Способ стабилизации положения кузова транспортного средства
Изобретение относится к стабилизации положения различных объектов, размещаемых на подвижном опорном основании, например подрессорных частей транспортных средств. Сущность изобретения заключается в том, что измеряют деформацию каждой упругой опоры при движении опорного основания и в зависимости от направления его движения пропорционально деформации изменяют жесткость соответствующих опор. при уменьшении расстояния между кузовом и опорным основанием жесткость опор уменьшают, при увеличении - жесткость опор увеличивают, обеспечивая таким образом постоянство реакций опор. 2 ил.
Изобретение относится к стабилизации положения различных объектов, размещаемых на подвижном опорном основании, например, подрессорных частей транспортных средств.
Известен способ стабилизации положения судна при боковой качке, заключающийся в вытеснении жидкого балласта из креновой емкости одного борта в креновую емкость другого с помощью сжатого воздуха [1] . В этом случае вращающий момент выталкивающих сил воды уравновешивается противоположно направленным моментом сил тяжести балластной жидкости. Недостатком такого способа стабилизации положения твердого тела на упругом и подвижном опорном основании является его большая инерционность. Известны способы стабилизации положения кузова транспортного средства, размещенного на подвижном основании, заключающиеся в применении виброизоляции [2] . Действие виброизоляции сводится к ослаблению связей между опорным основанием и стабилизируемым объектом за счет применения упругих опор и рассеиванию энергии колебаний за счет применения демпферов, при этом уменьшаются динамические воздействия, передаваемые стабилизируемому объекту как силового, так и кинематического характера. Существенными недостатками этих способов являются наличие перемещений стабилизируемого объекта при любых упругодеформирующих характеристиках его связей с опорным основанием, значительная зависимость этих перемещений от частоты колебаний опорного основания или импульса силы его ударного воздействия на стабилизируемый объект. Известны способы стабилизации положения надрессорных частей транспортных средств, кораблей при боковой качке, артиллерийских установок на транспортных средствах, летательных аппаратов и т. п. , заключающиеся в применении гироскопов, оси которых жестко связаны со стабилизируемым телом [3] . Поскольку оси гироскопов на основании свойства устойчивости сохраняют неизменное угловое положение в инерциальной системе отсчета, несмотря на действие внешних сил, то они удерживают стабилизируемое тело от угловых колебаний. Недостатками таких способов являются невозможность стабилизации кузова при его перемещениях параллельно самому себе, высокая конструктивная сложность реализации и небольшие стабилизирующие моменты. Наиболее близким к изобретению являются способы стабилизации положения кузова транспортного средства, размещенного на подвижном основании, заключающиеся в применении виброизоляции с регулируемыми характеристиками жесткости связей между опорным основанием и стабилизируемым объектом [4] . В этом случае благодаря изменению частоты собственных колебаний твердого тела за счет изменения жесткости упругих опор значительно снижается зависимость перемещений стабилизируемого объекта от частоты колебаний опорного основания и импульса силы его ударного воздействия. Однако полностью или практически полностью исключить перемещения стабилизируемого объекта эти способы не позволяют. Цель изобретения - исключение кинематического возбуждения колебаний кузова транспортного средства, размещенного на подвижном опорном основании, за счет целенаправленного регулирования жесткости упругих опор. Это достигается тем, что измеряют деформацию каждой упругой опоры при движении опорного основания и в зависимости от направления его движения пропорционально деформации изменяют жесткость соответствующих опор: при уменьшении расстояния между кузовом и опорным основанием жесткость опор уменьшают, при увеличении - увеличивают, обеспечивая таким образом постоянство реакций опор. В исходном положении кузов транспортного средства располагается на упругих опорах, реакции связи которых образуют равновесную систему сил и моментов относительно опорного основания и центра масс стабилизируемого объекта. В результате объект находится в состоянии покоя. При этом величина реакции каждой упругой опоры определяется формулой Rio= Cio

















Cio - номинальная жесткость i-ой опоры;



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2