Способ изготовления и контроля конических зубчатых пар
Комитет Российской Федерации по иатентам и товарным знакам (о) КЦ (щ (51) 5 23 Р2 16 (2Ц 4847653/08 (22) 10.04.90 (4 6 ) 3 0 . i 2 9 3 E e r L N I I 4 ? 4 8 (71) Научно-исследовательский институ технологии и организации производства двигателей (72) Бовшевский БЛ„Будник Р.И„,Цунаев ЕА Плякин АД; погорелов В.С. (73) Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПАР (57) Использование: область машиностроения, изготовление конических зубчатых переда,:ju!ность изобретения заключается в том, что перед нарезанием зубчатых колес определяются наладки станка, обеспечивающие номинальное положение пятна контакта, коэффициент приведенной жесткости зацепления и величина и направление смещения заготовки на станке относительно инарумента Ось вращения заготовки смещают от номинального положения в направлении действия эксплуатационной нагрузки на величину, значение которой определяют по зависимости S=Q /С, где Q— ло нормальная эксплуатационная нагрузка, . — приор веденная к линии зацепления жесткость пары взаимодействующих зубьев. 3 ил.
2 )05020.<}0
«,тД /( («130008) «8« t "8 0 | НОСИТС11 (Ма«шинос ТОООЕНИЮ, В «}ЯС}!1«)сти«K ИЭГОТОВЛЕНИ!О |(ОНИЧ8
cKих Зубчатых передач, Известен способ HGp83GHi", конических зуб iàть}х колес Г!о заданным наладкам с"Ган-ка (1).!-}едоcTGтком такого спос ба «.Bltft87ся н8соответствие положения пятна
t<0H7GK7G в собран1}ом реду!<тОре но}ииналь" ному поло>}(ен1110, что привОдит к необхОДиf |ОСТИ 6«|8ДЕНИЯ ПОДНЯЛЯДОК СТЯНКЯ И КЯК следствия, — к нарозаник) значительного числа IlpoMBA<(iточных Опьlтных колес, 1 }«!|лболее блиЗким техническим решением, Выбраиным эа Ipo707Hrl, является способ изГОтовления и контроля кОнических зубчатых па(э, ЗВключа}ощийся В том, что
„"убья каждого элемента нареза|от в саит88тствии с задан н ь! Гл пятном контакта путем коррегирования номинального поло>кения заготовки относительно инструмента ° (2).
Недс|статком этого спо „06G ABëëåòcÿ сложность процесса сборки, так KGK из-ЗЯ отсутСТВИЯ Ч8ТКИ)< КОЛИЧЕСТВВННЫХ СООТНОШЕН|ий направленый и величин смешения возникает необходимость их подбора опьп ным пу- 25 тем и, следователь; о, многократной переработке редуктора, }..(е!«!«10 изoáp878I INB яв«!;I8 ГОЙ повыше" ние,гячества иргпто. .Лэн!4я кo>i л:-|еских Г|яр за счет ОбеспечBH я Г}ш".Охкения пя) на " .)}l" та:.TG c уч«: Г(,м )1
«э а i 8083GHием з«у«)ьев нг, :. Я но|и из алеман"
T () в . О и и -! е с к О и и а p bl О с ь В 1) а |ц 8 и ь я . л т зяготивк!л с "8!). (|IQ 07 номиняльноГО поло" >»"
>«- «ия ) напра .!л :>!}ли .:,Л|!ствия эксплуя а
i((lf It! .4<«и нагрузки H! j величину значение
«(огорои Оп()е«, ел}я!От по 3«31}ис}}МОсти
Где 1.} ноомяльняя эксплуятяцис|lняя ня"
Г«««ЗK«««
Сп}> — приведенная к линии зацепления жесткость пар,. Вза;лмодействую|цих эубь- 1-
Ев, 1",/мм.
Соп оста в«ГФельный анализ с r!po7071«iпом rtf)кязь!вает, «!70 отли«|ительные признаки и!)ед)}ох<енного сп0006Я )0380Iiq}07
;простить }ехнологический процесс произ- 50 езд!)TBG конических колес и Гарант«иро«зянно исключить нат :}р на ножках зубьев, что по<000}«лулQ изоáрет8ниq
СПОСОБ ИЗГОТОВЛ= Í È,ß i1 КОНТРОЛй КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПАР, зубья каждого элемента которой нарезают в соЗВОЛИЛО УСТЯНОВИТЬ СООТВВТСТВИЕ ИХ КРИТЕрию "новизна", При изучении других известных технических решений в данной области технические признаки, отличающие изобретение Or прототипа, не бь|ли выявлены и потому Oни обеспечивают ему соответствие критер}л}0 суlцественны8 ОтличиЙ . Ня Фиг. " представлена схема направления дейсти1Я, усилий и соответствующих им деформаций; на фиг. 2 rtOKGGGHo положение пятна кОнтактя по OKpGcKG пос 18 нярезания колеса по предложенному способу при обкате на контрольно"обкатном станке; на фиг. 3 показано положение пятна контакта по металлу Г редукторе при деЙствии эксПЛУЯТЯЦИОH Ной НЯ ГОУЗ}<|Л, ПредлаГЯемый спОсОб изГОтовления зубчатых колес Осуществляют следующим образом.
Перед нареэанием зубчатых колес определя!От наладки станка, обеспечивающие номинальное положение пятна контакта, а по черте>кам — коэффициент приведенной жесткости зацепления и далее величина и направление смещения заготовки на станке относительно инструмента. После нареза-!
|ив,":г«!6«}атых !<илес при ЗЯДGHHhl>< )tcëoBI«téõ
;l их сборке в pei(/K70pe на номинальных мо! 1тяжных Оясстояниях "|ятно кОнтяктя по
1< р я с к 8 э я н и f4 G (l T Г| 0 л 0: к е и и е I О к я 3 я и и 0 8 и а фиг. 2, к()т!) ро впосл«э.-.-:; вии в Оаботающем
Оедук г(ре rt()ft действ,,!.,«»l эк«соtt««атац} !Онн О Й 4 Я Г || Г 3 K I«l э а и!л м Я е т vj 3 0 6 p G ж е н н О е и Я фиг, 3 огггимальное положение, обеспечиваю цое м-i
2. Авторское сеиде. ельс -eo СССР
1") .751533. кл. В 23 Р 23/10, 1978. ответствии с заданным пятном контакта путем корректирования номинального голожения ЗаготовKH îTHО ительно инструмента, отличающийся тем, что, с целью по})ышения качества «лЗГОто}4л ения кони 482005020 ских пар за счет обеспечения положения пятна контакта с учетом эксплуатационной нагрузки, перед нарезанием зубьев на одном из элементов конической пары ось вращения заготовки смещают от номинального положения в направлении действия эксплуатационной нагрузки на величину, значение которой определяют по зависимости
8 - О.(С., 5 где Îâ - нормальная эксплуатационная нагрузка, Н;
Cnp - приведенная к линии зацепления жесткость нары взаимодействующих зубьев, Н/мм.
2005020
Составитель Е. Дунаев
Техред М.Моргентал Корректор M. Демчик
Редактор
Тираж Подписное
ИПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Заказ 3417
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, ужгород, ул,Гагарина, 101



