Электрический двигатель
Использование: для привода вентиляторов, кофемолок, миксеров, ручного электрического инструмента и пр. Сущность изобретения: в электрическом двигателе, содержащем установленные в корпусе статор с обмоткой и закрепленный на валу ротор с полостью, заполненной ферромагнитным дисперсным наполнителем, ротор выполнен из жесткого немагнитного материала, а его полость разделена на равномерно размещенные по окружности ротора герметичные камеры, заполненные диэлектрической жидкостью, элементы ферромагнитного дисперсного наполнителя выполнены из сильно магнитного анизотропного материала, причем наибольший габаритный размер этих элементов не превышает величины 0,01 от полюсного деления ротора. 7 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим двигателям, и может быть использовано для привода вентиляторов, кофемолок, миксеров, ручного электрического инструмента и т. п.
Известен электрический двигатель, содержащий статор, закрепленный на валу ротор и жестко связанные с ними элементы венечного зацепления. Ротор двигателя, вал которого размещен в опорах, выполнен в виде стакана с полой стенкой из эластичного материала. Полость ротора заполнена жидкостью с ферромагнитными элементами. Недостатком двигателя является отсутствие возможности без каких-либо дополнительных средств в схеме управления обеспечить вращение ротора с периодически изменяющейся во времени скоростью, что снижает его эксплуатационные возможности. Наряду с этим недостатком пусковые характеристики известного двигателя не всегда могут отвечать предъявляемым к ним требованиям из-за достаточно резкого разгона ротора. Кроме того, наличие элементов венечного зацепления, а также выполнение ротора из эластичного материала усложняет конструкцию двигателя, уменьшает его надежность и приводит к снижению КПД. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей, улучшение пусковых характеристик, упрощение конструкции, а также повышение надежности и КПД. Указанная цель достигается тем, что в электрическом двигателе, содержащем установленные в корпусе статор с уложенной в пазах обмоткой и закрепленный на валу ротор с полостью, заполненной немагнитной диэлектрической жидкостью с находящимися в ней ферромагнитными элементами, ротор выполнен из жесткого немагнитного диэлектрического материала, его полость разделена на равномерно размещенные по периферии герметичные камеры, находящиеся в жидкости ферромагнитные элементы выполнены из сильномагнитного анизотропного материала, при этом наибольший габаритный размер этих элементов не превышает величину 0,01 от полюсного деления статора. В электрическом двигателе количество камер ротора предпочтительно выбрать равным или больше числа полюсов статора. Электрический двигатель в одном из вариантов может быть снабжен вторым ротором, выполненным из шихтованного сердечника с короткозамкнутой обмоткой, при этом оба ротора закреплены на индивидуальных валах консольно в пределах расточки статора. Электрический двигатель в одном из вариантов может быть снабжен вторым, идентичным первому, ротором, при этом оба ротора закреплены на индивидуальных валах консольно в пределах расточки статора, причем в камерах второго ротора размещены находящиеся в немагнитной диэлектрической жидкости элементы из немагнитного электропроводящего материала с максимальными габаритными размерами, превышающими величину полюсного деления статора. Электрический двигатель в одном из вариантов может быть снабжен вторым, идентичным первому, ротором, при этом оба ротора закреплены на индивидуальных валах консольно в пределах расточки статора, причем в камерах второго ротора размещены находящиеся в немагнитной диэлектрической жидкости ферромагнитные элементы с максимальными габаритными размерами, превышающими величину полюсного деления статора. В это варианте в камерах второго ротора размещены элементы из немагнитного электропроводящего материала с максимальными габаритными размерами, превышающими величину полюсного деления статора. Электрический двигатель может иметь вал одного из роторов, выполненный полым, а в его полости установлен вал другого ротора. Между коаксиально расположенными валами роторов может быть установлена опора вращения. Ферромагнитные частицы, размещенные в герметичных полостях ротора, должны быть выполнены из ферромагнитного анизотропного материала с высокой удельной намагниченностью (более 2 Гс. см3/г), например, из сильномагнитного окисла железа, магнетита Fe3O4 и т. п. Ограничение габаритных размеров ферромагнитных частиц вызвано тем, что в зависимости от габаритов частицы могут перемещаться в магнитном поле статора либо в направлении его вращения, либо встречно. Механизм мелких ферромагнитных частиц и крупных плоских ферромагнитных или электропроводящих элементов во вращающемся или бегущем магнитном поле заключается в том, что мелкие ферромагнитные частицы в отличие от крупных плоских ферромагнитных или электропроводящих элементов перемещаются не в направлении распространения магнитного поля, а в обратном. Этот феномен описывается в статьях профессора E. R. Laithwaite. "The evolution of a three-dimensional electric motor", Electrical Review, 26 October 1973, pp. 566-568 и авторов В. Г. Дейча и В. П. Терехова "Поведение малых ферромагнитных частиц в бегущем магнитном поле", журнал "Электромеханика" N 10, 1984, Известия ВУЗов, с. 23-26 и основан на эффекте Магнуса. Целесообразность выбора ферромагнитных частиц с наибольшим габаритным размером, не превышающим величину 0,01 от полюсного шага статора асинхронного электродвигателя, вытекает из материала упомянутой выше статьи В. Г. Дейча и В. П. Терехова, где указано условие (см. выражение (18)), согласно которому для обеспечения упомянутого выше эффекта габариты а ферромагнитной частицы должны быть много меньше длины волны







Формула изобретения
1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий установленные в корпусе статор с обмоткой и закрепленный на валу ротор с полостью, заполненной ферромагнитным дисперсным наполнителем, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения вращения ротора с периодически изменяющейся во времени скоростью, улучшения пусковых характеристик, упрощения конструкции и повышения надежности и КПД, ротор выполнен из жесткого немагнитного диэлектрического материала, его полость разделена на равномерно размещенные по периферии герметичные камеры, заполненные немагнитной диэлектрической жидкостью, элементы ферромагнитного дисперсного наполнителя выполнены из сильно магнитного анизотропного материала, причем наибольший габаритный размер этих элементов не превышает величины 0,01 полюсного деления ротора. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что количество камер ротора равно или больше числа полюсов статора. 3. Двигатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен вторым ротором, выполненным из шихтованного сердечника с короткозамкнутой обмоткой, при этом оба ротора закреплены на индивидуальных валах консольно в пределах расточки статора. 4. Двигатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен вторым, идентичным первому, ротором, при этом оба ротора закреплены на индивидуальных валах консольно в пределах расточки статора, причем в камерах второго ротора размещены находящиеся в немагнитной диэлектрической жидкости элементы из немагнитного электропроводящего материала с максимальными габаритами, превышающими величину полюсного деления статора. 5. Двигатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен вторым ротором, идентичным первому, при этом оба ротора закреплены на индивидуальных валах консольно в пределах расточки статора, причем в камерах второго ротора размещены находящиеся в немагнитной диэлектрической жидкости ферромагнитные элементы с максимальными габаритными размерами, превышающими величину полюсного деления статора. 6. Двигатель по п. 5, отличающийся тем, что в камерах второго ротора также размещены элементы из немагнитного электропроводящего материала с максимальными габаритами, превышающими величину полюсного деления статора. 7. Двигатель по пп. 3 - 6, отличающийся тем, что вал одного из роторов выполнен полым, а в его полости установлен вал другого ротора. 8. Двигатель по п. 7, отличающийся тем, что между коаксиально расположенными валами роторов установлена опора вращения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4