Привод буровой установки
ОПИСАНИЕ I92IIO
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ союз Советоиии
Социалистических
Ресоублии
Зависимое от авт. свидетельства X
Заявлено 25Х11.1963 (№ 849575/24-6) с присоединением заявки Ме
Кл. 5а, 12/10
46f, 3/01
МПК Е 21Ь
F 02с
УДК 622.242-843.8 (088.8) Приоригет
Комитет ло делам изобретений и OTKpblTHA: ори Совете Министров
СССР
Опубликовано 06.11.1967. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 6.IV.1967
Авторы изобретения A. X. Доброхотов, Ю. К. Лишенкевич, Л. В. Кондратьев, Л, И. Берхман, - . .;;«, Ц,, . р, X. С. Тимофеев и А. Я. Ветман
Заявитель Е; 711,,: ;:-, /
ПРИВОД БУРОВОЙ УСТАНОВКИ
При запуске двигателя его энергия затрачи25 вается на раскрутку ротора компрессорной турбины.
Для повышения экономичности буровой установки с газотурбинным приводом в камере сгорания могут быть использованы попутные
30 газы, Известны приводы буровых установок, выполненные в виде двухвального газотурбинного двигателя.
Предлагаемый привод отличается от известных соединением вала компрессорной турбины с электрогенератором для использования ее избыточной мощности на режимах частич ной нагрузки двигателя и регулированием силовой турбины заслонками, установленными в газопроводе между турбинами и за силовой турбиной.
На чертеже изображена схема привода буровой установки.
Предлагаемый привод содержит расположенные на одном валу турбину с компрессором 1, силовую турбину 2, связанную с компрессорной турбиной газопроводом 8. В газопроводе между турбинами расположена заслонка 4 для перепуска газа в атмосферу, а на выходе из силовой турбины — заслонка б для перекрытия газового тракта. С помощью этих заслонок можно осуществить независимое регулирование мощности силовой турбины и улучшить ее динамические характеристики. Силовая турбина через коробку передач б и коробку скоростей 7 приводит буровую лебедку 8, Для использования избыточной мощности компрессорной турбины на режимах частичной нагрузки двигателя к валу компрессорной турбины подсоединен электрогенератор 9, передающий электроэнергию в сеть.
В качестве двигателя привода могут быть использованы отработавшие авиационные турбовинтовые двигатели одновальной схемы, препарированные следующим образом: у первого двигателя, используемого в качестве турбокомпрессорного агрегата, препарируются
10 воздушный винт и последняя ступень турбины, а у другого, используемого в качестве силовой турбины, все, кроме последней ступени турбины. Ооа двигателя соединены газоподводящим трактом.
15 Для варианта схемы привода без использования электрогенератора возможно применение маховика 10, вращающегося при работе двигателя совместно с валом компрессорной турбины. При выключении двигателя на вре20 мя выполнения вспомогательных работ маховик отключается от вала турбины и продолжает вращаться по инерции.
192110
Предмет изобретения
Составитель В. Троицкая
Текрсд Л. Ьриккер Корректоры: Е. Ф. Полионова и Т. Н. Дмитриева
Редактор Е. Кречетова
Заказ 815/1 1ираж 535 Подписное
ЦИИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, д. 2
1. Привод буровой установки, выполненный в виде двухвального газотурбинного двигателя, на одном валу которого расположена турбина с компрессором, а на другом — силовая турбина с буровой лебедкой, отличающийся тем, что, с целью использования избыточной мощности компрессорной турбины на режимах частичной нагрузки двигателя, вал компрессорной турбины соединен с потребителем, например электрогенератором.
2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения независимого регулирования силовой турбины и улучшения ее динамических характеристик, в газовоздушном трак5 те между турбинами установлена заслонка для перепуска газа в атмосферу, а на выходе из силовой турбины — заслонка для перекрытия тракта.
3. Привод по пп. 1 и 2, отличающийся при10 менением одновальных отработавших препарированных авиационных двигателей.

