Система автоматического управления заходом на посадку
Изобретение относится к системам автоматического управления движением самолета в режиме снижения по глиссаде при заходе на посадку. Цель изобретения - снижение расхода авиатоплива путем повышения точности управления движением самолета в условиях выпуска самолетной механизации и изменения скорости снижения по глиссаде. Система содержит блок формирования заданных сигналов посадки, датчик 2 угловой скорости тангажа, датчик 3 угла тангажа, первый сумматор 4 и сервопривод 5, второй сумматор 6 и апериодическое звено 7, датчик 8 положения стабилизатора, датчик 9 положения закрылков, датчик 10 скорости, дифференциатор 11, ключ 12, концевой выключатель 13 закрылков, логический элемент НЕ 14, логический элемент ИЛИ 15 и логический элемент И 16. 1 ил.
Изобретение относится к системам автоматического управления летательными аппаратами и может быть использовано для управления движением самолета в режиме снижения по глиссаде при заходе на посадку. Целью изобретения является снижение расхода авиатоплива путем повышения точности управления движением самолета в условиях выпуска самолетной механизации и изменения скорости снижения по глиссаде. На чертеже представлена блок-схема системы автоматического управления заходом на посадку. Система содержит блок формирования заданных сигналов посадки, датчик 2 угловой скорости тангажа, датчик 3 угла тангажа, последовательно соединенные первый сумматор 4 и сервопривод 5, последовательно соединенные второй сумматор 6 и апериодическое звено 7, датчик 8 положения стабилизатора, датчик 9 положения закрылков, последовательно соединенные датчик 10 скорости, дифференциатор 11 и ключ 12, последовательно соединенные концевой выключатель 13 закрылков, логический элемент НЕ 14, логический элемент ИЛИ 15 и логический элемент И 16. Первый выход блока 1 по сигналу зад подключен к седьмому входу первого сумматора 4. Датчик 2 угловой скорости тангажа подключен к четвертому входу первого 4 и шестому входу второго 6 сумматоров. Выход апериодического звена 7 подключен к второму входу первого сумматора 4. Выход сервопривода 5 подключен к первому входу первого сумматора 4 и к первому входу второго сумматора 6. Датчик 8 положения стабилизатора подключен к пятому входу первого и третьему вохду второго сумматоров. Датчик 9 положения закрылков подключен к шестому входу первого сумматора 4 и четвертому входу второго сумматора 6. Выход ключа 12 подключен к пятому входу второго сумматора 6. Второй выход блока 1 подключен к второму входу логического элемента И 16, выход которого подключен к второму входу логического элемента ИЛИ 15 и к управляющему входу ключа 12. Система автоматического управления заходом на посадку работает следующим образом. На первый сумматор 4 поступают сигналы, пропорциональные заданному углу тангажа
зад с блока 1, углу тангажа
с датчика 3 угла тангажа, угловой скорости тангажа
z с датчика 2 угловых скоростей тангажа, углу отклонения руля высоты
в c выхода сервопривода 5, углу отклонения стабилизатора
ст с датчика 8 положения стабилизатора, углу отклонения закрылков
закр с датчика 9 положения закрылков и сигнал W1(p) с выхода апериодического звена 7. Формирование сигнала
зад в блоке 1 может осуществляться по любому из известных законов, например в виде:
зад = W2(p) (
), где
угол отклонения от равносигнальной зоны глиссадного радиомаяка;
зад W3(p) (
h), где h относительная высота полета; или
зад W4(p) (
h, ny)), где ny вертикальная перегрузка, и т.п. На вход апериодического звена 7 с выхода второго сумматора 6 поступают сигналы текущего угла тангажа
с датчика 3, угловой скорости тангажа
z с датчика 2, угла отклонения стабилизатора
ст с датчика 8, угла отклонения закрылков
зак с датчика 9, угла отклонения руля высоты
в с сервопривода 5, а также сигнал воздушной скорости V c датчика 10, пропущенный через дифференциатор 11 и ключ 12. На выходе апериодического звена 7 формируется сигнал W1(p)
(
в-i
-K
-Kзакр
закр-Kст
ст)-Kv
где Т постоянная времени апериодического звена 7; р оператор Лапласса; Кv передаточное число по сигналу pV; i
передаточное число по сигналу угла тангажа
K
z передаточное число по сигналу угловой скорости тангажа
z; Кзакр передаточное число по сигналу угла отклонения закрылков
закр; Кст передаточное число по сигналу отклонения стабилизатора
ст. На выходе первого сумматора 4 формируется следующий сигнал управления сервоприводом 6 руля высоты
в
(i
+K
+Kзакр
закр+Kст
ст)-
зад-Kv
Наличие изодромного звена
, через которое проходят сигналы
z
закр
ст, обеспечивает исключение статических ошибок при различных балансировочных значениях указанных параметров, что повышает точность системы. Под воздействием сигнала
зад от блока 1 обеспечивается возможность перемещения руля высоты для траекторного управления самолетом. Введение в закон управления сигнала
z обеспечивает демпфирование продольного движения самолета. Сигнал
закр вводится для компенсации изменения углов атаки, связанных с изменением геометрической конфигурации самолета в связи с изменением положения закрылков, сигнал
ст для компенсации перемещения стабилизатора соответствующим изменением положения руля высоты, сигнал
для балансировочного перемещения руля высоты, с целью компенсации моментов Мz, возникающих от изменения воздушной скорости самолета. Введение этого сигнала целесообразно только в случае, когда в процессе снижения по глиссаде самолет снижает скорость с соответствующим выпуском закрылков в посадочном положении, при котором с концевого выключателя 13 закрылков поступает сигнал логической "1", проходящей через логические элементы НЕ 14 и ИЛИ 15 на вход логического элемента И 16. На второй вход логического элемента И поступает сигнал логической "1" с второго выхода блока 1, где он формируется в момент входа самолета в глиссаду снижения, т.е. в момент "захвата глиссады". Таким образом, если до перехода на траекторию снижения по глиссаде закрылки еще не установлены в посадочное положение, то в момент "захвата глиссады" с выхода логического элемента И 16 на управляющий вход ключа 12 поступает сигнал логической "1" и замыкается цепь прохождения сигнала. Одновременно сигнал с выхода логического элемента И 16 поступает для блокировки на второй вход логического элемента ИЛИ 15. Устройство позволяет выполнять полет в предпосадочном маневре на "гладком" крыле и производить выпуск закрылков, предкрылков и шасси в процессе снижения по глиссаде с одновременным торможением, при этом рычаги управления двигателями устанавливаются в положение "Малый газ", что обеспечивает экономию топлива.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 10-2002
Извещение опубликовано: 10.04.2002