Привод транспортного средства
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ„
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам
{21) 4935475/1 1 (22) 12.05.91 (46) 30.11.93 Бюл, Na 43-44
{76) Егоров Владимир Алексеевич (54) ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в транспортных средствах, приводимых в движение мускульной силой. Сущность изобретения: привод выполнен в виде шар(В) RÖ (ii) 2003572 С1 (51) нирного параллелограмма, содержащего кривошип на ведущем валу, рычаг на неподвижной опоре рамы и коромысло с педалью, соединяющее кривошип с рычагом и равное 1,1 — 1,3 длины кривошипа, Неподвижная опора расположена в любой точке окружности с центром на оси ведущего вала и радиусом, равным 1,1 — 13 длины кривошипа. Э ил.
2003572
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой, и можеть быть использовано в устройствах для получения или передачи вращательного движения ведущих звеньев механизма.
Известен педальный привод с изменяющимся расстоянием от оси ведущего вала со звездочкой до оси педали. Педаль крепится не на кривошипе, а на одном из плечей рычага, вращающегося синхронна с педалью. Второе плеча рычага движется возвратно-поступательно через охватывающую его кольцевую втулку, установленную на раме с возможностью BpG цения вокруг своей.аси (На круглом колесе педали идут по эллипсу/Изобретатель и рационализатор, 1983, Й. 10, с,ЗО), Недостатком известного привода является использованием движущегося возвратно-поступательно рычага через охватывающую ега кольцевую втулку, что значительно снижает надежность работы привода и era эффективность.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является педальный привод транспортного средства, содержащий шарнирный четыоехзвенник, в катарам коромысло соединено с рамой через кривошип и рычаг. Кривошип имеет ведущую звездочку на ведущем валу, рычаг посажен на неподвижную опору рамы, педаль установлена на коромысле. а длина коромысла равна 1, l-1,3 длины кривошипа, Длина рычага равна расстоянию от оси ведущего вала до оси неподви>кной опоры, неподвижная опора размещена на расстоянии 2,5-3,0 длины кривошипа над осью ведущего вала и смещена к заднему колесу на расстояние
1,3-2,0 длины кривошипа (а.с. СССР Из
1418176, кл. Б 62 М 1/04, 1987).
Недостатком известного привода является то, чта длина рычага. равная рэсстоя нию от оси ведущего вала до оси неподвижйай опоры, размещенной-на расстоянии 2,5-3,0 длины кривошипа над осью ведущего вала и смещенной к заднему колесу на расстояние 1,3-2,0 длины кривошипа, обусловливают траекторию педали с резко изменяющимся радиусом кривизны, поэтому известный привод может быть использован только в транспортнь.х средствах, работающих с числом оборотов ведущего вала не более 80 в мин, т.к, пр» больших числах оборотов при прохождении педалью изломов траектории в четырехзвеннике возникают удары. Кроме того, рычаг большой длины обусловливает громоздкость приво 10
- ro вала и радиусом, равным 1,1 — 1,3 длины кривошипа.
Выполнение привода в виде шарнирно"о параллелограмма трансформирует траекторию педали с резко изменяющимся радиусом кривизны на траекторию с постоянным радиусом, что обеспечивает плавное по окружности движение педали, а следовательно, устраняет удары в четырехзвеннике и повышает надежность и зффективнось ра60ты самого привода.
Возможность выбора местораспаложе30 ния неподвижной опоры в иабой точке на
55 да. Все это снижает надежность и эффективность работы привода.
Цель изобретения — повышение надежности и эффективности работы привода.
Поставленная цель достигается приводом транспортного средства, выполненным в виде шарнирного четырехзвенника, в которам коромысло соединено с рамой через кривошип и рычаг. Кривошип имеет ведущую звездочку на ведущем валу, рычаг Doсажен на неподвижную опару рамы, педаль установлена на коромысле, а длина коромысле равна 1,1-1,3 длины кривошипа, в котором четырехзвенник выполнен в виде шарнирного параллелограмма, в которой неподвижная опора расположена в любой точке окружности с центром на аси ведущеокружности с центрам на оси ведущего вала и радиусом, равным 1,1 — 1,3 длины кривошипа, позволяет располагать привод в транспортных средствах вертикально с расположением неподвижной опары над осью ведущего вала или горизонтально с расположением неподвижной опоры впереди оси ведущего вала или сзади оси ведущеro вала и, тем самым изменять габариты самого привода, что повышает эффективное его использованием.
На фиг. 1 изобра>кен привод транспортного средства с расположением неподвижной опоры над осью ведущего вала; на фиг,2 — то же, впереди оси ведущего вала; на фиг.3 — то же, сзади оси ведущего вала.
Привод содержит шарнирный четырехзвенник, в котором коромысло 1 соединено с рамой 2 через кривошип 3 с ведущим валом 4 и рычаг 5, посаженный на неподвижную пору 6 рамы 2. Педаль 7 установлена на коромысле 1 с возможностью движения по траектории 8 с условным центром О. Привод имеет ведущую звездочку 9 с цепью 10. Ось
О ведущего вала 4 и ось 02 неподвижной опоры б образуют неподвижное звено 0102 четырехзвенника, а Оси А и А2 шарниров, соединя1ощих KopQMbtcëo 1 с кривошипам 3 и рычагом 5, Определяют геометрию четырехэвенника, где длина кривошипа 3 равна
2003572
50 длине рычага 5: 01А1 = ОгАг, а длина коромысла 1 равна расстоянию от оси 01 ведущего вала 4 до оси Ог неподвижной опоры
6: А1Аг = 010г
Получен шарнирный параллелограмм, в котором А1Аг = (1,1 — 1,3).0>Аг, где длина кривошипа 301А1 является базовой.
Ось Ог неподвижной опоры 6 расположена в любой точке окружности с центром на оси 0> ведущего вала 4 и радиусам R, равным 1,1-1,3 длины кривошипа 3. Это определяет геометрическую форму коромысла
1 и его длину. Коромысло выполнено из двух плеч А1Аг и А1Б, соединенных между собой в шарнире А1 под положительным углом а, находящимся в интервале от 0 до 180 . На фиг,1 угол а равен 90, на фиг.2-0О, на фиг.3 — 180О. Соответственно, наибольшую длину коромысло 1 имеет, например, в конструкции, изображенной на фиг.1, 2, а наименьшую — на фиг,3.
В предложенном приводе ведущим звеном, выполняющим функцию силового рычага, является расстояние от оси 0, ведущего вала 4 до оси Б педали 7, равное сумме длин кривошипа 3 и плеча А1Б коромысла 1:L = 01Б = 01Ai + А1Б, Так как в нашем случае принято, что длина кривошипа 3 равна длине плеча А1Б коромысла 1, то о о=о1А1.
Привод работает следующим образом.
В шарнирном параллелограмме с неподви>кным звеном 010г при вращении кривошипа 3 шарниры А>, Аг и все точки коромысла 1 вращаются по окружностям с радиусом Z, равным длине кривошипа 3, при этом траектория 8 педали 7 также является окружностью с центром О на продольной оси транспортного средства с радиусом, равным длине крившипа 3. Так
Формула изобретения
ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содер>кащий шарнирный четырехзвенник, в котором коромысло соединено с рамой через кривошип и рычаг, установленный на опоре, причем кривошип имеет ведущую звездочку на ведущем валу, педаль установлена на коромысле, а
35 как в нашем случае принято 01А1 = А1Б, то
010 = 01А1. При движении педали вперед длина ведущего звена 01Б увеличивается и достигает наибольшего значения при горизонтальном положении кривошипа
3: 01Б = 01А1 4- А1Б.
При движении педали 7 назад длина ведущего звена 01Б уменьшается и достигает наименьшего значения, также, при горизонтальном положении кривошипа
3, 01Б = OiA) — А1Б.
Выполнение привода в виде шарнирного параллелограмма трансформирует траекторию педали с резко изменяющимся радиусом кривизны на траекторию с постоянным радиусом. что обеспечивает плавное по окружности движение педали и устраняет удары B четырехзвеннике, а также уменьшает габариты привода. Все это повышаег надежность и эффективность работы привода, позволяет использовать его в транспортных средствах, работающих при высоких числах оборотов ведущего вала, в устройствах для получения или передачи вращательного движения ведущих звеньев механизма.
Возможность выбора месторасполо>кения неподвижной опоры на окружности с центром на оси ведущего вала и радиусом, равным 1,1 — 1,3 длины кривошипа, позволив ет изменять габариты привода по высоте и длине, определять геометрическую форму и длину коромысла при конструировании транспортного средства, а также, располагать сам привод в транспортных средствах вертикально и горизонтально, что также способствует эффективному его использованию. (56) Авторское свидетельство
N 1418176, кл. В 62 М 1/04, 1987, длина коромысла равна 1,1 1,3 длины кривошипа, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности в работе привода. четырехзвенник выполнен в виде шарнирного параллелограмма, в котором неподвижная опооа расположена в любой точке окружности. обра- зованной радиусом ведущего вала, равным
1,1- 1,3длины кривошипа.
2003572
2003572
Составитель E. Саярнин
Редактор Т. Павловская Техред M.MoðãåHòàë Корректор Н, Король
Заказ 3363 Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г: Ужгород. ул.Гагарина, 101




