Турбокомпрессор
Использование: в области трубокомпрессоростроения, преимущественно для наддува двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: предложенный трубокомпрессор содержит ротор с колесом компрессора и турбины, расположенным в корпусах, и размещенную в среднем корпусе зафиксированную от поворота подшипниковую втулку, выполненную составной в виде стакана и размещенных в нем по торцам плавающих вставок, образующих опорные пояски для ротора, причем торцевые поверхности стакана подшипниковой втулки выполнены коническими, а каждая вставка - в виде двустороннего усеченного конуса, при этом опорные пояски образованы коническими поверхностями вставок. 2 ил.
Изобретение относится к турбокомпрессорам (ТКР), преимущественно для наддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС), конкретно к их подшипниковым узлам.
Известен ТРК [1] для наддува ДВС, имеющий подшипник с плавающими вращающимися втулками. Втулки выполнены с упорными фланцами и свободно установлены на валу. В корпусе подшипника выполнены клиновидные в поперечном сечении кольцевые канавки, расположенные смежно сверлениям для подвода смазки. Слив масла производится через два канала, один из которых является главным, а другой - вспомогательным. Под действием центробежной силы частицы осадков отбрасываются к периферии канавок и удаляются через основной канал. Однако в известном турбокомпрессоре подшипниковый узел плохо приспособлен к переходным режимам работы, при которых возможен распор и заклинивание плавающих втулок из-за недостаточной смазки торцовых поверхностей. Известен также ТРК [2] с подшипниковым узлом, содержащим размещенную в статоре с зазором и зафиксированную от проворота подшипниковую втулку, принятый за прототип. Втулка выполнена составной в виде стакана и размещенных в нем по торцам плавающих вставок, образующих опорные пояски для ротора. Недостатком этой конструкции является наличие у плавающих вставок торцовых поверхностей, на которых отсутствует эффект демпфирования ротора в осевом направлении, что приводит к увеличению осевого люфта в процессе эксплуатации и уменьшению ресурса. Цель изобретения - повышение надежности подшипникового узла путем улучшения смазки на переходных режимах, обеспечение самоцентровки опор, увеличение несущей способности, повышение технологичности при изготовлении и сборке и снижение требований к точности обработки. Для этого у стакана составной подшипниковой втулки торцовые поверхности выполнены коническими, а каждая вставка выполнена в виде двустороннего усеченного конуса, при этом опорные пояски образованы коническими поверхностями вставок. На фиг. 1 представлена схема ТКР; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1. В среднем корпусе 1 турбокомпрессора размещен ротор 2 с установленными на его консолях колесом 3 турбины и колесом 4 компрессора. В среднем корпусе размещена подшипниковая втулка, в виде стакана 6. Стакан выполнен с радиальным отверстием 7, в котором размещен фиксатор 8, фиксирующий его от проворота, и размещенными в нем по торцам плавающими вставками 5, образующими опорные пояски для ротора. В фиксаторе выполнен канал 9 для подвода смазки в подшипниковый узел. Между опорными поясками в стакане 6 заключена полость 10, которая ограничена стенками 11. Стакан установлен в среднем корпусе с зазором



Формула изобретения
ТУРБОКОМПРЕССОР преимущественно для двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор с колесами компрессора и турбины, расположенными в корпусах, и размещенную в среднем корпусе зафиксированную от проворота подшипниковую втулку, выполненную составной в виде стакана и размещенных в нем по торцам плавающих вставок, образующих опорные пояски для ротора, отличающийся тем, что торцевые поверхности стакана выполнены коническими, а каждая вставка - в виде двустороннего усеченного конуса, при этом опорные пояски образованы коническими поверхностями вставок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2