Способ устройства виража на многополосной автомобильной дороге
Область использования: проектирование , строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Сущность изобретения: по ширине проезжей части создают переменный поперечный уклон, причем последний создают с последовательным уменьшением от оси дороги к обочинам и определяют его или средний уклон условных касательных, проведенных через точки выпуклой или вогнутой поверхности полосы покрытия для внешних или внутренних относительно продольной оси полос движения согласно зависимости , приведенной в формуле изобретения. 2 ил.
si)s Е О1 С 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 5022430/33 (22) 21.01,92 (46) 07.09.93. Бюл. N. 33-36 (76) Тихонов B,А.
Л
С
С
С
О
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (54) СПОСОБ УСТРОЙСТВА ВИРАЖА НА
МНОГОПОЛОСНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ДОРОГЕ (57) Область использования: проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Сущность изобретения; по
Изобретение относится к области проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и может быть использовано при проектировании и строительстве покрытия многополюсной автомобильной дороги на криволинейном (в плане) участке.
Известно устройство многополюсных дорог с индивидуальным уклоном на каждой полосе, причем уклон полос увеличивают, как правило, по направлению от разделительной полосы к обочине. (Автомобильные перевозки и организация дорожного движения. M. Транспорт, 1981), что используется при проектировании и строительстве прямолинейных участков дорог (СНИП 2,05,0285. и, 4.15).
Недостатком указанного решения явля. ется то, что оно не приемлемо на виражах из условий обеспечения устойчивости транспортных средств и безопасности движения.
Известно также применяемое в практике проектирования и строительства автомобильных дорог решение, при котором покрытие многополюсной дороги на кривой
„„ RU„„ 2000376 С ширине проезжей части создают переменный поперечный уклон, причем последний создают с последовательным уменьшением от оси дороги к обочинам и определяют его или средний уклон условных касательных, проведенных через точки выпуклой или вогнутой поверхности полосы покрытия для внешних или внутренних относительно продольной оси полос движения согласно зависимости, приведенной в формуле изобретения. 2 ил. в плане выполняют с уклоном в сторону центра радиуса поворота, причем уклон принимается равным для всех полос движения в одном направлении (Бобков В. Ф. Современные автомобильные магистрали. М.:
Транспорт, 1974).
Указанное решение обеспечивает повышенную устойчивость автомобиля на криволинейных в плане участках многополосных автомобильных дорог.
Недостатком известного решения является то, что оно не учитывает различие в скоростях движения no ndhoca, а следовательно, предопределяет недостаточную устойчивость быстро движущегося автомобиля по полосе. ближней к осевой линии, и дискомфортные условия при движении с малыми скоростями по полосе, близкой к обочине.
Известно также решение, в соответствии с которым покрытие автомобильной дороги на криволинейном в плане участке имеет в поперечном сечении трехскатный поперечный профиль, причем в середине проезжей части образуют односкатный ви2000376 раж, к концам которого размыкают участки покрытия с большими поперечными уклонами (авторское свидетельство СССР N.
327285, кл. Е 01 С 1/00).
Указанное решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату.
Реализация укаэанного решения позволяет расширить спектр скоростей, при которых проезд виража является комфортным и безопасным.
Недостатком данного решения является необходимость смещения траектории движения автомобиля ближе к обочине при повышенных скоростях, что может быть реализовано только на двухполосных дорогах, Целью изобретения является повышение безопасности движения за счет улучшения устойчивости транспортных средств и создание комфортных условий участникам движения на многополосных дорогах, Цель достигается тем, что покрытие многополосной автомобильной дороги на кривой в плане выполняют с различным поперечным уклоном, причем уклон полос движения покрытия дороги последовательно уменьшают по предложенной зависимости от оси разделительной полосы к обочинам, что учитывает различие в скоростях движения по полосам, так как быстро движущиеся автомобили передвигаются ближе к оси дороги и требуют для обеспечения устойчивости больших поперечных уклонов, чем медленно движущиеся автомобили, перемещающиеся по полосам движения, расположенным ближе к обочинам.
На фиг, 1 показан поперечник покрытия многнополосной автодороги на кривой в плане; на фиг. 2 — покрытие криволинейного очертания дороги с переменным уклоном, где l, l — средние значения уклонов услов1 ных касательных, проходящих через точки поверхностей покрытия криволинейного очертания.
Поперечник покрытия содержит полосы движения внутренние 1 относительно раздельной полосы 3 и внешние 2, и укрепительные полосы 4.
Причем уклон полос назначают исходя из зависимости
К (Ч ass ЛЧ (П 1))
9 К где!л — уклон полосы движения;
n — порядковый номер полосы движения (начиная or разделительной полосы от оси дороги) в каждом направлении;
К вЂ” коэффициент распределения поперечной силы, 1/3-1/4; чрасч — максимальная расчетная скоmax рость движения по дороге на участке устройства виража, м/с:
Л ч — изменение расчетной скорости движения по полосам, (О <Лч < 14 м/с) минимальное значение соответствует отсутствию изменения скорости движения по полосам, м/с;
9 — ускорение силы тяжести, м/с:
R — радиус кривой в плане, м.
Уклон полос движения определяется для каждого частотного случая по формуле (1) индивидуально, С учетом предельных значений h,v npu максимальной расчетной скорости 150 км/ч (41.3 м/с) рекомендуется: для 4-полосных дорог (по 2 полосы в одну сторону) Л ч = 12 м/с; для 6-полосных дорог (по 3 полосы в одну
20 сторону) Л v = 6 м/с; для 8-полосных дорог (по 4 полосы в одну сторону) Л ч = 4 м/с; для 10-полосных дорог (по 5 полос в одну сторону) h, ч = 3 м/с.
При изменении расчетной скорости рекомендуется пропорционально изменять
Лч.
Устройство конструкции по фиг. 1 рекомендуется осуществлять с использованием автоматизированного комплекса машин со скользящими формами (типа ДС = 100).
Определив по формуле (1) уклоны полос движения проезжей части. графически отображают поперечник покрытия начиная от осевой линии(или полосы ближней к осевой линии) и примыкая каждую последующую полосу движения к предыдущей, После чего определяют рабочие отметки основания покрытия ближайшей от осевой линии полосы движения и задают их в натуре с помощью копирной струны. Задав рабочим органам профилировщика, необходимый поперечный уклон осуществляют профилировку основания и, при необходимости, укрепление его вяжущим, после чего операция повтЬряется на смежных полосах. После подготовки основания осуществляют укладку покрытия, также начиная от полосы движения ближайшей к осевой линии. Причем уложенная полоса покрытия может использоваться в качестве базиса (вместо копирной струны) для примыкающей полосы движения при определении вертикальных отметок.
Покрытие дороги может быть также выполнено в виде кривой линии, у которой уклон касательных последовательно уменьшается от оси дороги к обочине (см. фиг. 2), Указанное решение обеспечивает большую безопасность при пересгроениях автомоби2000376 п -1}
% е I
4 (г
Oui / ля с полосы на полосу, но устройство криволинейного покрытия более трудоемко и может включать отдельные операции, выполняемые вручную или при помощи . средств малой механизации (например руч- 5 ных глубинных и поверхностных вибраторов).
Эффективность предлагаемого способа заключается в том, что при создании дифференцированного согласно предложенной 10 зависимости поперечного уклона по полосам движения увеличивается безопасность движения (так как увеличивается устойчивость движущегося автомобиля) и комфортность проезда по криволинейному участку. 15
Больший поперечный уклон проезжей части на полосах движения близких к разделительной полосе (с большими скоростями движения), кроме того, улучшает поверхностный водоотвод с этих полос, что также 20 способствует повышению безопасности движения, Формула изобретения
Способ устройства виража на многополосной автомобильной дороге, включаю- 25 щий создание переменного по ширине проезжей части поперечного уклона. о т л ич а ю шийся тем, что уклон создают с последовательным уменьшением от оси дороги к обочинам и определяют его или средний уклон условных касательных, проведенных через точки выпуклых или вогнутых поверхностей полос покрытия для внешних или внутренних относительно продольной оси полос движени по следующей зависимости:
Ь0 R
1 Э где 1л — уклон полосы движения (а при криволинейном поперечном профиле покрытия уклон хорды, соединяющей крайние точки половы покрытия или средний уклон условных касательных. проведенных через точки поверхности полосы покрытия); и — порядковый номер полосы движения, начиная от разделительной полосы или от оси дороги, в каждом направлении;
К вЂ” коэффициент распределения поперечной силы 1/4 до 1; чрзсч " — максимальная расчетная скорость движения по дороге на участке выполнения виража, м/с;
Л ч — изменение расчетной скорости движения по полосам (О < Ьv < 14), м/с;
R — радиус кривой в плане, м,


