Турбонасосный агрегат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскин
Соииалистическин
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
1<л. 59Ь, 4
Заявлено 30.1Х.1966 (№ 1104846/25-8) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 13.XI.1967. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 6.11.1968
ИП1 F 05с
УД1(621.675(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
В. П. Бырдин, Ю. Н. Михайлов и В. B. Веселовский
Заявитель
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ
Известны турбонасосные агрегаты с рабочими насосным и турбинным колесами, связанными с общей ступицей, установленной на подшипниках скольжения или гидростатических, имеющих каналы для подвода рабочей высоконапорной жидкости в турбинное колесо.
Описываемый турбонасосный агрегат отличается от известных тем, что во входной горловине насоса сделаны тангенциальные отверстия для закрутки потока рабочей жидкостью, выходящей из зазоров подшипника. В корпусе подшипника размещен ограничитель оборотов в виде пружины-дросселя, поджимаемой цен тробежными грузами и перекрывающей каналы для подвода жидкости в турбинное колесо.
Этот турбонасосный агрегат увеличивает антикавитационные качества насоса и повышаег его к.п.д.
На фиг. 1 изображен предложенный насос в разрезе; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение по B — В на фиг. 1.
Турбонасосный агрегат состоит из корпуса
1, рабочего колеса с турбинными лопатками 2 и насосными лопатками 8, предвключенного осевого колеса 4 и бандажа 5, установленного в гидростатическом подшипнике. В корпусе б подшипника установлен ограничитель оборотов, состоящий из пружины 7 прямоугольного сечения, клинового поджимающего устройства
8 и 9 и шариков 10.
Рабочая жидкость от высоконапорной магистрали по каналам 11 через межвитковые зазоры пружины ограничителя оборотов подводится к соплам 12 первой реактивной ступени турбины, где часть энергии давления жидкости превращается в кинетическую энергию вращения колеса. Одновременно рабочая жид10 кость по каналам 18, 14, 15 и 1б в корпусе 1 агрегата и корпусе б подшипника подается в осевые и радиальные зазоры подшипника.
Подшипник, состоящий из двух частей а и б, фиксируется от продольного смещения штифтами (не показаны), входящими в кольцевую проточку 17, а от проворачивания — кулачками 18.
Струи жидкости, выбрасываемые из сопел, попадают в направляющий аппарат 19 и да20 лее — на лопатки 2 второй ступени турбины, где расходуется остальная часть энергии рабочей жидкости. Через лопаточный диффузор
20 отработавшая в турбине жидкость направляется в общий сборник (улитку) или в ин25 дивидуальную систему отвода. Перекачиваемая жидкость, пройдя лопаточный диффузор
21 насоса, поступает в сборник, При увеличении оборотов колеса агрегата выше допустимых шарики ограничителя под
"-0 действием центробежных сил перемещаются
205562
Предмет изобретения
I га Рьг 4
945 ф
514 7
Уаг/
Составитель С. Брыкова
Редактор Л. Жаворонкова Техред А. А. Камышникова Корректоры: Л. В. Наделяева и В. Г. Ионова
Заказ 4245/15 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2 по радиусу и сжимают пружину, уменьшая доступ рабочей жидкости к турбине.
Для увеличения антикавитационных свойств насоса во входной горловине его выполнены тангенциальные отверстия 22 для закрутки потока рабочей жидкостью, выходящей из зазоров подшипника.
Турбонасосный агрегат с рабочими насосным и турбинным колесами, связанными с оощей ступицей, установленной на подшипниках скольжения или гидростатических, имеющих каналы для подвода рабочей высоконапорной жидкости в турбинное колесо, отличающийся тем, что, с целью увеличения антикавитацион5 ных свойств насоса и повышения к.п.д., во входной горловине насоса выполнены тангенциальные отверстия для закрутки потока рабочей жидкостью, выходящей из зазоров подшипника, в корпусе которого размещен ограничитель оборотов, выполненный в виде пружины-дросселя, поджимаемой центробежными грузами и перекрывающей каналы для подвода жидкости втурбинное колесо.

