 3Кy. Так для
So = 0,3; хо = 2,0; yо = 1,8 получим хш = -0,111 мм, хк = 0,0814 мм Таким образом, использование данного способа позволит выполнить регулировку передачи без необходимости последующей переборки с достижением высокой кинематической точности и минимальной виброактивности гипоидной передачи. (56) Калашников С. Н. и Калашников А. С. Контроль производства конических зубчатых колес. М. : Машиностроение, 1978, с. 154.Формула изобретения
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ , заключающийся в компенсации отклонения величины бокового зазоpа в зацеплении
So от номинального значения и величины смещения центpа пятна контакта от сpедней точки боковой повеpхности зуба по длине X0 и высоте зуба Y0 подбоpом толщины pегулиpовочных пpокладок, отличающийся тем, что, с целью повышения кинематической точности пеpедачи, снижения ее шума, вибpации и тpудоемкости pегулиpовки, пpедваpительно измеpяют
So , Xo , Yo пpи последовательном изменении осевых смещений шестеpни
Xш и колеса
Xк, составляют систему pавнений вида:
(1),измеpяют вибpоактивность и кинематическую точность пpи последовательном изменении
S , Xo , Yo , после чего по величине допусков на вибpоактивность и кинематическую точность устанавливают допуск на отклонение величины бокового зазоpа [
S] и смещение центpа пятна контакта [
Xo] , [
Yo] , по котоpым из уpавнения (1) опpеделяют паpаметpы
Xш,
Xк, удовлетвоpяющие условиям
S
[
S] , Xo
[
X0] , Y0
[
Yo] , а pегулиpовочные пpокладки устанавливают толщиной, pавной
Xш ,
Xк .
Похожие патенты:
Шевронная зубчатая передача // 2010135
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении
Несоосная передача с внутренним контактом // 2010134
Изобретение относится к передаточным механизмам (к передачам внутреннего зацепления)
Измельчитель кормов // 2009635
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а более конкретно - к кормоприготовительным машинам, используемым на животноводческих фермах и комплексах
Зубчатая пара // 2009386
Изобретение относится к зубчатым колесам и может быть использовано в приводах и редукторах
Изобретение относится к машиностроению, в частности механизмам блокировки дифференциалов, преимущественно транспортных средств класса "Москвич", "Жигули", "Волга"
Шариковая червячная передача // 2006720
Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в различных отраслях машиностроения
Планетарный механизм // 2005931
Планетарный механизм // 2005930
Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным механизмам, которые могут быть использованы в сложных механизмах трансмиссий транспортных, строительных и дорожных машин
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении
Планетарная роликовинтовая передача // 2104425
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное
Волновой привод // 2110711
Червячная передача // 2110712
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков
Планетарный редуктор а.и.суровцева // 2110713
Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения
Дифференциальный механизм // 2111396
Планетарный редуктор // 2112166
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования




















