Топливный насос высокого давления
союз советских социАлистических
РЕСПУБЛИК оы F 02 M 59/00
Г УДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
8 ДОМСТВО СССР (Г(СПАТЕНТ СССР) с пис ииг изовркткиия
К . -АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.(21 4664501/06 (22 22.03.89 (46 30.08.93. Бюл. М 32 (71 Гомельский политехнический институт (72 Б.И.Ершов и Ш.Б.Ершов (56 Башта T..M. Машиностроительная гидра ика. Справочное пособие. M. Машиност ение, 1971, с.163-166. (54 ТОПЛИВKЫЙ НАСОС В6!СОКОГО
ДА ЛЕНИЯ (57. Использование: машиностроение, в частн сти двигателестроение. Сущность изобр тения: топливный насос высокого
Я2 1837115 А1 давления радиально-поршневого типа с плунжерами 3 снабжен топливоподкачивэющим насосом с толкателем, механизмом управления подачей топлива с рейкой 7, примыкающей к корпусу. На конце рейки 7 выполнен скос, кинематически соединенный с диском 5, установленным с возможностью ограниченного поворота. На примыкающей к блоку плунжеров 2 IloBepxности диска 5 выполнены радиальные канавки 11 со сквозными сверлениями в диске
5, оси которых параллельны оси насоса, 1 з.п, ф-лы, 3 ил.
1 ъ ОО
6д
1837115
Изобретение относится к изготовлению или эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение эффективности работы топливного насоса. 5
На фиг.1 изображен продольный разрез топливного насоса; на фиг.2 — поперечный разрез насоса; на фиг.3 — приведены графики цикловой подачи топлива предлагаемого и существующего насосов высокого давления..
Предлагаемое устройство содержит эксцентриковый вал 1, блок плунжеров 2, установленный на подшипниках эксцентри- 1 кового колена. Блок плунжеров, как показано на фиг.2, удерживается от вращения и совершает плоскопэраллельное движение, именуемое сканирующим, Плунжеры 3 в отверстиях блока образуют плунжерные камеры. Через плунжерные камеры проходят сквозные каналы 4 (окна). Диск 5 имеет на примыкающей к блоку плунжеров поверхности радиальные канавки 11 со сквозными отверстиями. Комплект втулок и пружин 6 создают гидростатическое поджатие блока плунжеров к диску 5 и опорному кольцу, обладающему круговой проточкой 10. Рейка
7 превращается в короткий шток. который узлом 8 кинематически связан с диском 5.
Штуцер 12 в комплекте с обратным клапаном заимствован из существующих конструкций насосов. Канал 9 представляет линию низкого давления. соединенную с подкачивающим насосом.
Фиг.2 показывает взаимодействие выступов блока плунжеров 2 и пазов в корпусе.
Плоско-параллельное движение, которое именуется сканирующим, обеспечивает всем очкам на блоке плунжеров и сквозному каналу(окну) 4 круговую траекторию движе- 4О ния с радиусом равным величине эксцентриситетэ приводного вала..В процессе движения по круговой траектории, окно 4 взаимодействует с радиальным пазом 11 на 45 заданном регулируемом участке. Этим обеспечивается регулирование подачи топлива в камеры двигателя.
Фиг.3 показывает графики цикловой подачи топлива одним плунжером новой и существующей конструкций.
Из сопоставления упомянутых графиков следует; — новая конструкция насоса имеет более выраженную релейную форму подачи топлива, чем это позволяет традиционный кулачковый насос, — новая конструкция обеспечивает регулирование подачи топлива осечкой в начальной и конечной фазах подачи. что весьма проблематично для насосов существующих конструкций.
Из устройства нового насоса следует еще одно достоинство. В насосе отсутствует рейка, как звено взаимодействующее с суммой отдельных гильз. За счет этого, технологическая точность изготовления окон на блоке плунжеров и радиальных канавок на диске, примыкающем к нему, исключают необходимость монтажной или эксплуатационной регулировки насоса.
Новая конструкция даст экономический эффект исчисляемый: — no экономии металла, — по снижению трудоемкости изготовления, — по повышению интенсивности впрыска топлива и улучшению качества сгорания его.
Новая конструкция будет способствовать созданию более экономичных дизелей, в том числе для легковых автомашин.
Формула изобретения
1. Топливный насос высокого давления, содержащий корпус, вал с эксцентриком. установленные в корпусе на подшипниках, блок плунжеров с рабочими камерами и каналами, диск, примыкающий к блоку плунжеров и установленный соосно с главной осьюнасоса,отличающийся тем,что. с целью повышения эффективности в рабоte, он снабжен топливоподкачивэющим насосом с тол кателем, механизмом управления подачей топлива с рейкой, примыкающей к корпусу, на конце которой выполнен скос, кинематически соединенный с диском, установленным с возможностью ограниченного поворота. а на его примыкающей к блоку плунжеров поверхности выполнены радиальные канавки со сквозными сверлениями в диске, оси которых параллельны главной оси насоса.
2. Насос по п1, о тл и ч а ю шийся тем, что блок плунжеров кинематически связан с толкателем топливоподкачивэющего насоса.
1837115
Д-A 5-6
IZ . чслоЕио
Прсзрачен
Аюк
Риа Z а
Ф М
М Д 1
80 /Вб хао
Составитель Б.Ершов
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор М.Ткач
Редактор Т. Горячева
Заказ 2857 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
3 8
1
l !
l !


